Законы Цицит

 

 

Здесь описывается одна положительная заповедь:

прикреплять цицит к углам [четырехугольной] одежды.

 

 

 

Глава Первая

 

 

1. Те висящие кисти, которые делают на углах одежды, называются "цицит", потому что они похожи на волосы головы[1], и эти веревочки называются "белыми", потому что мы не обязаны их красить[2]. По закону Торы нет определенного числа этим веревочкам.

 

2. Еще берут шерстяную нитку цвета небес и ей обматывают [белые] нити, и эта [голубая] нить называется "техелет". И Тора не определяет сколько раз нужно обматывать.

 

3. Получается у этой мицвы [цицит] есть два повеления: сделать на углах одежды висящие веревочки и обернуть их голубой веревочкой, как сказано: "И пусть они сделают себе цицит".

 

4. Наличие голубой нити не мешает выполнению заповеди белых нитей, а наличие белых нитей не мешает выполнению заповеди голубых нитей. Как? Если у человека нет голубых нитей, он делает белые цицит. Также, если сначала цицит были сделаны с белыми нитями и голубой нитью, но белые нити оторвались, и осталась только голубая нить, эти цицит кошерны.

 

5. Хотя белые и голубые нити не мешают друг другу [частично] выполнить заповедь, они вместе считаются лишь одной заповедью Торы[3]. Четыре цицит [на четырех углах одежды] составляют все одну заповедь, и все они должны присутствовать, иначе заповедь не выполняется. [Значит] тот, кто носит одежду с четырьмя цицит белого, голубого или обоих цветов выполняет одну заповедь Торы.

 

6. Как делают цицит? Дырочку делают не дальше трех пальцев от угла талита, и не ближе длины последней фаланги пальца[4]. В нее вставляют четыре веревочки и складывают [посередине]. Получается, что свисает восемь веревочек. Длина [свисающей части] веревочек должна быть не меньше четырех пальцев[5], но может быть и длиннее, даже как ама[6] или две амы. И все пальцы измеряются как ширина большого пальца[7]. Один из свисающих концов должен быть голубой, а остальные – белые.

 

7. Первый раз оборачивают вокруг нитей одной из белых нитей, потом голубой нитью оборачивают два раза и завязывают. Эти три витка вместе с узлом называются "хулия".  Потом на небольшом расстоянии делают вторую хулию, но только из трех голубых нитей. Потом на небольшом расстоянии делают третью хулию, и т.д. пока не дойдут до последней хулии, где делают два витка из голубых нитей, и последний виток из белой нити. Потому что раз начали с белой нити, то и заканчивают ей, и мы всегда прибавляем к святости, но не уменьшаем ее[8]. Почему же тогда начинают с белой нити? Потому, что первый виток, который близок к самой одежде, должен быть такого же цвета, как и сама одежда, как сказано (Бемидбар 15:38) "[цицит] аканаф" (цицит на углах) т.е. начало цицит, как сами углы. И так он делает на каждом углу.

 

8. Сколько "хулиот" нужно сделать для каждого угла? Не меньше семи и не больше тринадцати. Все вышесказанное делает мицву особенно красиво выполненной. Но если человек сделал лишь одну хулию, такие цицит кошерны. И если сделал витки на большей части длины кистей, цицит кошерны, но у красивых цицит треть расстояния – витки, а две трети составляют кисть. И следует разделять ниточки, чтобы они не висели запутавшись, как волосы головы.

 

9. Тот, кто делает белые цицит без техелет,  берет одну из восьми свисающих нитей, и оборачивает ей вокруг остальных до трети длины, и оставляет две трети висеть. Если хочет, он может делать много хулиот, как если бы у него были голубые нити и такой у нас обычай. И если хочет, может сделать любое количество витков в каждой хулие. В общем, нужно лишь стараться, чтобы треть длины занимали витки, а две трети кисти. Есть те, кто не очень осторожны с этим, когда цицит лишь белые. А если витки занимают большую часть длины, или сделал только одну хулию, цицит кошерны.

