בס"ד

 

Предисловие

переводчика

 

 

С трепетом мы подходим к переводу книги Раби Моше сына Маймона Рамбама (רמב"ם, это акроним его имени רבי משה בן מיימון, Рабби Моше бен Маймон, или Маймонид, 1138, Кордова 1204, Каир). Что можно сказать, когда простой еврей начинает перевод книги великого мудреца, имя которого известно от одного конца мира до другого. Рамбама высоко почитали даже неевреи, которые обычно мало знают о наших мудрецах. Например, ЮНЕСКО к восьмисотлетию со дня его смерти организовала международный год Рамбама, когда во всем мире писали исследования и устраивали конференции, обсуждая его творчество и влияние его трудов на развитие философской и даже религиозной мысли Запада. Раби Моше оставил также книги по медицине и философии, чем прославился в арабском, а потом и во всем нееврейском мире. Мы не будем продолжать восхваления, все равно этого недостаточно. Скажем лишь, что еврейский народ с любовью говорит: От Моше (Моисея, получившего Тору) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше. Главная книга Рамбама называется Мишнэ Тора Повторение Торы.

Чем эта книга похожа на Тору? Я бы сказал так: в письменной Торе, хотя она написана простым языком, каждое слово важно. Даже одна пропущенная буква делает свиток Торы некошерным[1]. С помощью первых и последних букв ее слов, равноудаленных букв, числовых значений (гематрий) букв и так далее дается намек на множество секретов Торы, да и всей истории[2]. Но при этом Тору может читать и ребенок и понимать на своем уровне.

Рамбам тоже написал свою книгу разъяснение Торы предельно четко и ясно, простым языком, но каждое его слово значимо и таит большие глубины. Это повторение Торы потому что он подробно и доступно разъясняет в ней все ее законы. Так, переводчик, став религиозным, изучение Святого языка начал с книг Рамбама.

С другой стороны, и величайшие еврейские мудрецы занимаются книгами Рамбама. Они извлекают из них информацию в зависимости от порядка законов, слов, которые Рамбам использовал, или даже из пропуска отдельных изречений Талмуда. Книги Рамбама проливают свет на сложнейшие места Талмуда, и с их помощью мы часто можем правильно понять мнения других комментаторов (например, Рифа).

Но при всем величии Рамбама, закон не всегда следует его мнению. Поэтому в пометках мы приводим постановления Шулхан Аруха[3], они обычно является для нас решающими. И цитируем Мишна Берура[4] самую авторитетную книгу для ашкеназских евреев, и Каф аХаим для сефардских евреев.

Наш перевод начинается с законов Шма. Эти законы фундаментальны, с них начинаются Мишна и Талмуд. Для удобства читателей в приложении к этой книге мы поместили транслитерацию Шма русскими буквами, перевод и комментарии. И также разобрали один закон более детально, чтобы дать немного почувствовать, как изучают слова Рамбама.

Особая благодарность фонду Ноам Ашем за оплату перевода и издание этой книги. Пожалуйста, не судите нас строго. И если у Вас есть вопросы к автору, звоните: +1-347-645-2274.

 


Предисловие редактора к Сефер Аѓава

 

 

Названия книг Рамбама

 

Свой главный труд Рамбам назвал Мишнэ Тора, поскольку разъяснял в нем закон Торы[5]. Ту же задачу ставили Мишна и Талмуд, но наряду с этим они обучали и воспитывали человека и мудреца Торы. Поэтому Мишна и Талмуд были сплавом учебника и задачника, и знание приходило в процессе решения задач[6]. Рамбам стремился упростить понимание закона для восприятия человека, который не в силах или не имеет времени извлечь точные указания для всех моментов жизни по закону из многих томов сложнейшего текста Талмуда.

Другое название этого труда, данное впоследствии Яд Хазака (Сильная рука), взято из текста Торы, где сказано, что сильной рукой с чудесами и знамениями вывел Творец Свой народ Израиль из Египта, чтобы он служил Ему. Объясняют это название тем, что в нем 14 томов, что соответствует гематрии, числовому значению слова яд рука.

Можно усмотреть тут дополнительный смысл. Если слова Тора и Талмуд значат Учение, Обучение и Изучение, то слово рука несет смысл практического воплощения и приложения Учения Торы и Изучения Талмуда.

Более того, Рамбам писал, что цель этого труда в том, чтобы у простого человека не было необходимости обращаться к Талмуду для решения практических вопросов. Для упрощения он даже не приводит ссылок на Талмуд и источники, излагая только сам закон. Любопытно, что и на это значение его труда, возможно, намекает слово яд (יד), образующее при прочтении слева направо слово дай достаточно. То есть исполнения законов, изложенных в этом труде, достаточно, чтобы снискать благоволение Творца, поддержку Его сильной руки.

О многом говорит структура этого труда: последовательность и название его томов и их частей. Мы разберем пока только Сефер Аѓава.

Начинает Рамбам Мишнэ Тора с Книги Знания, считая, что основополагающим для человека должно быть знание: есть Творец и Правитель мира. Из этого следует все остальное.

Вторая книга, которую мы здесь и рассматриваем, Сефер Аѓава Книга Любви.

Подобная последовательность от Разума к Сердцу не просто индивидуальная склонность этого великого мыслителя, она соответствует учению Шимона Праведника во второй мишне трактата Авот: На трех основах стоит мир: на Торе, служении и добрых делах.

Одно из пониманий слова мир человек (как сказано: человек малый мир). Смысл аводы служения, второй основы мира, сегодня, когда нет Храма, где главным было приношение жертв, является приношение сердца, или приношение уст. Согласно словам пророка, и заменит приношение быков приношение уст.

Несколько иную последовательность символизирует наложение тфилин. Вначале его накладывают на руку против сердца, потом на голову интеллект, и, наконец, оборачивают ремень вокруг кисти руки и пальцев символ дел наших рук и обручения с Творцом.

Так благодаря принятию Высшей Воли как своей преодолевается болезненная, разрушительная раздробленность личности, и из игрушки страстей вырастает цельный Человек, путь которого определяет его воля.

Хотя желание, рацон, является источником и движущей силой мышления ради всякого действия (что объясняет такую очередность), однако часто в источниках, начиная с Торы, именно сердце является органом Разума, хохмат лев мудрость сердца. О ней, например, просил Творца мудрейший из людей царь Шломо. И наложение тфилин, содержащих слова Торы, вначале на сердце ведет к его умудренности, чтобы оно стало источником и правильного мышления, и правильного поведения человека, согласно закону Торы. Так что и здесь мы видим, по сути, ту же последовательность.

