Вопрос

 

В этой грустной главе мы узнаем о грехе десяти разведчиков. Весь эпизод, кажется, очень неясным. Почему эти разведчики принесли плохие новости? В чем именно выражалась нехватка веры, которая заставила большинство нации не хотеть войти в Землю Израиля? Может ли действительно быть, что люди, которые всего год назад видели разделение моря решат, что Всевышний неспособен спасти их от наций Ханаана, живущих на Святой Земле?

 

Ответ.

 

Грех разведчиков наверно является одним из самых грустных эпизодов в нашей истории[1]. Этот грех никогда полностью не был прощен. День после их возвращения, который наша нация проплакала всю ночь, стал самым грустным днем в нашем календаре: Девятое Ава. Очень важно понять, в чем состоял проступок разведчиков, чтобы не повторить его. Конечно, трудно вообразить, что их грех был простой нехваткой доверия и веры. Как обычно в отношениях к грехам людей тех поколений[2], в них должен был быть некоторый элемент "Лешем Шамайим[3]" - "действия ради небес".

 

Чтобы лучше понять что случилось, мы должны понять, что Управление Всевышнего работает согласно определенным принципам. В некотором смысле, существует структура даже для способов, которыми выполняются чудеса. Точно так же как физические законы «природы», хотя ни в коей мере не ограничивают Самого Творца, скорее являются правилами, по которым Он Сам предпочитает действовать, таким же образом существуют и духовные законы. Хотя Всевышний, мог бы управлять миром, без каких-либо правил, Он пожелал вместо этого, регулировать миром согласно ряду законов, которые Он Сам создал. Одна из причин для этого решения – ради нас самих, чтобы мы были в состоянии иметь, по крайней мере, хоть некоторое понимание духовного Управления. Если бы эти правила не были сделаны, то желания Всевышнего было бы полностью вне нашего понимания. По правде говоря, Сам Творец действительно вне нашего постижения, но Он позволяет нам говорить о конечных частях Своей Воли, и делает возможной связь между нами, конечными существами и Ним, Бесконечным Создателем[4]. Действительно все обсуждение в Кабале относительно Сфирот, Парцуфим и Оламот имеет отношение к изучению частей Воли Всевышнего[5]. Известное понятие "Цимцум" - имеет отношение к Воле Всевышнего - "ограничение" Его бесконечных способностей, и использование, только конечных Частичек Воли, чтобы создать вселенную способом, которым она была создана.

 

Используя эти принципы, мы можем начать понимать ошибку десяти разведчиков. Конечно, разведчики не сомневались о том, что Всевышний может сделать. Однако вопрос не был в том, что Всевышний в состоянии сделать, а скорее в том, что Он фактически сделает согласно Своим законам духовного Управления. Является ли наша нация на достаточно высоком духовном уровне, чтобы быть в состоянии вести сражение на духовном фронте с нациями Ханаана, имеющие очень глубокие корни в духовных мирах[6]? Живут ли на Святой Земле праведные люди, чтобы защитить жителей Ханаана своими заслугами[7]? Имеем ли мы после всех наших грехов, достаточную духовную силу, чтобы заслужить необходимую Б-жественную защиту[8]? Является ли духовный корень этого поколения евреев более подходящим для жизни в пустыне, чем на Земле Израиля[9]? В пустыне они могли спокойно изучать Тору, но на Земле Израиля они должны будут обрабатывать землю[10]. Эти и другие вопросы мучили разведчиков, когда они отправлялись в свой путь.

 

То, что эти высоко духовно-чувствительные люди видели на Святой Земле, усилило их решение, что при нормальных обстоятельствах наша нация не будет успешна. Нации земли казались очень сильными не только физически, но также и духовно. С корнем очень высоко в духовных мирах[11] они, казалось, были еще более могучими, чем Египтяне. С другой стороны, наша нация стала намного слабее после эпизода с золотым тельцом. Казалось, что исправление нужное, чтобы пересилить тридцати одного короля Ханаана - вне способности еврейского народа.