 

10. И белые, и голубые веревочки могут быть сплетены из множества нитей, но это не обязательно. Даже если восемь нитей сплетают в одну веревочку, это одна из веревочек цицит[9].

 

11. И белые и голубые цицит нужно прясть ради мицвы цицит. Их нельзя делать из той шерсти, которая зацепилось за колючки, когда животное лежало там, а также из волосков, выпавших из животного, или из остатка ткани, которую ткач оставляет после плетения, но только из состриженной шерсти, или изо льна. Нельзя делать цицит из ворованной шерсти или шерсти из города, который уничтожают из-за идолопоклонства[10], или из шерсти животных, приготовленных для приношения в Храме. А если цицит сделали из одного из этих видов шерсти, эти цицит некошерны. Если кто-то поклонялся животному, его шерсть нельзя использовать для цицит. А если поклонялись растущему льну, он все еще годится для цицит, потому что не изменится, когда его вынут из земли.

 

12. Если нееврей сделал цицит, они некошерны, как сказано (Бемидбар 15:38): "Скажи детям Израиля, чтобы они сделали цицит". Но если цицит сделал еврей без концентрации [не ради мицвы], кошерны[11]. Если цицит сделали до одежды, они некошерны.

 

13. Как? Если был кусочек материала с цицит, и его пришили на углу одежды, даже если эта одежда большая, размером ама на ама, все равно цицит некошерны, как сказано (Бемидбар 15:38): "Пусть сделают цицит", а не [повесят] уже готовые цицит. Когда вешают готовые, это подобно тому, как если бы цицит появились сами. Можно снимать белые или голубые цицит с одной одежды, чтобы повесить на другую.

 

14. Если человек делал цицит на двух углах одновременно – подвесил веревочки через дырочки на двух углах, сделал цицит, а потом разрезал веревочки посередине, и получились цицит на обоих углах – такие цицит некошерны. Потому что, когда цицит вешали, они не были кошерны – они соединяли сразу два угла. И только после разрезания они стали кистями, получилось, что они, как будто подвешены готовыми.

 

15. Когда человек повесил вторую группу цицит сверху цицит: если имел в виду сделать новые вместо старых, он отрезает старые и новые цицит кошерны. А если хотел добавить к старым цицит [чтобы и те и другие были кошерны], тогда даже когда отрежет старые или новые цицит, оставшиеся будут некошерными. Потому что он повесил новые и испортил этим те и другие цицит [ведь он нарушил запрет не добавлять к заповедям Торы]. И когда он отрезал лишние цицит, те, что остались, как будто появились уже сделанными до одежды.

 

16. Также если одежда была треугольная, и он сначала сделал три цицит, а потом вырезал еще угол, и сделал там цицит, эти цицит некошерны т.к. [три из них] были сделаны до того, как одежда была обязана иметь цицит.

 

17. Невозможно сложить талит вдвое и потом сделать цицит на получившихся четырех углах[12], но можно так сделать, если сложенный талит сначала зашили, хотя бы по одной из сторон[13].

 

18. Если угол талита оторвался на расстоянии в три пальца от угла, можно его пришить, но ближе чем на три пальца нельзя зашить[14]. Если оторвалась часть толщины одежды между дыркой для цицит и краем одежды, даже если осталось хоть немножко, цицит кошерны. Когда оторвались концы веревочек цицит, если осталось достаточно, что можно обернуть их вокруг самих себя[15], они кошерны, но если хоть одна веревочка[16] полностью порвалась, цицит некошерны.

 


Глава Вторая

 

 

1. Цвет техелет упомянутый в Торе – это шерсть покрашенная в голубой цвет подобный небу, освещенному солнцем в ясный день. Цвет техелет для цицит должен быть сделан определенным образом, чтобы он не выцветал и оставался ярким. А если цвет техелет был сделан по-другому, он некошерен, даже если напоминает по цвету небо. Также если покрасили шерсть черноватым или темным цветом, она не годится для цицит. А шерсть [подобия мутации] овцы, родившейся от козы, не годится для цицит.