Итак, согласно Рамбаму, первые заповеди основ Торы состоят в том, чтобы знать, что есть Б-г, не думать, что есть другое божество, кроме Б-га, утверждать Его единство и единственность и любить Его.

Книга Любви и рассказывает, как исполнять заповедь любви к Нему. А исполнение этой заповеди, делая нас более возвышенными, вдохновенными и любящими людьми, может помочь нам в принятии на себя и осуществлении второй основополагающей заповеди Торы любви к ближнему[7].

Само слово аѓава указывает, как любить. Корень его ѓав значит давать. Любовь основана на взаимном даянии и приятии, и чем шире, разнообразнее и глубже сфера даяния, включая и чувства, и мысли, и слова, и действия, и чем больше этих трансакций, тем ближе становятся люди и крепче их любовь.

В Песни Песней говорится: Ани ледоди ведоди ли я любимому моему, и Он мне. Не служение ради награды, а любовь бескорыстное даяние и служение. Тогда сама любовь и возможность сделать что-то для Любимого, выполнить Его заповедь, Его желание, этот акт любви по отношению к Нему и есть высшая награда. По словам мудрецов, награда за мицву мицва.

Второй аспект этого понятия отражает его гематрия 13, та же, что у слова эхад один. Как поется в пасхальной песне, Один у нас Б-г.

Но любовь не только ведет к единению, единству, она еще отражает изначальное единство Творца и Его сокровенную суть. Намек на это можно усмотреть в сходстве слова אהבה и главного четырехбуквенного Имени Творца. В обоих словах вторая и четвертая буква ה. И третья буква, вет и вав, звучат одинаково: в.

А первая буква алеф (часто символизирующая Создателя) в слове аѓава связана с первой буквой Имени, йуд, как 1 и 10 (единица следующего порядка), и грамматически как приставки, образующие будущее время глаголов (первого и третьего лица)[8].

И графически в шрифте святых текстов буква алеф изображается двумя буквами йуд, разделенными буквой вав. С этой точки зрения, слово аѓава содержит все буквы Имени плюс букву бет (вет). Причем буква бет (байт дом), гематрия которой 2, символизирует этот сотворенный раздвоенный мир множества и диалога.

Можно добавить, что гематрия главного Имени 26. Это число можно получить сложением Его любви к нам и нашей любви к Нему или нашей любви к Нему и заповеданной Им любви к ближним.

Итак, любовь есть ярчайшее выражение вечной сути нашего Милосердного Творца, она проявляет и воплощает Его скрытое Имя.

Сефер Аѓава состоит из шести частей: законы чтения Шма, законы молитвы и благословения коэнов, законы тфилин, мезузы и Сефер Торы, законы цицит, законы благословений и законы обрезания.

Сделаем несколько замечаний, помогающих почувствовать символику этой последовательности.

Как отмечалось, с законов чтения Шма начинаются также Мишна и Талмуд. По Рамбаму, любовь начинается с Шма. Нужно услышать и понять слова Торы и принять их как свои слова, свое свидетельство о том, что в радости и в горе, в суде, есть только Он, вечный и милосердный (ради этого свидетельства и создан еврейский народ).

Подобно этому, в любви к самым ближним после Него, нашим супругам, мы прежде всего должны признать их единственность и уникальность для нас и показывать это.

И тут звучит первый вопрос Мишны и Талмуда: когда произносят вечернее Шма?

Когда в сумерках исчезает ясность дня, то есть очевидность Его милосердия, дарующего нам весь этот прекрасный и неповторимый мир, с этого момента мы должны свидетельствовать о своей вере в Него. Итак, ложась и вставая, четыре раза[9], соединяя день и ночь, утро и вечер, мы должны говорить Б-гу слова своей любви и веры. Это залог любви.

Однако мало выражать любовь, существуют законы о том, как это эффективно делать, иначе выражение может оказаться неприемлемым для другой стороны. Так, иные супруги считают, что любят друг друга, и говорят это, но не могут донести своих чувств, и их брак распадается. Им приходится идти к психологам и семейным консультантам, чтобы те научили их, наконец, правильно выражать мысли и чувства, чтобы в их семью пришел мир. Так и религии, которые провозглашают любовь, отходя от закона, данного Самим Творцом, могут вести к страшным кровопролитиям.

Вслед за Шма, актом веры, который, повторяясь, становится важнейшим фактом нашего сознания, идут законы молитвы, ибо истинная связь устанавливается и укрепляется в общении, в диалоге, в просьбе. И снова троекратная молитва соединяет утро, день и ночь. Наш диалог, даже если мы не всегда ощущаем ответ, никогда не должен прерываться.

Его связь с нами и нашу связь с незримым Отцом подчеркивает и делает видимой Благословение коэнов.

Далее следуют законы тфилин, мезузы и Сефер Торы. С чем сравнить тфилин и мезузу в обычных отношениях между людьми? Если Шма это вера, идея и свидетельство, молитва общение, диалог, то тфилин и мезуза это знаки, символы любви, которой мы посвящаем не только свое время, но и пространство тела и дома. Источником этих символов является Письменная Тора, ибо они несут ее части. Тора главный символ и источник связи с Творцом, Его любви к нам, ради которой Он даровал нам Тору, и нашей любви к Нему, ради которого мы ее изучаем и бережем. Так супруги носят в бумажнике фотографию любимого, а на стене в спальне или в салоне висит их брачное свидетельство, их ктуба.

Цицит на одежде служит постоянным напоминанием в течение всего дня о Его особой любви к нам, ради которой Он избрал нас и дал столько заповедей, исполнение каждой из которых связывает и сближает нас с Творцом, делая Его партнером в творении.

Законы благословений. Скажем лишь об одном аспекте. Невозможно переоценить важность чувства благодарности и постоянного его выражения. Недаром со слова спасибо начинается воспитание. Повторение благословений усиливает чувство благодарности Творцу за все, что Он нам дает, и растет наше стремление ответить всем, чем можем, для исполнения желаний Б-га.

И, наконец, обрезание. Это уже не внешняя жертва (бык, деньги или первые плоды), а жертва собственным телом, своею плотью или плотью от своей плоти, если речь идет о сыне. По словам Ципоры своему мужу Моше, когда она обрезала их сына: это вечный союз крови между нами и Творцом. Союз между нами и Творцом, который дарует нам вечную жизнь, как сказано: бедамаих хаи в крови своей живи!

