בס"ד.

 

В этом году Шавуот попадает на среду и четверг этой недели.

 

Попробуйте ответить на следующие вопросы. Во многих случаях существует несколько ответов на вопрос, ниже мы приведем лишь один из ответов. Счастливого праздника.

 

Вопросы:

 

1. Почему Шавуот не определяется Торой, как определенный день месяца Сивана?

 

2. Почему вне земли Израиля мы празднуем Шавуот два дня?

 

3. Мы называем в наших молитвах Шавуот "Днем дарования Торы"? Что именно произошло в этот день?

 

4. Почему принято не спать в ночь Шавуота?

 

5. Почему принято есть также молочную пищу в этот праздник?

 

6. Почему в этот праздник мы читаем книгу Рут?

 

7. Существуют ли особые законы, которые мне нужно знать перед этим праздником?

 

 

Ответы:

 

1. Как известно, Тора не определяет Шавуот, как день шестого Сивана. Тора заповедует нам считать 49 дней, начиная со дня после Песах, и на пятидесятый устроить праздник. В принципе, Шавоут мог бы попасть и на другое число месяца Сивана, он лишь зависит от того, когда начался Нисан. Период в 49 дней считается приготовлением к получению Торы. Наш народ очищался от идолопоклонства египтян, и с тех пор это время стало временем очищения и приготовления. Наша нация сравнивается с женщиной, которая считает "семь чистых дней", с той лишь разницей, что народ считает не семь дней, а семь недель. У многих на самом деле принято упоминать какие части Сфир очищаются каждый день Сфиры. В наших комментариях к главе Эмор, мы описали более подробно, что происходит в этот период времени.

 

2. Простая причина празднования всех праздников по два дня вне земли Израиля состоит в том, что когда календарь не был фиксированным, вне земли Израиля могли не узнать вовремя, на какой день попал первый день месяца. Т.к. остальные праздники попадают на середину месяца, между первым числом и началом праздника у посланников не было достаточно времени, чтобы дойти то Вавилона и других общин. Но ведь Шавуот не зависит от Сивана, и конечно с первого числа Нисана до Шавуота было достаточно времени, чтобы сообщить на какой день попадет праздник. Тем не менее, и Шавоут празднуется два дня, чтобы не делать другие законы для этого праздника[1]. С другой стороны, согласно Гаоним и мудрецам Каббалы, на самом деле вне земли Израиля требуется дополнительный день, чтобы получить ту духовность, которую в Израиле можно получить за один день. Разумеется, это относится и к Шавуоту, как к любому празднику.

 

3. Интересно, что письменная Тора нигде не называет Шавуот днем дарования Торы, или днем Синайского откровения. Талмуд приводит два мнения о том, когда еврейский народ услышал 10 заповедей. Согласно мнению Рабби Йоси, это произошло седьмого Сивана, а согласно большинству мудрецов - шестого. Таким образом, вне земли Израиля мы на самом деле празднуем оба дня, это еще одна подсказка на второй день Шавуота[2]. Что касается самих десяти заповедей, по некоторым мнениям наш народ услыш все их, а по другим мнениям только первые две мы услышали от самого Творца. Они и написаны во втором лице. Остальные мы услышали от Моше и они написаны в третьем лице. Во всяком случае Синайское откровение было единственным случаем в истории, когда целый народ поднялся на пророческий уровень и вошел в контакт с Творцом. Никогда ни до ни после никакая нация не утверждая подобное, и никогда такое не произойдет ни с одним народом, как предсказано самой Торой (Деварим ). Разумеется, не вся Тора была дана в Шавоут, см. наши слова в главе Йитро.

 

4. Согласно мидрашу, в день дарования Торы наш народ проспал, и их пришлось будить. Теперь, чтобы скомпенсировать, мы изучаем Торы всю ночь[3]. Принято читать начало и конец каждой недельной главы, и каждой книги пророков, а также те отрывки, которые имеют непосредственно отношение к празднику[4]. Многие также читают первую и последнюю мишну каждого трактата. Если есть время, читают вкратце о каждой из 613 заповедей, и отрывки из Зоара говорящие про этот праздник. Утром молятся с восходом солнца, и это самое благоприятное время для молитвы.

 

5. Молоко сравнивается с качеством милосердия, и мы тоже надеемся, что Творец очистит нас от всей нашей нечистоты, как Он очистил поколение вышедшее из Египта, и будет судить нас милосердно[5].

 

6. Шавуот - это Йорцайт царя Давида, а также и книга Рут описывает историю праматери Давида[6].

 

7. В принципе законы праздника обычны[7], но существуют некоторые нюансы относящиеся только к Шавуоту. Вечером у многих принято делать Кидуш только когда полностью стемнеет, т.к. 7 недель между Песахом и Шавоутом должны быть полными. По отношению к некоторым утренним благословениям, есть неуверенность, могут ли их произносить те, кто не спали всю ночь. Поэтому принято, что кто-то из тех, кто поспал, произносит их громко для всех. Хотя принято есть молочную пищу, нужно поесть и мясное, как в любой праздник. Обычно утром делают Кидуш и едят молочное, а трапезу устраивают позже (хотя бы через пол часа), и тогда едят мясное.

 

 



[1] См. Рамбам, законы освещения нового месяца, 3:12, см. также ответы Хатам Софера, Йоре Деа 250

[2] См. Маген Авраам 494:1.

 

[3] Разумеется, человек, который не сможет молиться  нормально, если не поспит, или не может концентрироваться на изучении, пусть пойдет спать. Тем более, если он проводит эту ночь за пустыми разговорами и т.п.

 

[4] Аризаль, Шаар Акавонот, Друшей Хаш Ашавуот.

 

[5] См. Арух Ашулхан 494:5.

 

[6] См. Шааре Тешува 494:2.

[7] См. Pinchas.htm