1. Талмуд (Песахим 102б) учит, что не следует делать мицвы "пачками". А какое следствие этого закона относится к свадьбе?

 

2. Детали свадебного балдахина (Хупы) во многом напоминает праздник суккот (например, сама хупа похожа на шалаш суккота, невеста ходит вокруг жениха 7 раз, как мы ходим в хошану рабу). А какая связь существует между хупой и праздником Песах?

 

3. Какое благословение, связанное со свадьбой, не упомянуто в Талмуде, но упоминается в писаниях Гаоним, а сегодня его никто не произносит?

 

4. Шулхан Арух упоминает обычай организовать свадьбу в первой половине лунного месяца, и сообщает, что это не попадает под запрет меонэн - (выбирания благоприятных времен для своих действий). Хотя этот обычай не упоминается в Талмуде, Талмуд говорит о другом наиболее подходящем времени для свадьбы. О каком?

 

5. Согласно некоторым мнениям одно из пожеланий молодоженам связано с утренним благословением после Шма. Что это за пожелание?

 

6. Сегодня это слово известно всем, и многие используют его, описывая еврейскую свадьбу. Но что это слово значило изначально, является предметом множества диспутов. Что это за слово?

 

7. Один из обычаев дня свадьбы связан с историей, описанной в Торе про одного злодея.  Что это за обычай?

 

8. Загадка: женщина говорит мужчине: Как дела, братик? Как дела у твоего отца, который брат моего сына? Как такое возможно?

 

9. В западных странах и на еврейских и на нееврейских свадьбах , невеста одевается определенным образом. Однако именно по этой причине некоторые раввины считали что этот стиль платья слишком нееврейским и старались не подражать ему. Какой это стиль одежды?

 

10. Число "Семь" ассоциируется с многими аспектами свадьбы. Семь благословений, семь дней веселья, семь раз невеста обходит вокруг жениха. Обычно, когда мы находим число семь в Торе, то появляется и число 7*7+1=50 (седьмой  год - шмита,пятидесятый Йовель, Песах длится семь дней, а 50 дней спустя  - Шавуот и т.д. ) . И где число 50 появляется в отношении свадьбы?

 

11. Какой минхаг на свадьбе упомянут в Талмуде, но потом во многих местах долгое время не практиковался, а теперь снова в основном практикуется?

 

12. Назовите число, которое сегодня для нас ассоциируется со свадебными благословениями, но если бы его упомянули мудрецам Талмуда, они бы вряд ли уловили эту связь.

 

13. По некоторым мнениям, ашкеназский нусах благословения при обручении до нас дошел неправильно из-за похожего произношения двух разных букв. Какие это буквы?

 

14. В этой библейской книге нет почти никаких практических указаний - мицвот. Но из нее учатся некоторые детали свадебного благословения. Что это за книга?

 

15. Один мужчина дал другому кольцо, произведя, таким образом, обряд кидушина. Как это возможно?

 

16. Один из великих Ришоним (мудрецов средних веков) доказывал свое халахическое постановление цитируя грешного Лавана. Что именно он процитировал и почему слова Лавана могут помочь постановить халаху для нас?

 

17. В истории двух женщин, которые не могли поделить ребенка и пришли на суд к царю Шломо есть много непонятного. Но по некоторым мнениям, эти женщины были не случайные соседки, но их связывало некое родство. Согласно этому одной из них было одинаково "выгодно" как и если сын окажется ее ребенком, также и если его казнит Шломо. Согласно этому объяснению, кем эти женщины приходились друг другу.

 

18. Загадка: Я и ты - двоюродные братья. Я и твой отец - двоюродные братья. Я и твоя мать - двоюродные брат с сестрой. Как такое возможно?

 

19. Как может быть, что во время свадьбы мужу не нужно было писать жене Кетубу, но позже, после многих лет совместной жизни, пришлось написать Кетубу?

 

20. Почему некоторые из "шева брахот" (семи свадебных благословений) начинаются на Барух, некоторые кончаются на Барух, а некоторые и начинаются и кончаются на Барух?

 

21. Как может быть, что ребенок женщины мамзер, но если она выйдет за определенного человека замуж, ее ребенок перестанет быть мамзером?

 

22. В отношении свадьбы существует немало различий между сефардскими и ашкеназскими евреями, и одно из различий основано на буквальном или не буквальном понимании выражения, которое в Талмуде написано во множественном числе. Что это за различие?