 

Г. Спинадель


Дорогой читатель!

 

В течение сотен лет в странах рассеяния переписывали великий труд Рамбама, и он сохранился во множестве рукописей с небольшими различиями. Два самых распространенных варианта версия, напечатанная в Вильно в XIX веке, которую можно найти в любой синагоге, и йеменский вариант, опубликованный равом Капахом в ХХ веке. При переводе мы использовали стандартный вариант Вильно, а текст оригинала представили в йеменском варианте (так читатель получит более широкое представление о труде Рамбама). Самое явное различие между ними неточное соответствие порядковых номеров законов. Закон в одном варианте может быть разделен на два отдельных закона в другом. Разумеется, те, кто понимают иврит, с легкостью в этом разберутся. Иногда варианты различаются и разделением на главы. Например, законы молитвы и благословения коэнов в издании Вильно входят в одну группу, а в йеменском варианте относятся к двум разным.

 

Важное замечание: Гортанная буква ה читается примерно как украинское г или английское h в русском языке этот звук обозначают как ѓ.

 

 


Законы чтения Шма

 

В этих законах описана одна позитивная[10] заповедь:

читать Шма утром и вечером.

 

 

Первая глава

 

1. Шма читают дважды в день, вечером и утром, как сказано: ложась и вставая (Дварим, 6:7) в то время, когда люди обычно ложатся спать ночью, и когда обычно встают днем.

2. И что читают? Три отрывка: Шма (Дварим, 6:46:9), Веѓая им шамоа (Дварим, 11:1311:21) и Вайомер (Бемидбар, 15:3815:41). Отрывок Шма читают первым, потому что в нем упоминается единство Творца, заповедь любить Его и изучать Его Тору, поскольку единство Творца фундаментальный принцип, от которого зависит все. Затем Веѓая им шамоа предписывает исполнение всех остальных мицвот. И после этого отрывок о цицит [Вайомер], который также повелевает помнить все заповеди.

 

3. Хотя не заповедано носить цицит ночью, мы читаем [в Шма] параграф о цицит и ночью, потому что в нем упоминается выход из Египта. Ведь заповедано помнить об исходе из Египта днем и ночью, как сказано: ...чтобы помнил о дне выхода из Египта все[11] дни жизни твоей (Дварим, 16:3). Чтение этих трех отрывков по порядку называется чтением Шма [Криат Шма].

 

4. Тот, кто читает Шма, после первого стиха шепчет: Благословенно имя славы Царства Его во веки веков и затем говорит обычным голосом: Люби Бога Всесильного... до конца. Почему принято так читать? Согласно традиции, когда в Египте наш праотец Яаков перед смертью созвал своих сыновей, он еще раз указал на единство Творца и заповедал им не удаляться от Его пути, по которому пошли Авраам и Ицхак. Затем спросил: Дети мои, есть ли среди вас недостойный, который не признает, что Создатель Один?, подобно тому как Моше рабейну обратился к еврейскому народу: Есть ли среди вас мужчина или женщина... [чье сердце отвращается ныне от Б-га, Всесильного нашего] (Дварим, 29:17). И ответили все сыновья: Слушай, Израиль[12], Бог наш Всесильный, Бог Один. И произнес тогда старец: Благословенно имя славы Царства Его во веки веков. Поэтому принято у всего Израиля после первого стиха Шма восхвалять Всевышнего словами Яакова.

 

5. Читая Шма, произносят благословения до и после. Днем два благословения до Шма и одно после, а ночью два до и два после.

 

6. Днем первое благословение: ...создающий свет и творящий тьму... и второе: любовью вечной возлюбил Ты нас.... А после Шма: истинно и несомненно.... Вечером, благословения до Шма: сгущающий сумерки... и любовью вечной возлюбил Ты народ Израиля... , а после Шма: истинно и достойно веры... и потом дай нам с миром....

 

7. Первое благословение до Шма днем и ночью начинается и кончается словами Барух Ата... (Благословен Ты). Все остальные брахот Шма кончаются словами Барух Ата, но не начинаются так. Эти и другие брахот[13], которые произносит народ Израиля, установили Эзра[14] и мудрецы его Верховного Суда. И никто не имеет права опускать или добавлять какие-либо части этих благословений. Там, где установлено заканчивать словами Барух Ата, нельзя их пропускать, а если благословение не заканчивается так, нельзя их добавлять. Там, где браха начинается словами Барух Ата, нельзя их пропускать, а к тем брахот, которые не начинаются ими, нельзя их добавлять. Общий принцип: всякий, кто изменяет форму брахи, установленную мудрецами, ошибается и должен благословить заново[15]. Тот, кто не сказал браху истинно и несомненно... утром и истинно и несомненно... вечером, не выполнил свою обязанность [как следует].

 

8. Если произнес второе благословение до первого, днем или ночью, перед Шма или после него, постфактум выполнил заповедь, потому что нет порядка благословений [это не мешает исполнению мицвы].

Но если в утренней молитве начал [правильно] со слов йоцер ор (создающий свет) и закончил словами [из вечернего благословения] ѓамаарив аравим (сгущающий сумерки) не выполнил заповедь. А если начал словами ѓамаарив аравим и закончил йоцер ор, выполнил заповедь.

Однако вечером, если начал с ѓамаарив аравим и закончил словами йоцер ор не выполнил заповедь. Но если начал словами йоцер ор и закончил ѓамаарив аравим, то выполнил заповедь. Причина в том, что главная часть всех благословений концовка[16].

 

9. Какое время чтения Шма ночью? Заповедь от выхода звезд[17] до полуночи. Если нарушил и не успел, но прочел до рассвета выполнил заповедь. А сказали мудрецы до полуночи, только чтобы отдалить человека от греха[18].

 

10. Читающий вечернее Шма после рассвета[19], но до восхода солнца, не выполняет обязанность, кроме тех случаев, когда совершенно не мог прочесть Шма до этого, например, был пьян или болен. В такой ситуации можно читать Шма в этот период времени, но последнее благословение Дай нам заснуть... не произносят.

 

11. Когда время чтения утреннего Шма? Следует начать перед восходом солнца, чтобы закончить последнее благословение с восходом. Восходом считается время на десятую часть часа раньше, чем видно все солнце[20]. Если человек опоздал и прочел Шма после восхода, он выполнил заповедь, потому что время чтения Шма продолжается в течение трех часов от начала дня[21] если не прочли раньше[22].

 

12. Тот, кто начал Шма рано, сразу после рассвета, и закончил читать до восхода, выполнил заповедь. Если очень нужно, например, идти в путь рано утром, можно читать Шма сразу после рассвета.

