Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Глава Шемот.

 

1. Сколько лет после прибытия в Египет, началось преследование нашего народа?

Тора не сообщает нам точных дат, но согласно Хазаль, это произошло после смерти последнего из сыновей Якова - Леви, т.е. 93 года после прибытия в Египет.

 

2. Сколько лет наш народ пробыл в Египетском изгнании?

Хазаль считают, что в изгнании мы были всего 210 лет, хотя есть и другие мнения (см. наши слова здесь и здесь).

 

3. В чем смысл имени Мирьям?

Некоторые объясняют, что это имя происходит от слова горечь (мар). К рождению Мирьям, мучения нашего народа увеличились (см. Шемот Рабба 26:1, Шир Аширим Рабба 2:28, см. также Маараль, Гевурот Ашем 26).

 

4. Кто дал Моше его имя?

Большинство комментаторов считают, что Моше был назван дочкой фараона, но, по мнению Абарбанеля, Моше так назвала его собственная мама Йохевед.

 

5. Сколько лет было Моше, когда он убежал из Египта?

Есть мнение, что ему было лишь 12 (Шемот Рабба 5:2), но есть Мидраши, согласно которым ему уже было 20 или даже 40 лет (Шемот Рабба 1:27). В любом случае он немало скитался, пока не попал в Мидьян, где он встретил Ципору.

 

6. В Шемот 4:24-25 мы читаем загадочное повествование: «И было в пути на ночлеге, его настиг Б-г и хотел умертвить его. И взяла Ципора острый нож, и обрезала крайнюю плоть сына своего». Кого именно хотел умертвить Всевышний?

Есть мнение, что в опасности был Моше, а по-другому мнению, это был его сын.

 

7. Как проявилось то, что Всевышний хотел умертвить его?

Возможно ребенок (или Моше) вдруг сильно заболел. Но Хазаль объясняют, что ангел Всевышнего пришел и стал заглатывать Моше (или его сына).

 

8. За что Всевышний разгневался?

Простой смысл, что Моше повременил с обрезанием сына. Рашбам же объясняет, что гнев Всевышнего был за то, что Моше так долго отказывался стать посланником, чтобы спасти наш народ (да и сейчас не поторопился и поехал вместе с семьей).

 

9. Какого сына обрезала Ципора?

По большинству мнений - это был Элиэзер (Шемот Рабба 5:8), но есть мнение, что это был ГершомТаргум Йонатан»).

 

10. Что после этого произошло с Ципорой и детьми?

Есть мнение, что она осталась с выздоравливающим ребенком и позже вернулась домой.

 

Вопросы по законам Субботы.

 

11. Можно ли в Шаббат покормить животное?

 

Если оно принадлежит еврею, то да.

 

12. Если случайно взяли мукцу в руки, что теперь делать?

 

По многим мнениям, раз уже взяли, то можно положить куда угодно.

 

13. Если нужно поехать куда-то после Субботы, можно ли договориться с таксистом в пятницу, чтобы он был около дома сразу после конца Шаббата?

 

Так не следует делать, и нужно дать ему время приехать после Шаббата (Минхат Йицхак 6:25). Но некоторые разрешают сказать таксисту, что он может приехать и позже, но если он сам хочет, он может прибыть к нашему дому таким образом, чтобы сразу выехать в Моцей Шаббат (см. Нишмат Шаббат 5:106). Разумеется, имеется в виду таксист нееврей, иначе нельзя помогать другому еврею грешить.

 

14. Если случайно запутались шнурки, можно ли их распутать?

 

Обычно это разрешается, если скажем было завязано на бантик, но случайно получилось два узла.

 

15. Можно ли поменять ремень на брюках?

 

Если такой ремень (или подтяжки) не оставляют в брюках навсегда, то можно разрешить (см. Мишна Берура 317:16).

 

16. Можно ли в Шаббат достать еду из морозилки, чтобы она оттаяла и стала пригодной после Субботы?

 

Некоторые разрешают, конечно,  если еда не мукце, и уж во всяком случае, если она понадобится ради мицвы, например «мелаве малки» (см. Махазе Элияху 64 и Нишмат Шаббат 5:386).

 

17. Можно ли наливать кипяток из чайника в стакан, который только что помыли и он еще влажный?

 

Некоторые разрешают, но многие с этим строги.

 

18. В каких случаях можно помыться в Шаббат?

 

Горячий или теплый душ нельзя принимать. А если хотят помыть меньше половины тела, то некоторые разрешают, если соблюдены два условия: в бойлере отключили нагрев воды, т.е. вода уже нагрета до Шаббата, а также новая холодная вода не поступает в бойлер (иначе она будет нагреваться от горячей воды в бойлере). (Практически все это почти невозможно осуществить, т.к. если отключить доступ новой воды, то давление воды падает, и она не течет нормально, поэтому, как правило, ортодоксальные евреи в Шаббат горячей водой из крана не пользуются, а в случае больного человека, или ребенка, которому нужна горячая вода, следует поговорить с раввином. Заметим, что в Израиле для нагрева воды часто используются солнечные батареи, и существует диспут раввинов, является ли это смягчающим обстоятельством.) А холодной водой, если очень требуется, можно разрешить помыться, но быть осторожным, чтобы не выжимать волосы (но многие разрешают их осторожно вытереть полотенцем). В любом случае, Ашкеназский обычай стараться избегать мыться в Шаббат даже в холодной воде.

 

Предыдущая глава