 

23. Обычно, законы учатся из Талмуда а не из письменной Торы. Но в одном из законов женитьбы, Раавад доказывает свою шиту прямо из Танаха. Где? (Подсказка: он цитирует книгу Дивре Аямим).

 

24. Обычно, родословная определяется по отцу, и поэтому сын Леви является Леви. Но, по многим мнениям, иногда человек может быть Леви, даже если его отец не Леви. Каким образом?

 

25. Почему на мицву жениться не говорят благословение Шехехияну, которое обычно делают на все редкие заповеди?

 

26. Как известно, Хазал объясняют, что мамзер - это человек родившейся от определенных запрещенных связей. Но среди комментаторов Торы, приводится другое объяснение слова мамзер, которое очень хорошо подходит по контексту. Какое это объяснение?

 

27. Один из мудрецов, живших после Талмуда, сделал множество постановлений, но его самые известные постановления связаны с женитьбой. Кто этот мудрец?

 

28. Другой мудрец, тоже живший после Талмуда, написал определенные повеления в том числе по отношению к женитьбе, и хотя на эти повеления нет никаких Талмудических источников, и порой они противоречат Талмуду, тем не менее, многие еврейские общины свято следуют его советам. Кто этот мудрец?

 

29. Один из законов связанный с женитьбой, способствует укреплению семьи. Этот закон не упомянут ни в Талмуде, ни в Шулхан Арухе, (хотя Кицур Шулхан Арух его приводит), но его внимательно соблюдает большинство евреев. Его источник в определенной интерпретации заповеди Торы, хотя Талмуд дает этой заповеди другую интерпретацию. Что это за заповедь?

 

30. Знаете ли Вы этимологию слова Шидухим?

 

 

31. Многие кошерные евреи сегодня попадают в эту нелестную категорию людей с плохой родословной, на которых, согласно некоторым версиям Талмуда, нежелательно жениться. Но в наших версиях Талмуда эта категория вообще не упомянута. О ком идет речь?

 

Ответы:

1. Мы берем отдельные стаканы вина для благословений на венчание и на Шева Брахот. Также, после еды ашкеназим делают Биркат Амахон на один стакан, а Шева Брахот на другой (Эвен Аэзер 62:9).

 

2. В Песах нельзя есть мацу, до Пасхального Седера, как нельзя иметь отношения с помолвленной до свадьбы (Йерушалми). Поэтому во время Седера делают семь благословений, прежде чем есть мацу (ГРА Саасе Рав 191, Хок Яков 451:6; Эта традиция  была уже у Ришоним: Шиболе Лекет, Абудрахам, Минхагим, Рашбац, Махарив, Кол Бо, Равия).

 

3. Гаоним упоминают броху, которую делает жених после первых отношений с девушкой (см. Эвен Аэзер 63:2, см. также Хелкат Мехокек 63:7).

 

4. Талмуд (первая мишна в Кетубот) говорит, что следует жениться на девушке в среду, а на вдове (или разведенной) в четверг. Тогда первые отношения будут в четверг и в пятницу соответственно, и в эти дни Всевышний благословил живые существа, чтобы они плодились и размножались.

 

5. Шехазивуг Яале Яфе: чтобы эта пара была прекрасной. Некоторые объясняют, что выбрано слово Яфе, потому что после Шма мы говорим утром 15 эпитетов: Эмет Веяцив Векаям Веяшар ... Веяфе, и этим пожеланием мы включаем все остальные: дословно чтобы зивуг поднялся до уровня Яфе, пройдя через все остальные уровни (Авраам Йеошуа Хэшиль, автор Охев Йисроэль из Апты Опатув, городок в Польше).

 

6. Хупа. Хотя сегодня мы так называем еврейскую свадьбу, а в более узком смысле нарядный навес, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания, на самом деле, что во время Талмуда называли Хупой, совсем не очевидно (некоторые из мнений приводит Шулхан Арух, Эвен Аэзер 55:1). Во всяком случае Хупой мы показываем, что теперь уже женаты, и жена входит в дом мужа.

 

7. Минхаг поститься в день свадьбы основан в том числе на Агаде, что Эйсаву были прощены все грехи, когда он женился на Махлат Басмат (Йерушалми, Бикурим 11б, см. Раши, Берешит 36:3).