 

2. Как красят шерстяную нить в цвет техелет? Шерсть держат в извести, потом стирают, пока не станет чистой, и варят в минеральной субстанции, как делают красильщики, чтобы краска хорошо легла. Потом приносят кровь "Хилазона" – моллюска, цвета подобного голубому цвету моря, чья кровь черноватая. Он водится в средиземном море. Эту кровь выливают в кастрюлю и туда добавляют приправы типа глины и т.п., как делают красильщики, и варят все это, и кладут туда шерсть, пока шерсть не станет голубой как небеса, и это техелет для цицит[17].

3. Красить цицит нужно "лишма" (ради мицвы), а, если покрасили не "лишма", цицит некошерны. А если в ведре есть краска, и человек попробовал ее на кусочке шерсти, чтобы увидеть какой получается цвет, он сделал все ведро краски некошерным. Как же ему проверить? Пусть возьмет немножко краски в маленькой чашечке, и тогда туда вставляет кусочек шерсти. После этого нужно сжечь этот кусочек шерсти, потому что его покрасили для пробы [а не ради мицвы], и также остаток краски в этой чашечке нужно выплеснуть – он стал некошерным после пробы. И теперь можно использовать краску в ведре.

 

4. Техелет можно покупать только у специалиста, иначе мы боимся, что его покрасили не "лишма". Даже если техелет купили у специалиста, но выяснилось, что материал был покрашен другим темным цветом, который не будет держаться, эти цицит некошерны.

 

5. Как проверяют техелет, чтобы знать правильной ли краской покрасили? Берут солому и сок шамбала, и мочу, которая простояла сорок дней, и оставляют техелет в них на сутки. Если цвет не изменился и не ослабился, техелет кошерен. Если цвет потускнел, берут ячменное тесто, которое оставили, пока оно не превратилось в закваску, кладут этот потускневший техелет в тесто и пекут в печи. Достают техелет из хлеба и смотрят, если потускнел еще больше, он некошерен, но если он почернел, тогда кошерен.

 

6. Во дворе, у которого репутация, что там продают кошерный техелет, можно покупать не проверяя, пока не появятся подозрения, что техелет, который они продают, некошерен. Если техелет оставили у нееврея, он некошерен – его могли подменить. Но если оставили техелет в сосуде с двумя печатями, тогда кошерен, но одной печати недостаточно.

 

7. Если нашли даже сплетенные нити техелет на улице, они некошерны для цицит. Купивший Талит с цицит у еврея может положиться, что он кошерен. А если купил у нееврея, если это продавец, то Талит кошерен[18], а если нет, то некошерен.

 

8. Талит [не белого цвета], например красного, зеленого и т.д., его "белые" цицит должны быть из того же цвета, как талит – зеленые или красные[19] и т.п. Если весь талит сделан цвета техелет, его "белые" цицит делают из любого цвета, кроме как из черного, потому что черный цвет похож на техелет. И вокруг этих "белых" цицит оборачивают нить техелет, как с белым Талит.

 

9. Наказание того, кто не вешает цицит из белого цвета, больше чем того, кто не делает цицит из техелет. Причина в том, что белые цицит легко сделать, а техелет существует не везде и не всегда.

 


Глава Третья

 

 

1. Одежда, которая обязана иметь цицит по закону Торы, – это четырехугольная одежда, или одежда, у которой более четырех углов. Эта одежда должна быть достаточно большой, чтобы покрыть голову и большую часть тела ребенка, который сам может ходить на рынок. По закону Торы только шерстяная или льняная одежда обязана иметь цицит.