 

13. Тот, кто читает Шма, когда уже прошли три часа от начала дня, не выполняет заповедь Криат Шма даже если не мог прочитать раньше. Это засчитывается ему только как чтение отрывков из Торы. Но даже читая после третьего часа, произносят благословения до и после Шма в течение всего дня[23].

 


Вторая глава

 

 

1. Кто читает Шма, не сосредоточившись в первом стихе (Шма Исраэль...[24]), не выполняет заповедь. Но если прочел продолжение Шма без концентрации [или не понимая] выполнил заповедь. Даже просто читающий в Торе [отрывок Шма] или исправляющий ее отрывки во время, когда положено читать Шма, выполняет заповедь, если сконцентрировался на первом стихе[25].

 

2. Человек может читать Шма в той позе, в которой находится: стоя, на ходу, лежа и когда едет верхом. Но нельзя читать Шма лежа на животе или на спине, однако можно лежа на боку[26]. Если человек очень грузный и ему трудно лежать на боку или он болен, пусть хотя бы немного повернется на бок и тогда читает Шма.

 

3. Тот, кто идет по дороге [когда читает Шма], пусть остановится, чтобы произнести первый стих, а дальше может читать на ходу. Дремлющего мы будим, пока не прочтет первый стих, а дальше, если заснул, его не беспокоим[27].

 

4. Занятый работой пусть прервется, пока не прочтет весь первый отрывок Шма (Дварим, 6:46:9). Также и наемные работники прерывают работу, пока не прочтут этот отрывок, чтобы не читать Шма небрежно. Остаток Шма можно читать, занимаясь работой. Даже если человек на дереве или на стене, он читает Шма и говорит благословения до и после.

 

5. Занимающийся Торой, когда пришло время читать Шма, должен прерваться и прочесть, говоря благословения до и после[28]. Тот, кто занят [неотложными] делами для общины[29], не прерывается даже для Шма. Но когда закончил, а время Шма еще не прошло, должен его прочесть.

 

6. Тот, кто ел, пил, мылся, стригся, выделывал кожу или был судьей в [раввинском] суде, [может] закончить свои занятия, а потом читать Шма[30]. Но если боялся, что пройдет время Шма и поэтому прервал свои занятия и прочел Шма, его поведение заслуживает похвалы.

7. Тот, кто пошел окунаться в микву [и наступило время Шма], если успеет выйти и одеться до восхода солнца, пусть выйдет, оденется и прочитает Шма. А если боится, что солнце взойдет до того, как успеет прочесть Шма, пусть прикроется водой и прочтет его в микве[31]. Пусть он не покрывается водой, которая плохо пахнет, или водой, в которой вымачивают лен. И не покрывается прозрачной водой, потому что сквозь нее видна нагота. Но пусть покроется мутной водой без запаха и читает в ней Шма.

 

8. Кто читает Шма, пусть не делает [другим людям] знаков глазами, губами или пальцами, потому что это неуважение к заповеди. А если так сделал, хотя заповедь он выполнил, его поведение противно. Во время чтения нужно слышать то, что произносишь[32], но, если не услышал, выполнил заповедь. Нужно быть внимательным и произносить все буквы четко, но если прочел Шма не очень внятно, выполнил заповедь[33].

 

9. Как произносить буквы четко? Пусть твердые буквы не произносит мягко, а мягкие твердо. Долгие гласные не произносит коротко, а краткие длительно. Нужно делать паузу между словами, если первое из них кончается на ту же букву, с которой начинается следующее. Например, в Бехоль левавха между словами нужно сделать паузу, также и в Ваавадтем Меѓера, Ѓаканаф Петиль. Надо ясно произнести букву заин из слова тизкеру[34]. Следует продлить букву далет[35] в слове Эхад (Один), чтобы вспомнить, что Всевышний правит над небесами и землей во всех четырех[36] направлениях. Также букву хет из слова Эхад не следует произносить слишком быстро, иначе будет выглядеть, как будто он говорит и хад (не один)[37].

 

10. Можно читать Шма на любом языке, который он понимает. Тот, кто читает на другом языке[38], должен быть осторожным в четком произношении букв этого языка (а также в выборе правильных слов и выражений).

 

11. Кто читает фразы Шма не по порядку, не выполняет заповедь. Этот закон касается только чтения каких-то фраз не в том порядке. Но если прочел не по порядку параграфы Шма, я говорю, что выполнил заповедь, потому что в Торе три раздела в Шма не идут подряд. Не подобает повторять дважды одну и ту же фразу, а если повторяет дважды слово Шма (Шма, Шма...), нужно сразу сказать ему, чтобы замолчал.

 

12. Кто читает Шма с перерывами, выполняет заповедь. Даже если он ждет между разными предложениями Шма так долго, что за это время мог бы прочесть все Шма, все-таки выполнил заповедь[39]. Кто читает в полусне, выполняет заповедь если сказал первый стих[40], бодрствуя.

 

13. Если человек не уверен, прочел ли Шма, пусть прочтет снова и скажет благословения до и после[41]. А если точно прочел Шма, но не уверен, сказал ли благословения, заново их не читает. Если, читая Шма, допустил ошибку, пусть начнет снова с того же места[42]. Если не помнит, на каком из параграфов остановился, пусть начнет с [первого] Веаѓавта Эт Адонай Элоѓэха

 

14. Кто ошибся посреди параграфа и не помнит где, пусть начнет читать его заново. Если читал слово Ухтавтам и теперь не помнит, читал ли его из [первого параграфа] Шма или из [второго] Веѓая Им Шамоа, пусть вернется к Ухтавтам из Шма [первого параграфа]. Но если уже продолжил говорить Лмаан Йирбу Емехем, не нужно возвращаться, потому что он правильно продолжает по привычке[43].

 

15. Если во время чтения Шма встретил людей или к нему подошли, а он еще не закончил параграф, прерывается, чтобы приветствовать тех, к кому обязан проявлять уважение, например, отца, своего раввина или мудреца. И также, отвечая на приветствие любого человека, который с ним первым поздоровался.

 

16. А если он посередине одного из параграфов Шма, тогда приветствует только тех, кого боится царя или бандита и т.д. Тем же, кого он уважает, как отец или раввин, он отвечает на приветствия, если они с ним поздоровались[44].

