Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Шемот.

 

 

1. В каком порядке описаны сыновья Якова в начале нашей главы?

 

Сыновья Якова описаны в порядке, в котором он женился на их мамах: сначала дети Леи, потом Рахели, потом Билхи и потом Зилпы. При этом Йосеф описан последним, т.к. он был в Египте.

 

2. Хазал считают, что Йосеф умер раньше всех его братьев. Как это подсказано в Торе, и почему это произошло?

 

Так как в стих (1:6) написано: «И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение». А насчет причины на это, есть много разных мнений у Хазаль. Йосеф зря сказал, что «он будет кормить» своих братьев. Всевышний как бы ответил: «Еще посмотрим, кто будет их кормить», и забрал его первым (Сехель Тов, Берешит 50, см. перушей Баале Тосафот). Еще у Хазаль есть мнение, что Йосеф не должен был слушать, как братья называют их отца «его рабом» (Пирке Дерабби Элиэзер, 38, Тана Дебе Элияху, перек хаеридот, 1). Также они говорят, что власть и правление уводят человека раньше времени из этого мира (Берахот 55а).

 

3. «И пошел человек из дома Леви» (2:1). Куда он пошел?

 

Простой смысл, что это выражение в Торе, указывающее на начало новой акции (см. Рамбан). Но есть и другие мнения (см. Раши и Ибн Эзра).

 

4. Куда Моше убежал из Египта?

 

Тора говорит, что Моше попал в Мидьян (это в сегодняшней Саудовской Аравии). Но по многим мнениям, в Мидьян он попал не сразу, и сначала долгое время находился в Африке.

 

5. «И было, в те многие дни, умер царь Египта, и стонали сыны Израиля от тяжкой работы и громко взывали …» (2: 23). Почему евреи особенно мучились после смерти царя?

 

Даже при жестоком царе, существует определенный порядок. Но после его смерти, наступает анархия (пока не поставят нового царя), и в это время евреям пришлось особенно трудно (ГР”А в Коль Элияху). Также, евреи все время правления предыдущего царя надеялись, что когда он умрет, станет лучше,  и поэтому, когда лучше не стало, (а может быть стало хуже), то они совсем отчаялись (Рамбан). (Представьте, например, как бы почувствовали себе репрессированные, если бы после Сталина в Советском Союзе стал бы править такой же жестокий человек.)

 

6. «И сказал Моше Б-гу: Кто я, чтобы мне идти к фараону, и чтобы мне вывести сынов Исраэля из Египта? И сказал Он: Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе» (3:11-12). Непонятно как именно «служение на горе» отвечает на вопрос Моше?

 

Рашбам (3:11) объясняет, что Моше спросил в том числе, как именно удастся уговорить фараона отпустить наш народ, и Всевышний ответил ему, что Моше лишь попросит у фараона вывести народ временно, чтобы служить Всевышнему на горе Синай.

 

7. Какой смысл после того, как уже фараон сказал, что он не признает Г-спода, и Израиль не отпустит (5:2), Моше было повторять: «Б-г евреев явился нам; пойдем же мы на три дня пути в пустыню и принесем жертвы Господу, Б-гу нашему» (5:3)?

 

Сначала Моше упомянул Главное Имя Всевышнего, Творца мира, и на это фараон ответил, что он не верит в Ашема. Тогда, Моше сказал, что «Б-г евреев» требует от нас, чтобы мы пошли на время ему служить, и это не противоречило вере фараона, (т.к. он верил, что у каждой нации есть свое божество). Но будучи жестоким автократом, он все равно отказался отпустить евреев даже на время.

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Каждый еврей должен произносить по сто благословений в день. А как считается «день» для этого закона?

 

По большинству мнений, день считается с вечера до вечера. Насчет того, кто молится вечернюю молитву до захода солнца, есть неуверенность, засчитываются ли благословения Шма и Амиды для следующего дня, поэтому следует сделать дополнительные брохиШаббат это еще 11 благословений, см. Бецел Хохма 4:155).

 

9. А относится ли этот закон только к мужчинам, или к женщинам тоже?

 

Есть диспут на этот счет, но обычай, похоже, следовать мягкому мнению.

 

10. А как «набрать» 100 благословений в Шаббат?

 

Нужно либо в течении дня нюхать разные благовония, или есть фрукты и сласти, или хотя бы внимательно слушать благословения других людей (например, вызванных к Торе), и это по некоторым мнениям тоже засчитывается. (В скором времени, с помощью Всевышнего, должна выйти моя статья в великолепном журнале «Мир Торы», и я там обсуждаю эту тему подробно.)

 

Вопросы на эрудицию.

 

 

11. Когда описывается, как дочь фараона взяла Моше, используется выражение:ותשלח את אמתה . В Талмуде (Сота 12б) есть диспут, как переводить эту фразу: «и протянула руку» или «и послала служанку». А какому из этих мнений следует наша Месора (традиция правописания в нашей Торе)?

 

Хотя согласные в любом случае пишутся одинаково, существуют различия в печатном тексте. Например, если אמתה значит «руку», то букву «Мем» нужно писать с дагешем (см. Минхат Шай). В наших изданиях, «Мем» без дагеша, и поэтому значение слова – «служанка».

 

12. В нашей главе Всевышний обращается к Моше, упоминая его имя дважды подряд «Моше, Моше». А к кому еще Всевышний так обращался?

 

К Аврааму (Берешит 22:11), Якову (Берешит 46:2) и Шмуэлю (Шмуэль 1:3:10).

 

13. А какие еще имена в Пятикнижие написаны дважды подряд, но не как обращение к этому человеку?

 

Ноах (Берешит 6:9), Шем (Берешит 11:10), Терах (Берешит 11:27). Также имя Авраам написано еще в одном стихе (Берешит 25:19) дважды подряд.

 

 

Предыдущая глава