 

2. Но одежда из остальных материалов, как например шелк, хлопок, шерсть верблюдов, кроликов или коз обязана иметь цицит только по закону раввинов, если у нее не меньше четырех углов и минимальный размер упомянутый выше. Потому, что "одеждой" Тора обычно называет только шерстяную или льняную одежду[20].

 

3 [Тора говорит вешать цицит на] "четыре угла одежды" (Деварим 22:12). Таким образом, исключается одежда, у которой только три угла, но не исключается одежда с пятью углами, ведь пять включает и четыре. Но в случае пятиугольной или шестиугольной одежды цицит вешают на четыре угла, которые наиболее отдалены друг от друга, как написано (Деварим 22:12): "на четырех углах одежды своей". 

 

4. Если одежда сделана из ткани, а ее углы из кожи, требуется вешать цицит, но если одежда из кожи, а углы из ткани, не нужно вешать цицит. Потому что мы следуем за главной частью одежды, а не за углами. Если у партнеров есть общая одежда, они обязаны сделать цицит, как сказано (Бемидбар 15:38): "на краях их одежды". А слова (Деварим 22:12) "твоя одежда" используются Торой, чтобы исключить одежду, которую взяли в долг[21]. Поэтому тот, кто занял одежду на время, не обязан вешать на нее цицит в течение тридцати дней, а потом обязан[22].

 

5. Для одежды из шерсти делают белые цицит из шерсти, а для одежды изо льна делают белые цицит изо льна. А для остальных одежд делают белые цицит того же материала, как одежда. Например, для шелковой одежды, делают цицит из шелка, на одежду из козьей шерсти делают белые цицит из козьей шерсти и т.д. Но можно сделать белые цицит из шерсти или льна для одежд из другого материала, потому что шерсть и лен подходят, как белые цицит для любых других материалов, но цицит из остальных материалов годятся только для одежды из такого же материала.

 

6. А можно ли сделать белые цицит из шерсти для льняной одежды, или льняные цицит для шерстяной одежды? Казалось бы, раз техелет делают всегда из шерстяной нити, даже на льняную одежду и, значит, шатнез[23] разрешен для цицит. Тем не менее, раз белые цицит можно сделать из того же материала, что и одежда, то нельзя делать шатнез[24]. Потому что всегда, когда можно сделать положительную мицву, не нарушая отрицательную, нельзя нарушать запрет. Но, если невозможно сделать положительную заповедь, не нарушая отрицательной, разрешается нарушить запрет[25]. [А в случае белых цицит] возможно их повесить, не нарушая запрет [на шатнез[26]]. 

 

7. На одежду из льна не вешают техелет, делают только [льняные] цицит белого цвета[27]. [Хотя по закону Торы] запрет на шатнез не отодвигает заповедь цицит, но раввины запретили делать цицит из шатнеза потому, что человек может надеть эту одежду ночью, когда нет мицвы носить цицит [но есть запрет носить шатнез], и получится, что он нарушает запрет и не делает никакой мицвы. Потому, что обязанность носить цицит относится только к дню, но не к ночи, как сказано (Бемидбар 15:39): "И вы будете видеть [цицит]". Мицва относится к времени, когда светло, и можно видеть цицит[28]. Но слепой должен носить цицит, потому что другие люди видят их на его одежде.

 

8. Разрешается носить цицит ночью в будни и в субботу, но ночью нельзя на них говорить благословение. С какого времени утром говорят браху на цицит? Когда достаточно рассвело, что можно увидеть разницу между белыми и голубыми нитями. А какое благословение? "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам закутываться в цицит." Каждый раз, когда человек закутывается в талит, снова говорит это благословение[29]. Но не говорят никакой брахи, когда вешают на одежду цицит – мицва будет исполнена позже, при ношении.