 

17. Следующие места считаются между параграфами: между первым и вторым благословениями, между вторым благословением и Шма, между Шма и Веѓая Им Шамоа, между Веѓая Им Шамоа и Вайомер. Между этими параграфами можно приветствовать тех, кого уважаешь, и отвечать на приветствие любого. Но текст между Вайомер и благословением Эмет Веяцив считается внутри параграфа, и там может прерваться, только приветствуя тех, кого боится, и отвечая на приветствие тех, кого должен уважать[45].


Третья глава

 

 

1. Перед чтением Шма надо омыть руки водой. Если время Шма наступило, и человек не может найти воду, пусть не откладывает чтение в поисках воды, а вытрет руки пылью, о камень или о деревянную балку и т.д. и читает Шма.

 

2. Нельзя читать Шма в бане или в туалете, даже если там нет экскрементов, и на кладбище, и около трупа. Но если отошел на четыре амы[46] от мертвеца или от могил, тогда можно. Любой, кто прочел там, где не положено, должен читать заново.

 

3. Около нового туалета, который построили и не использовали, можно читать Шма, но не в нем. А в новой бане, которую еще не использовали, читать можно. Если об одном здании сказали, что его будут использовать как туалет, а потом сказали и о другом здании и это, непонятно, стало ли второе туалетом. Поэтому читать в нем нельзя, но если прочли[47], выполнили заповедь. А если сказали о втором здании: а также это, то оно стало туалетом. В предбаннике, где люди одеты, можно читать Шма.

 

4. Вышеупомянутые законы относятся не только к Шма. Все святые слова нельзя говорить в бане и туалете, даже на других языках. Более того, запрещается даже думать о Торе в туалете, бане и в грязных местах, где есть кал или моча.

 

5. В туалете можно говорить на будничные темы на святом языке и произносить эпитеты Творца, например, Милосердный, Милостивый, Верный. Но если туалет или баню уже использовали, там нельзя упоминать Имена, которые нельзя стирать[48]. А остановить там человека, который совершает запрещенное действие, можно даже на святом языке и по отношению к святым вещам[49].

 

6. Нельзя читать Шма около человеческих испражнений, и помета собак или свиней, если туда добавили кожу[50], и помета [любых животных], если он плохо пахнет. Нельзя читать Шма рядом с мочой человека, но можно рядом с мочой животного[51]. От кала и мочи ребенка, который еще не может съесть кезаит[52] мучного за время, когда взрослый мог бы съесть хлеб размером примерно в три яйца, не требуется отдаляться[53].

 

7. Если испражнения высохли как глина, все равно нельзя читать Шма рядом с ними. Но если высохли так, что если их кинуть, разломятся на части, тогда считаются как земной прах, и можно читать Шма рядом. Если моча впиталась в землю, но при касании земли рука становится влажной, нельзя читать там Шма, а не становится, тогда можно.

 

8. Как далеко нужно отойти от испражнений или мочи? Четыре амот при условии, что они сзади или сбоку. Но если перед ним, то так далеко, чтобы их не видеть, тогда можно читать.

 

9. Вышеуказанный закон относится к случаю, когда испражнения или моча находятся в доме на том же уровне, что и читающий. Но если выше или ниже пола на десять тфахим[54], можно читать и рядом с ними они считаются в другом месте. Но при условии, что тот, кто читает, не ощущает дурной запах. А если на них поставили перевернутый сосуд, хотя они в доме, где человек читает, они считаются похороненными, и можно читать рядом с ними.

 

10. Когда между человеком и испражнениями стеклянная перегородка, хотя они видны сквозь нее, можно читать Шма рядом. Если в мочу, которая вышла за один раз, добавили ревиит воды[55], можно читать Шма рядом[56].

 

11. Если испражнения в ямке, пусть встанет так, чтобы закрыть ее обувью, и читает, если обувь не касается их. Когда перед ним кал размером с каплю, можно плюнуть на него, чтобы покрылся слюной, и читать. И если на теле осталось чуть-чуть испражнений или руки грязные после туалета[57], но запаха нет, потому что их очень мало или они засохли, можно читать Шма. А если кал остался в попе, даже если его не видно, когда человек стоит, но можно увидеть, когда он садится, то нельзя читать Шма, пока не вытрется как следует[58], потому что там кал влажный и плохо пахнет. Тем не менее, многие мудрецы постановили, что нельзя читать Шма с грязными руками, и этому мнению нужно следовать[59].

 

12. Когда плохой запах исходит от предмета, нужно отойти от него на четыре амот и, если нет запаха, читать Шма. А если есть, отходить, пока запах не прекратится[60]. Когда у запаха нет источника (пахнущего объекта, например, если человек пустил газ), можно отойти туда, где нет запаха, и читать Шма[61]. Нельзя читать Шма перед ночным горшком. Даже когда он пуст и сейчас не пахнет он как туалет[62].

 

13. Если перед человеком движется кал, например, плывет по воде, ему нельзя читать Шма. Рыло свиньи считается как движущийся кал, и нельзя читать Шма, пока свинья не отойдет [в сторону или назад] на четыре амот.

 

14. Кто читает Шма на ходу, проходя грязные места, не может продолжать, даже если закроет рот рукой. Ему нужно прерваться, пока не пройдет это место. И если, читая Шма, пустил газ, пусть прервется, пока не исчезнет запах, и тогда продолжит читать. Такой же закон относится к любым словам Торы. Но если при изучении Торы другой человек пустил газ, можно продолжать, хотя чтение Шма пришлось бы прекратить.

 

15. Если читает Шма в доме, и у него возникает сомнение, нет ли в нем испражнений или мочи, можно читать. А около помойки нельзя читать, пока не проверит, потому что предполагается, что там есть кал. И если точно нет, но есть сомнение насчет мочи, можно читать[63].

 

16. Как нельзя читать около кала или мочи, пока не удалился, так и около наготы, пока не отвернулся. И перед раздетым неевреем или ребенком[64] тоже нельзя читать. Даже если стеклянная перегородка между тем, кто читает, и наготой. Раз нагота видна, нельзя читать пока читающий не отвернется[65]. Все тело женщины считается наготой, поэтому нельзя смотреть на тело женщины [те части, которые покрывает скромная одежда] и читать Шма. Это относится даже к жене: если обнажился хоть тефах ее тела, нельзя читать Шма[66].

 

17. Нельзя читать Шма перед наготой других и перед собственной наготой, пока не прикроется. Если бедра опоясаны тканью, кожей или мешковиной, хотя остальное тело непокрыто, можно читать Шма. Это при условии, что ноги у него не касаются полового органа[67]. Если человек спит голый под простыней, пусть прижмет простыню к туловищу под уровнем сердца и может читать Шма. Но он не может прижать на уровне шеи и читать, иначе его сердце видит наготу, как будто он читает, не препоясавшись[68].