 

Действительно разведчики сделали ужасную ошибку. Если бы мы только вошли в Землю Израиля, духовный корень Управления Всевышнего для нашей нации изменился бы, и мы были бы успешны. В этом случае, мы должны были только положиться на Всевышнего, все исправление случилось бы не через пробуждение снизу, а через действие Всевышнего сверху. Разведчики, однако, были необъективны и не видели правду. Причина для их предвзятости была в том, что их лидерство и способность быть во главе нашей нации происходили от их духовного корня, который имел отношение к Управлению в пустыни. Как только мы вошли бы в Святую Землю, и Управление бы изменилось, нашлись бы более подходящие лидеры для нашей нации[12]. В этом отношении ошибка разведчиков была очень похожа на ошибку Йеровама[13]. Хотя они, казалось, действовали Лешем Шамайим[14], по правде говоря, они обманывали себя. Их решение не было в пользу людей, а скорее ради удержания власти[15].

 

Как все мы знаем, эти десять разведчиков были наказаны очень строго. Как мы упоминали в главе Ки Тиса, Всевышний судит великих людей более строго, согласно их уровню[16]. Что касается нашей нации, последствия были катастрофические. Даже Моше не был в состоянии обеспечить для нас полное прощение, но только смягчил Б-жественный декрет. Однако наши люди приняли наказание праведно. В течение следующих 39 лет они добровольно рыли собственные могилы перед каждым Девятым Ава и спали в них. На следующее утро многие не вставали.

 

Выучила ли наша нация свой урок? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что для всего хорошего есть также и противоположная сила. Эта сила, ецер hара, часто использует самые логичные аргументы и даже представляет грех как мицву. Время от времени, даже эпизод этой главы используется ей.

 

Все мы знаем об особой мицве жизни на Святой Земле. То, что наши мудрецы говорят об этой мицве, весьма впечатлительно. Это земля - самая святая из всех мест. Все мицвы, выполненные там считаются на более высоком уровне, чем всюду еще[17]. С другой стороны, проживание там требует особенной осторожности и праведности[18]. В конце концов, грехи, сделанные в Эрец Йисраэль также наказуемы намного больше, так как эта земля – Дворец Всевышнего[19].

 

Наши мудрецы учат нас, что есть времена, когда мицва для еврейского народа в целом проживать на Земле Израиля. С другой стороны, есть время Галута, когда мы рассеяны по всему миру, пока мы не вернемся к соблюдению Торы со всем нашим сердцем и душой[20]. Пока это не случится, мы не будем в состоянии, и мы не должны пробовать собраться все вместе на Святой Земле. Талмуд упоминает, что Рав Йеуда особенно любил Землю Израиля[21], и все же, сам он не позволял никому иммигрировать туда, так как после разрушения Храма те, кто - вне Святой Земли, должны остаться там[22]. Однако закон не следует за его мнением[23]. Человеку даже в наше время не только разрешается иммигрировать в Землю Израиля, но это также поощряется, если он праведен и планирует вести образ жизни, полный Торы и мицвот[24]. Это относится только, если он может найти жилье в религиозном районе, где его дети будут окружены праведностью и их не уведут в плохую сторону[25]. Все это применяется только к отдельному человеку, но большинство еврейского народа останется в изгнании, пока наша нация полностью не вернется к Всевышнему.

 

В прошлом столетии, движение сионизма пробовало заставить весь еврейский народ иммигрировать в Израиль. Помимо опасности этого начинания[26], в конечном счете, это движение привело к упадку в соблюдении заповедей Торы и на Земле Израиля и вне нее[27]. Многие из потомков людей, которые приняли убеждения сионистов, не религиозны сегодня. Сионисты обычно сравнивали наших мудрецов, которые выступали против их движения, с десятью разведчиками. По правде говоря, сами сионисты сравнимы с теми людьми Первого Храма, которые не слушали пророков, требовавших прекратить сопротивление королю Вавилона и добровольно уйти в изгнание, и с людьми Второго Храма, которые не послушав мудрецов восстали против Римлян и принесли разрушение нашей нации. Что касается наших мудрецов, они знали, как отличить время, когда мицва бороться за независимость, и время, когда мицва принять изгнание и гнет наций мира[28]. И мы будем ждать каждый день полного спасения, и самое большое сражение, которое мы можем вести, чтобы достигнуть этого, - это сражение, чтобы привести наших братьев и сестер к соблюдению заповедей Торы!

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 

 

 

 

 

 



[1] Очевидно этот грех имел самый большой эффект на нашу историю в пустыне. Кроме того, согласно Рамбану (16:1) бунт Кораха был также прямым результатом наказания после греха разведчиков.

