Талмуд (Рош Ашана 16) учит нас, что в Рош Ашана Творец судит всех людей, но приговор не запечатывается до Йом Кипура. Потом талмуд поясняет, что праведники уже до Йом Кипура записываются на жизнь, а грешники - на смерть. Приговор обычных людей остается «подвешенным» до Йом Кипура и зависит от их раскаяния в эти десять дней.

 

Один из первых вопросов, который задает себе каждый, состоит в том, почему же тогда столько явно нехороших людей живут счастливо до старости. С другой стороны, множество праведных людей умирает молодыми, значит, они были записаны на смерть.

 

На самом деле этот вопрос стар как мир. И в письменной Торе, и в талмуде упоминается не раз, что награда и наказание в этом мире не всегда зависят от праведности. Иногда Создатель даёт злодею за некоторые хорошие дела, которые тот сделал, награды и счастливую жизнь, но в будущем душа этого человека будет уничтожена (см. Дварим 7:10). Также иногда праведник страдает в этом мире за те возможные промахи, которые он допустил, страдания очищают его, и после смерти он получает награду за всё хорошее, что он сделал (см. Талмуд Кидушин 39б).

 

Кроме всего сказанного, нужно также учесть, что награда и наказание каждой личности определяются согласно всем жизням этой души. Бывает, что в одной жизни человек грешит, а в своём следующем "гилгуле" он получает наказания за грехи. Таким образом, мы вообще не можем определить, почему одни люди получают награду в этом мире, а другие - страдают (Пирке Авот 4:15).

 

Как же тогда объяснить утверждение талмуда насчет праведников, записываемых на жизнь, а грешников - на смерть. Пишет Виленский Гаон (комментарии к Зоару, конец Бемидбар, комментарии к Шулхан Аруху, конец параграфа 582) что под "жизнью" и "смертью" здесь подразумевается положение в будущем мире. Дело в том, что хотя каждое наше дело не забывается и за все в результате придется держать ответ, но существует общая сумма всех наших дел. Добрые дела, как поплавки, тянут нас наверх, а грехи - вниз. Дела человека окутывают его духовную сущность как одежда, и общий итог всех дел может быть позитивным, негативным или нулевым. В Рош Ашана врата Ган Эдена (рая) и Геинома (ада) открываются, и духовность каждого человека тянется туда, куда ведут его дела. Праведник сразу оказыватся в Ган Эдене и записывается на вечную жизнь, а грешник оказывается в Геиноме и записывается на смерть. В отношении обычных людей решение о жизни и смерти не принимается в Рош Ашана, они остаются «подвешенными» до Йом Кипура, когда решается окончательно их приговор.

 

Всё вышесказанное относится к жизни в будущем мире. С другой стороны, что касается жизни следующего года в этом мире, Виленский Гаон пишет, что все записываются в Рош Ашана, но с помощью добрых дел и раскаяния часто можно изменить приговор, т.к. запечатывание не происходит до Йом Кипура. Поэтому мы благословляем друг друга в Рош Ашана: "Да будете Вы записаны на хороший год".