 

18. Двое спят под одной простыней. Каждому нельзя читать Шма, пока не разделятся простыней[69], чтобы тела от пояса и ниже не касались друг друга. Но если человек спит с женой или маленькими детьми, их тела считаются как его собственное, поэтому даже если его тело их касается, он просто отворачивается, разделяет простыней тело между сердцем и наготой и читает Шма.

 

19. До какого возраста ребенок считается маленьким? Пока мальчику не исполнится 12 лет и один день[70], а девочке 11 лет и один день. При условии, что их тела уже как у взрослых (налились груди, и волосы твои отрасли Йехезкель, 16:7)[71]. Тогда пусть не читает, пока не отделит себя от них простыней. Но если нет еще признаков созревания детей (налились груди, и волосы твои отрасли), можно читать Шма, прикасаясь к их телу, пока мальчику не исполнится 13 лет и один день, а девочке 12 лет и один день.

 

 

 


Четвертая глава

 

 

1. Женщины, слуги и дети освобождены от чтения Шма. Но мы обучаем детей вовремя произносить его и говорить благословения до и после чтения, чтобы приучить их к мицвот[72]. Человек, который не может собраться с мыслями, думая об исполнении какой-то мицвы, освобожден от других [позитивных[73]] заповедей, включая Шма. Поэтому тот, кто женится на девушке, освобожден от Шма до первых отношений. Ведь жених обычно нервничает, окажется ли его невеста девушкой[74]. Но если дождался конца субботы [на четвертый день после женитьбы[75]] и все еще не имел отношения с невестой, тогда обязан читать Шма, потому что за это время уже успокоился.

 

2. А тот, кто женится не на девственнице, должен читать Шма. Хотя он тоже занят мицвой, эта мицва его не отвлекает от чтения Шма.

 

3. Человек, у которого умер родственник, если к этому случаю относятся законы траура[76], освобожден от чтения Шма, пока не похоронит его, потому что не может сосредоточиться [и занят мицвой]. Тот, кто сторожит мертвое тело, даже если это не его родственник, освобожден от чтения Шма. Если двое охраняют мертвое тело, они чередуются: один читает Шма, а другой сторожит[77]. Также роющий могилу освобожден от Шма.

 

4. Нельзя выносить тело для захоронения, когда подходит время Шма. Исключение делается, если мертвый был важным человеком[78]. Но если уже начали выносить, а время уже пришло, все несущие носилки и их заместители, впереди и позади носилок, освобождены от чтения Шма. Остальные сопровождающие, которые не несут носилки, должны читать Шма.

 

5. Те, кто оплакивают, если тело перед ними, когда пришло время, отходят по очереди, читают Шма и возвращаются. Но если тело не перед ними, все читают Шма вместе, а скорбящий [близкий родственник] сидит тихо он не обязан читать Шма, пока мертвый не будет похоронен.

 

6. Когда мертвый похоронен, скорбящие [родственники] возвращаются назад, их теперь будут утешать. Они все идут к месту, где станут ряды утешителей, через которые будут проходить скорбящие. Если за время, пока они идут, можно закончить чтение хотя бы первого стиха Шма, пусть сопровождающие прочтут Шма, но если нет, пусть не начинают читать, пока не утешат скорбящих[79]. А когда закончили [исполнять заповедь утешения родственников], пусть читают Шма. Когда утешающих несколько рядов, стоящие во внутреннем ряду освобождены от Шма, потому что их видят скорбящие. Но во внешних рядах, которые не видят лиц скорбящих, обязаны читать Шма.

 

7. Тот, кто освобожден от чтения Шма, но хочет быть строгим к себе и прочесть, имеет право, при условии, что способен сосредоточиться. Но если не в состоянии, ему нельзя читать Шма, пока не успокоится[80].

8. Все [ритуально] нечистые[81] люди обязаны читать Шма и произносить благословения до и после, даже если могли бы очиститься в тот же день. Например, если коснулись мертвой ящерицы, ниды, завы[82] или места, где те сидели, и т.д. Эзра и его суд постановили, чтобы из всех [ритуально] нечистых людей только бааль кэри[83] не читал Тору, пока не окунется в микве. Наш народ не смог выдержать строгость этого запрета, поэтому он не был принят большинством евреев и отпал. Еврейский народ привык читать Тору и Шма, даже когда они бааль кэри, потому что слова Торы не принимают нечистоту, а остаются святыми навсегда: Ведь слова Мои подобны огню, говорит Всесильный Бог. Как огонь не принимает нечистоту, так и слова Торы.

 

 

 

 

 

 

 


Приложение

 

Транслитерация Шма

Сефардское произношение

 

 

ШМА ЙИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОЃЭНУ

АДОНАЙ ЭХАД.

 

(Шепотом): БАРУХ ШЕМ КВОД МАЛХУТО ЛЕОЛАМ ВАЭД.

 

ВЕАЃАВТА ЭТ АДОНАЙ ЭЛОЃЭХА БХОЛЬ ЛЕВАВХА УВХОЛЬ НАФШХА УВХОЛЬ МЕОДЭХА. ВЕЃАЮ ЃАДВАРИМ ЃАЭЛЕ АШЕР АНОХИ МЕЦАВХА ЃАЁМ АЛЬ ЛЕВАВЭХА. ВЕШИНАНТАМ ЛЕВАНЭХА ВЕДИБАРТА БАМ БЕШИВТЭХА БЕВЕТЭХА УВЛЕХТЭХА ВАДЭРЭХ УВШОХБХА УВКУМЕХА. УКШАРТАМ ЛЕОТ АЛЬ ЯДЭХА ВЕЃАЮ ЛЕТОТАФОТ БЕН ЭНЭХА. УХТАВТАМ АЛЬ МЕЗУЗОТ БЕТЭХА УВИШАРЭХА.