 

8. Например, Яков женился на Дине, дочери Леи, а его сын Рубен женился на самой Лее. У Якова родился сын Шимон, а у Леи сын Леви. Тогда Дина может сказать Леви: Как дела, братик (по матери)? Как дела у твоего отца (Рубена), который брат моего сына (по отцу). (Бен Иш Хай, первый год, глава Шофтим, 20).

9. Хотя сейчас практически все невесты носят белое платье, когда-то были Хасидские Реббе, которые считали это нееврейским обычаем и избегали его (книга Минхаг Йисраэль Тора).

10. Последнее из семи благословений имеет 50 букв.

 

11. Обычай в память о разрушении Храма, на месте тефилина положить жениху немножко пепла. В средние века, во многих местах мало кто надевал тефилин, поэтому этот обычай тоже не соблюдался (см. Бет Йосеф, Эвен Аезер 65 от имени Кол Бо). Вместо этого приняли обычай разбивать стакан на свадьбе.

 

12. Шева Брахот - Семь [свадебных] благословений. В Талмуде упоминается пять или шесть благословений (см. Кетубот 8а), но обычай деать их на стакан вина (седьмая браха) не упомянут, (см. Рамбам, Ишут 103-4). Видимо установление делать Шева Брахот на стакан вина происходит с времен Сабураев или Гаоним (см. начало Кала Рабти).

 

13. Мы заканчиваем эту браху словами: Благословен освящающий Израиль Хупой и Кидушином (Аль Едей Хупа Векидушин). Но ведь Хупу делают после Кидушина, почему же она упомянута раньше? Бет Йосеф (Эвен Аезер 34) приводит от имени Баал Аитур, что правильный нусах слова Векидушин не через Вав а через Вет: освящающий Израиль Хупой с Кидушином, в смысле, Хупа работает после Кидушина вместе с ним.

 

14. Книга Рут. Из нее учат (Кетубот 7а), что для свадебных благословений нужен миньян.

 

15. Отец может принять Кидушин для своей несовершеннолетней дочери. Также Кидушин можно сделать через посланника, поэтому, если женщина послала какого-то мужчину, принять для нее кольцо, обряд Кидушина будет сделан двумя мужчинами!

 

16. Тосафот (Кидушин 52а) пишут о человеке, который принял Кидушин для своей дочери, не сказав какую дочь он имел в виду. Один из мудрецов постановил, что имелась в виду первая дочь, т.к. в наших местах так не делают, выдавать замуж младшую до старшей (Берешит 29:26). Рав Хаим Каниевский объясняет, что хотя эта фраза принадлежит грешному Лавану,  раз Торы привела именно этот аргумент (хотя у Лавана наверняка было и много других), то значит сам аргумент правильный (хотя конечно обманывать Якаова Лаван не имел права).

 

17. По некоторым мнениям, одна из женщин была невесткой второй, у которой недавно умер муж. По закону, если ребенок умирает в течении 30 дней после рождения, его маме нужно проходить обряд халицы, на случай если ребенок был недоноском. Если живым окажется ребенок свекрови, то невестке нужно ждать 13 лет, пока он подрастет, и сможет сделать ей халицу. Если же живым будет ее собственный ребенок, то никакой халицы не нужно делать. Более того, даже если это ребенок свекрови, если Шломо казнит ребенка, то невестка может выходить замуж, т.к. у умершего мужа тогда не останется братьев. Получается, что одной из женщин был выгоден план Шломо.

 

18. Талмуд (Евамот 97б): Если есть три брата: Рубен, Шимон и Леви, Шимон женился на одной из дочерей Рубена, а сын Леви на второй. Тогда сын Шимона двоюродный брат внука Леви по матери. Отец внука Леви, двоюродный брат сына Шимона (по отцу). И мать внука Леви дочь Рубена, тоже двоюродная сестра сына Шимона (по отцу).

 

19. Если человек женился на глухонемой женщине, эта женитьба Дерабонан, ей не полагается Кетуба, но если она потом перестала быть глухой или немой, то он должен выписать ей Кетубу (Эвен Аезер 67:8).