 

9. Разрешается заходить в цицит в туалет и в ванную комнату. Когда белые или голубые цицит оторвались, их можно выбросить [и не обязательно хоронить]. Потому что у этого предмета мицвы нет собственной святости [в отличие от тефилин или мезузы[30]]. Запрещено продавать талит с цицит идолопоклоннику, не потому, что у цицит есть святость, а потому, что другие евреи тогда его будут принимать за еврея. Он же может [оказаться бандитом] и пойти с евреем в путь, и убить его. Женщины, слуги и дети освобождены от цицит по закону Торы. А раввины постановили, чтобы [отец сделал цицит] тому ребенку, который может сам закутаться, чтобы обучить его заповедям. А если слуги или женщины хотят носить цицит, они не должны говорить благословения. И если женщины хотят выполнять остальные позитивные заповеди без благословения[31], мы их не останавливаем. Тумтум[32] и андрогин[33] обязаны делать цицит, но не говорят благословение.

 

10. Как исполняют мицву? Каждый, кто обязан исполнять мицву цицит, если хочет надеть одежду, которая требует цицит, должен сначала повесить цицит, а потом надевать. А если надел эту одежду, не повесив цицит, не выполнил положительную заповедь. Но сами одежды не требуют цицит, пока их не надевают. Потому что мицва цицит относится к человеку, а не к одежде.

 

11. Хотя человек не обязан покупать четырехугольную одежду, чтобы исполнить мицву цицит, тем не менее, праведному человеку не следует оставаться без этой мицвы. Но следует всегда носить одежду с цицит, чтобы постоянно выполнять эту мицву. А в особенности нужно быть осторожным, чтобы иметь цицит во время молитвы. Очень неприлично мудрецу Торы молиться не закутавшись [в талит[34]].

 

12. Пусть человек всегда будет осторожен, в исполнении мицвы цицит, ведь Тора сопоставила эту мицву со всеми остальными вместе, как сказано (Бемидбар 15:39): "И вы будете видеть [цицит] и вспоминать обо всех заповедях[35]".

 

 

 

 

 

 



[1] Цицит может значить прядь волос, как в стихе Йехезкель 8:3.

[2] См. ниже 2:8, что они не всегда белого цвета.

[3] Заметим, что, по мнению Рамбама два Тефилин – головной и ручной – две разные заповеди, но два цвета цицит считаются одной заповедью. Причина, возможно, в том, что они находятся рядом, или Тора объединяет их в одну заповедь, говоря (Бемидбар 15:39): «И будут у вас цицит» (Кинат Софрим и Лев Самеах к одиннадцатой главе Сефер Амицвот).

[4] Около четырех см.

 

[5] По многим мнениям, длина нитей должна быть не меньше 12 пальцев (см. Шулхан Арух 11:4).

[6] Локоть, около полуметра.

[7] Многие считают, что это английский дюйм – порядка 2.5 см. По некоторым мнениям, палец измеряется иначе и получается примерно 2 см.

[8] Белая нить считается более святой, чем голубая, поэтому заканчивают ей.

[9] По многим мнениям, нити цицит должны обязательно быть сплетенными (Шулхан Арух 11:2). Сегодня принято использовать веревочки, сплетенные из четырех или восьми нитей (см. Мишна Берура 11:17).

 

[10] При определенных обстоятельствах, город, в котором большинство жителей поклоняются идолам, уничтожали, и нельзя было использовать все, что в этом городе было (Деварим 13:17).

[11] Многие с этим спорят, см. Шулхан Арух 14:2. См также Мишна Берура, Биур hалаха, начиная со слов «ло йеварех».

 

[12] Ведь на самом деле два из цицит получатся посередине одежды.

[13] Тогда получилась просто двойная ткань, и на нее вешают цицит.

[14] Потому, что он тогда пришивает уже готовые цицит. По некоторым мнениям, этот закон приложим, даже если угол оторвался не полностью (Мишна Берура 15:14). А если угол оторвался полностью вместе с цицит, по некоторым мнениям, нужно сначала снять с него цицит, потом пришить этот угол и потом снова повесить цицит (см. Мишна Берура 15:10).

[15] Т.е. осталось 4 см.