 

ВЕЃАЯ ИМ ШАМОА ТИШМУ ЭЛЬ МИЦВОТАЙ АШЕР АНОХИ МЦАВЕ ЭТХЕМ ЃАЁМ ЛЕАЃАВА ЭТ АДОНАЙ ЭЛОЭХЕМ УЛЃОВДО БЕХОЛЬ ЛЕВАВХЕМ УВХОЛЬ НАФШЭХЭМ. ВЕНАТАТИ МТАР АРЦХЕМ БЕИТО ЁРЭ УМАЛКОШ ВЕАСАФТА ДГАНЭХА ВЕТИРОШХА ВЕЙИЦЃАРЭХА ВЕНАТАТИ ЭСЭВ БЕСАДХА ЛИВЃЭМТЭХА ВЕАХАЛТА ВЕСАВАТА. ЃИШАМРУ ЛАХЭМ ПЭН ИФТЭ ЛЕВАВХЭМ ВЕСАРТЭМ ВААВАДТЭМ ЭЛОЃИМ АХЕРИМ ВЕЃИШТАХАВИТЭМ ЛАЃЭМ. ВЕХАРА АФ АДОНАЙ БАХЭМ ВЕАЦАР ЭТ ЃАШАМАЙИМ ВЕЛО ЙИЕ МАТАР ВЕЃААДАМА ЛО ТИТЭН ЭТ ЕВУЛА ВААВАДТЭМ МЃЭРА МЕАЛЬ ЃААРЕЦ ЃАТОВА АШЕР АДОНАЙ НОТЭН ЛАХЭМ. ВЕСАМТЭМ ЭТ ДВАРАЙ ЭЛЕ АЛЬ ЛЕВАВХЭМ ВЕАЛЬ НАФШХЭМ УКШАРТЭМ ОТАМ ЛЕОТ АЛЬ ЕДХЭМ ВЕЃАЮ ЛТОТАФОТ БЕН ЭНЭХЭМ ВЕЛИМАДТЭМ ОТАМ ЭТ БНЭХЭМ ЛЕДАБЕР БАМ БЕШИВТХА БЕВЭТЭХА УВЛЕХТХА ВАДЭРЭХ УВШОХБХА УВКУМЕХА. УХТАВТАМ АЛЬ МЕЗУЗОТ БЕТЭХА УВИШАРЭХА. ЛМААН ЙИРБУ ЕМЕХЭМ ВИМЕ ВНЭХЭМ АЛЬ ЃААДАМА АШЕР НИШБА АДОНАЙ ЛААВОТЭХЭМ ЛАТЭТ ЛАЃЭМ КИМЕ ЃАШАМАЙИМ АЛЬ ЃААРЭЦ.

 

ВАЁМЕР АДОНАЙ ЭЛЬ МОШЕ ЛЕМОР. ДАБЕР ЭЛЬ БНЕ ЙИСРАЭЛЬ ВЕАМАРТА АЛЭЃЭМ ВЕАСУ ЛАЃЭМ ЦИЦИТ АЛЬ КАНФЕ

ВИГДЭЃЭМ ЛЕДОРОТАМ ВЕНАТНУ АЛЬ ЦИЦИТ ЃАКАНАФ ПТИЛЬ ТХЕЛЕТ. ВЕЃАЯ ЛАЃЕМ ЛЕЦИЦИТ УРИТЭМ ОТО УЗХАРТЭМ ЭТ КОЛЬ МИЦВОТ АДОНАЙ ВААСИТЭМ ОТАМ ВЕЛО ТАТУРУ АХАРЭ ЛЕВАВХЭМ ВЕАХАРЭ ЭНЭХЭМ АШЭР АТЭМ ЗОНИМ АХАРЭЃЭМ ЛЕМААН ТИЗКЕРУ ВААСИТЭМ ЭТ КОЛЬ МИЦВОТАЙ ВЕЃЙИТЭМ КДОШИМ ЛЕЛОЃЭХЭМ. АНИ АДОНАЙ ЭЛОЃЭХЭМ АШЕР ЃОЦЭТИ ЭТХЭМ МЕЭРЭЦ МИЦРАЙИМ ЛИЃЁТ ЛАХЭМ ЛЕЛОЃИМ. АНИ АДОНАЙ ЭЛОЃЭХЭМ. ЭМЕТ.

 

Транслитерация Шма.

Ашкеназское произношение.

 

ШМА ЙИСРОЭЛЬ АДОНОЙ ЭЛОЃЭЙНУ АДОНОЙ ЭХОД.

 

(Шепотом): БОРУХ ШЕМ КВОД МАЛХУСО ЛЕОЛОМ ВОЭД.

 

ВЕОЃАВТО ЭС АДОНОЙ ЭЛОЃЭХО БХОЛЬ ЛЕВОВХО УВХОЛЬ НАФШХО УВХОЛЬ МЕОДЭХО. ВЕЃОЮ ЃАДВОРИМ ЃОЭЙЛЕ АШЕР ОНОХИ МЕЦАВХО ЃОЁМ АЛЬ ЛЕВОВЭХО. ВЕШИНАНТОМ ЛЕВОНЭХО ВЕДИБАРТО БОМ БЕШИВТЭХО БЕВЕЙСЭХО УВЛЕХТЭХО ВАДЭРЭХ УВШОХБХО УВКУМЕХО. УКШАРТОМ ЛЕОС АЛЬ ЁДЭХО ВЕЃОЮ ЛЕТОТОФОС БЕЙН ЭЙНЭХО. УХСАВТОМ АЛЬ МЕЗУЗОС БЕЙСЭХО УВИШОРЭХО.

ВЕЃОЁ ИМ ШОМОА ТИШМУ ЭЛЬ МИЦВОСАЙ АШЕР ОНОХИ МЦАВЕ ЭСХЕМ ЃАЁМ ЛЕАЃАВО ЭС АДОНОЙ ЭЛОЃЭЙХЕМ УЛОВДО БЕХОЛЬ ЛЕВАВХЕМ УВХОЛЬ НАФШЭХЭМ. ВЕНОСАТИ МТАР АРЦХЕМ БЕИТО ЁРЭ УМАЛКОШ ВЕОСАФТО ДГОНЭХО ВЕСИРОШХО ВЕЙИЦЃОРЭХО ВЕНОСАТИ ЭСЭВ БЕСОДХО ЛИВЃЭМТЭХО ВЕОХАЛТО ВЕСОВОТО. ЃИШОМРУ ЛОХЭМ ПЭН ИФТЭ ЛЕВАВХЭМ ВЕСАРТЭМ ВААВДТЭМ ЭЛОЃИМ АХЕРИМ ВЕЃИШТАХАВИСЭМ ЛОЃЭМ. ВЕХОРО АФ АДОНОЙ БОХЭМ ВЕОЦАР ЭС ЃАШОМАЙИМ ВЕЛО ЙИЕ МОТОР ВЕЃОАДОМО ЛО СИТЭН ЭС ЕВУЛО ВААВАДТЭМ МЃЭРО МЕАЛЬ ЃООРЕЦ ЃАТОВО АШЕР АДОНОЙ НОСЭН ЛОХЭМ. ВЕСАМТЭМ ЭС ДВОРАЙ ЭЙЛЕ АЛЬ ЛЕВАВХЭМ ВЕАЛЬ НАФШХЭМ УКШАРТЭМ ОСАМ ЛЕОС АЛЬ ЕДХЭМ ВЕЃОЮ ЛТОТОФОС БЕЙН ЭЙНЭЙХЭМ ВЕЛИМАДТЭМ ОСОМ ЭС БНЭЙХЭМ ЛЕДАБЕР БОМ БЕШИВТХО БЕВЭЙСЭХО УВЛЕХТХО ВАДЭРЭХ УВШОХБХО УВКУМЕХО. УХСАВТОМ АЛЬ МЕЗУЗОС БЕЙСЭХО УВИШОРЭХО. ЛМААН ЙИРБУ ЕМЕЙХЭМ ВИМЕЙ ВНЭЙХЭМ АЛЬ ЃОАДОМО АШЕР НИШБА АДОНОЙ ЛААВОСЭЙХЭМ ЛОСЭС ЛОЃЭМ КИМЕЙ ЃАШОМАЙИМ АЛЬ ЃООРЭЦ.