 

20. Обычно, когда у нас есть серия из нескольких благословений, (например, Шмоне Эсре, Благословения Шма) брохи после первой не начинаются на барух. Тосафот (Кетубот 8а) пишут, что в шева брахот, первые брохи короткие, поэтому они только начинаются на Барух, а Броха Ашер Яцар Эт Хаадам Бецалмо начинается на Барух, потому что иначе мы бы подумали, что она просто продолжение предыдущей брохи. Последняя броха начинается и кончается на Барух, т.к. ее часто произносят без предыдущих (например, когда нет паним хадашот - новых гостей).

 

21. Если муж сказал жене, что он дает ей гет при условии, что она выйдет замуж за определенного человека, а она вышла замуж за другого, то ее ребенок от него будет мамзером. Но если она разведется и выйдет замуж за того, за кого требовал ее муж, то по многим мнениям ее ребенок перестанет быть мамзером, т.к. теперь гет сработал, раз условие соблюли (Эвен Аэзер 143).

 

22. Талмуд говорит, что шева брахот делают только если  есть паним хадашот - новые лица, люди, которые еще не были на свадебных трапезах этой пары. Сефардим понимают это выражение буквально и требуют, чтобы было как минимум два новых лица.

 

23. Может ли Коэн Гадоль иметь две жены? Рамбам пишет что нет, но Раавад (Исуре Биа 17) считает, что это возможно, цитируя священника Ехояду, который взял двух жен (Дивре Аямим 2:24:3). (Другие объясняют, что это стих не говорит о женах Ехояды, а о женщинах, на которых Йехояда женил царя Йоаша. Кроме того совсем не очевидно, что Ехояда был Коэн Гадоль, см. Даат Софрим). 

 

Еще пример, когда Раавад использует стих из Танаха по отношению к свадьбе это диспут о том, сколько жен может иметь царь. Согласно Рамбану (Мелахим 3), царь не может иметь более 18 жен и наложниц, но Раавад считает, что царь может иметь до 18 жен не считая наложниц, пытаясь это доказать из Танаха. Тем не менее, это доказательство не прямое, и базируется не только на стихе.

 

24. Согласно некоторым поским, если дочь Леви родила ребенка от нееврея, то он Леви (см. Шевет Алеви 5:195, см. также его ответ 10:230, где он склоняется к другому мнению). Причина состоит в том, что раз у его отца нет еврейской родословной, то его колено определяется по матери.

 

25. Есть несколько объяснений, одно из них состоит в том, что сама женитьба это не конечная мицва, а главная мицва плодиться и размножаться. Вообще, т.к. разные ответы на этот вопрос неубедительны, то советуют, когда делаешь Шехехияну на новый Талит Гадоль, иметь в виду также прорыть и свадьбу.

 

26. Ибн Эзра приводит мнение, что Мамзер была нация, как Амон и Моав упомянутые до этого.

 

27. Рабену Гершом.

 

28. Рабби Йехуда Хахасид. Он советует не жениться на тезке матери, а женщине не выхолить замуж за тезку отца, братьям не жениться на сестрах и многие другие советы. В случае большинства этих советов, можно найти контр-примеры в самом Талмуде.

 

29. Торы говорит, чтобы после женитьбы хатан оставался дома в течение года и радовал жену. Хазаль считают, что эта мицва относится лишь в случае войны, новобрачный освобожден от воинской повинности. Но Сефер Ахинух вообще запрещает хатану уезжать и оставлять жену в течение первого года их совместной жизни.

 

 

30. Согласно Рану (Шабат 12а), это арамейское слово происходит от слова отдыхать и успокаиваться. Только женатый человек может почувствовать себя спокойно.

 

 

31. В Трактате Недарим (20) упоминаются разные люди, которые были зачаты при неблагоприятных обстоятельствах, и у которых теперь плохие наклонности (например, родители были пьяными). Один из вариантов это бней нидуй (родители были отлучены). Но некоторые версии приводят бней нида - дети ниды. Т.к. большинство нерелигиозных матерей не посещали микву, то считается, что многие Балей Тшува сегодня имеют эту стигму. Тем не менее, если человек стал соблюдающим, и работает над собой, то наверняка, даже если у него были плохое наклонности, он смог над ними преобладать. Более того, согласно Аризалю (Ликуте Песуким, Ийов), именно потому, что у него были сначала плохие наклонности, Бен Нида имеет даже больший потенциал чем обычный еврей!