[16] Имеется в виду полностью одна из четырех веревочек. Но если один из восьми свисающих концов оторвался, цицит все еще кошерны.

 

[17] В наше время мы не знаем, как точно сделать правильный техелет, поэтому носим только белые цицит, см. выше 1:4. Заметим, что недавно стали снова выпускать "техелет", хотя не все согласны, что это и есть цвет, упомянутый нашими мудрецами, но многие носят цицит, сделанные с ним.

 

[18] Продавец боится продавать некошерный Талит, чтобы не испортить себе репутацию.

[19] Многие спорят с этим и считают, что цицит всегда делают белыми (см. Рема в Шулхан Арухе, 9:5). В наше время мы делаем талиты белого цвета, чтобы избежать диспута.

[20] По большинству мнений, одежда из любого материала должна иметь цицит из Торы, но если материал сплошной, а не сотканный из ниток, как например кожа, то цицит не нужно вешать ни по закону Торы, ни по закону раввинов.

[21] В смысле, слово «твоя» не исключает одежду партнеров, а исключает одежду, взятую в долг.

[22] Потому, что теперь эта одежда выглядит, как его собственная.

[23] Одежда из смеси шерсти и льна называется шатнез, и Тора запрещает ее надевать.

[24] В случае техелет, нет другого выхода, т.к. эту нить можно сделать только из шерсти. Но нить белого цвета можно сделать из того же материала, как одежда.

[25] Разрешение нарушать запрет, чтобы выполнить заповедь относится далеко не всегда, а только при определенных обстоятельствах (см. Талмуд, Йевамот 5а-8а).

[26] Дело в том, что техелет можно сделать только из шерсти, и, хотя обычно нельзя носить одежду из льна и шерсти, ради кошерных цицит Тора это разрешает. Тем не менее, раввины это запретили, см. следующий закон.

[27] По некоторым мнениям на льняную одежду вообще не вешают никаких цицит, ни белых, ни голубых. На практике, сегодня в магазинах обычно продают талиты только из двух материалов: шерстяные и хлопковые. С помощью шерстяного талита выполняется заповедь из Торы, а насчет хлопкового есть диспут: выполняется ли заповедь Торы или раввинов (см. выше 3:2). Поэтому желательно носить шерстяной талит, но если очень жарко, носят хлопковый.

[28] По многим мнениям, обязанность носить цицит зависит от типа одежды а не от времени дня. Таким образом, одежда, предназначенная для ночи, не требует цицит даже днем, а дневная одежда требует цицит даже ночью (Шулхан Арух 18:1).

[29] По многим мнениям, если человек снял талит на короткий срок и собирался снова надеть его, новое благословение не требуется (см. Шулхан Арух 8:14 и наши комментарии к законам Тефилин 4:7).

[30] См. наши комментарии к законам Тефилин 3:19.

 

[31] Многие спорят с этим, и считают, что женщины могут говорить благословение даже на те заповеди, которые к ним не относятся (Рема, Шулхан Арух 17:2). Но не принято, чтобы женщины носили цицит, это, возможно, считается мужской одеждой, запрещенной для женщин (см. Таргум Йонатан, Деварим 22:5).

[32] Человек, пол которого не известен, см. Законы Брахот, 5:7.

[33] Человек, имеющий и мужские и женские органы.

[34] Сегодня принято носить маленький талит из шерсти или хлопка под одеждой. Кроме этого, во время молитвы также закутываются в большой шерстяной талит.

[35] Простой смысл этой мицвы в постоянном напоминании еврею о том, кто он. Подобно человеку, который хочет что-то себе напомнить, и завязывает узел на платке, наши веревочки и узелки напоминают нам о наших обязанностях соблюдать заповеди Творца. Конечно, существуют и другие уровни понимания этой драгоценной мицвы, и в том числе множество секретов Торы подсказываются ей (см. Зоар 2:139а, 3:174б - 176а, 3:226б - 230б).