 

[2]  В частности разведчики были всеми важными и праведными людьми, выбранными самим Моше (см. Раши 13:3).

 

[3]  См. наши слова к главе Ки Тиса относительно греха Йеровама.

 

[4] См. детальное обсуждение в Рамхаль, Маамар Авикуах, 42-50; Клах Питхе Хохма, 1; Ликутим напечатанные после комментария ГР"А к Сифра Децниута, начиная со слов: Сод Ацимцум.

 

[5] Рамхаль (Маам Ахохома начиная со слов: «Иньян Асфирот») сравнивает это с человеком, который пробует показаться и действовать определенным образом в группе тех, чей интеллектуальный уровень ниже, чем его собственный. Он создает себе тип образа, через который он общается с ними, чтобы они могли его понять. Все мы делаем это время от времени, когда мы говорим с маленькими детьми. Точно так же Всевышний создает различные "маски", через которые мы можем получить некоторую связь с Ним. Таким образом, пророки видели изображения Всевышнего, указывающие на Его качества и желания, хотя в их пророчестве им сообщалось, что это изображение не Сам Творец, поскольку Он Сам не имеет никакого облика. Также наша нация на горе Синай видела изображение Всевышнего, как старца, полного милосердия (см. Раши, Шемот 20:2 от имени Мехилты).

 

[6] См. Рав Иицхак Айзек Хавер в Афике Ям, Сота 35а.

 

[7] См. Талмуд, Бава Батра 15а.

 

[8] См. Рамхаль к этой главе.

 

[9] См. Рав Менахем Азария в Йонат Илем, 88 и Дивре Йоэль к этой главе.

 

[10] См. Диврей Иоэль и Сфат Эмет к этой главе.

 

[11] См. Маим Адирим, стр. 283.

[12] См. Зоар 3:158a, Шла Акодеш к этой главе.

 

[13]  См. ГР"А в Яхель Ор 3:158а.

 

[14] День, когда они умерли, стал добровольным постом (см. Шулхан Арух, Оррах Хаим 580:2; Каф Ахаим 580:14.)

 

[15] См. Талмуд, Менахот 109б; Авот Дераби Натан 10:3, что даже кротким и скромным людям, как только они получают власть, очень трудно отступить, когда приходит время передать ее другим.

 

[16]  См. Талмуд, Бава Меция 33б.

 

[17] См. Сифри, Рээ 28, Вайоэль Моше 2:36. См. также Сифри Экев, 7; Сифра Бехар, 5; Сифри Аазину, 28.

 

[18]  См. ГР"А в письме к его жене во время его поездки на Святую Землю.

 

[19] См. Рав Йисроэль из Шклова (автор был учеником ГР"А) в Пеат Ашулхан 1:15. Он также ссылается на Маарама, что земля Израиля - земля, "которая ест своих жителей!" Это удивительное утверждение; ведь его использовали разведчики! Рав Йисроэль отвечает, что действительно разведчики говорили правду. Для тех людей, которые не находятся на правильном духовном уровне, земля Израиля не подходит, поскольку она не терпит грешников, (см. также Авне Незер, Йоре Деа 454; Вайоэль Моше 2:37-41).

 

[20] См. Деварим 30:1-14.

 

[21] Брахот 43а.

 

[22]  Кетубот 110б.

 

[23] См. Вайоэль Моше 1:9.

 

[24] См. Тешувот Веханхагот 4:327.

 

[25]  См. Вайоэль Моше 2:33. См. также Вопросы и Ответы Меил Цедака, 26, что, если человек зарабатывает на жизнь вне Земли Израиля, но на Святой Земле, должен будет жить на пожертвования, он должен остаться, где он живет.

 

[26] См. Талмуд,  Кетубот 111a, письма Рабейну Вайсманделя напечатанные в "Торат Хемед", 65-ое письмо.

 

 

[27]  С другой стороны потомки тех людей, которые приехали на Святую Землю до движения сионизма и те, кто приехал позже, но не из-за сионистов, включают сегодня процветающие религиозные общины.

 

[28] Как мы видим, прямо после греха десяти разведчиков было много людей, которые надеялись "скомпенсировать грех", завоевывая землю, но они не были успешны. Действительно мицва ведения войны, чтобы получить Землю Израиля применяется только в определенные времена, и не относится во время изгнания (см. Талмуд,  Кетубот 111a).