ВАЁМЕР АДОНОЙ ЭЛЬ МОШЕ ЛЕЙМОР. ДАБЕР ЭЛЬ БНЭЙ ЙИСРОЭЛЬ ВЕОМАРТО АЛЭЙЃЭМ ВЕОСУ ЛОЃЭМ ЦИЦИС АЛЬ КАНФЕЙ ВИГДЭЙЃЭМ ЛЕДОРОСОМ ВЕНОСНУ АЛЬ ЦИЦИС ЃАКОНОФ ПСИЛЬ ТХЕЙЛЕС. ВЕЃОЁ ЛОЃЕМ ЛЕЦИЦИС УРИСЭМ ОСО УЗХАРТЭМ ЭС КОЛЬ МИЦВОС АДОНОЙ ВААСИСЭМ ОСОМ ВЕЛО СОСУРУ АХАРЭЙ ЛЕВАВХЭМ ВЕАХАРЭЙ ЭЙНЭЙХЭМ АШЭР АТЭМ ЗОНИМ АХАРЭЙЃЭМ ЛЕМААН ТИЗКЕРУ ВААСИСЭМ ЭС КОЛЬ МИЦВОСОЙ ВЕЃЙИСЭМ КДОШИМ ЛЕЛОЃЭЙХЭМ. АНИ АДОНОЙ ЭЛОЃЭЙХЭМ АШЕР ЃОЦЭЙСИ ЭСХЭМ МЕЭРЭЦ МИЦРАЙИМ ЛИЃЁС ЛОХЭМ ЛЕЛОЃИМ. АНИ АДОНОЙ ЭЛОЃЭЙХЭМ. ЭМЕС.

 

 


Перевод Шма и комментарии к нему

 

Слушай, Израиль: Адоной[84] Элокену [Бог] наш[85], Адоной Один[86]!

 

Шепотом: Благословенно славное имя царства Его во веки веков!

 

Люби Бога, Всесильного твоего[87], всем сердцем своим[88], и всей душою своей[89], и всем существом своим[90]. И пусть будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня[91], на сердце твоем, и повторяй их детям своим[92], и произноси их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая[93]. И повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими[94], и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих[95].

 

И будет так: если послушаетесь[96] Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, любя Бога Всесильного вашего и служа Ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: ранний и поздний дождь. И соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Бог и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Бог дает вам. Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их как знак на руку вашу, и будут они знаками над глазами вашими. И научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая. И напишите их на дверных косяках дома своего и на воротах своих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране, о которой Бог клялся вашим отцам, обещав даровать ее им так долго, как долго существуют небеса над землей.

 

И сказал Бог Моше: Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежды во всех поколениях своих и вплетали в каждую кисть на тех углах голубую шерстяную нить. И будут у вас кисти, посмотрев на которые, вы будете вспоминать все заповеди Бога и исполнять их. И не будете блуждать за сердцем вашим и за глазами вашими, как вы сейчас блуждаете, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы перед вашим Богом. Я[97], Бог Всесильный ваш, который вывел вас из страны Египетской, чтобы быть вашим Богом. Я, Бог Всесильный ваш.

 

 

Детальный разбор одного закона

 

Рассмотрим хоть один закон Рамбама более детально, чтобы дать читателю немного почувствовать, как изучают слова мудреца в ешивах. В качестве примера возьмем самую первую фразу. Как обычно, он начинает книгу законов с подсчета всех заповедей, упомянутых в этой книге. В данном случае описана одна заповедь: читать Шма по утрам и вечерам. Казалось бы, что можно из этого извлечь? Оказывается, очень многое.

Дело в том, что разделение законов нашей Торы на 613 заповедей основано на множестве сложных принципов. Иногда есть разные мнения о том, что является отдельной заповедью, а что частью другой заповеди. Рамбам описал 14 общих принципов о том, как считают 613 заповедей Торы и как они выходят из этих принципов.

В данном случае мы можем видеть два важных следствия из одного предложения:

 

1. Утреннее и вечернее Шма считаются одной заповедью.

2. Рамбам не считает повеление помнить днем и ночью о выходе из Египта отдельной заповедью[98].

 

Об этих положениях долго спорили и очень много написали. Ученые пытались объяснить мнение Рамбама, основываясь на двух Талмудах, на Мидрашах, на мнениях других комментаторов и самого Рамбама. Чтобы перечислить все это, понадобилось бы больше места, чем вся эта книга. Мы лишь ограничимся двумя основными выводами по поводу второго утверждения.

Некоторые объясняют, что, согласно Рамбаму, заповедь помнить о выходе из Египта не считается вечной, поэтому ее нельзя считать среди 613 вечных заповедей Торы. Дело в том, что когда Творец соберет нас из всех стран, где мы были разбросаны, мы будем помнить в основном об этом, а не о выходе из Египта.

Этот подход основывается на Талмуде (Брахот, 12б) и стихе пророка Ирмеягу (16:15). Тем не менее, не все с этим согласны. Ведь когда мы снова соберемся на нашей земле, нужно будет помнить и о выходе из Египта. В эту же заповедь войдет и память об исходе из других стран.

Другое известное объяснение состоит в том, что, согласно Рамбаму (в пятом из общих принципов подсчета заповедей), утверждения Торы, данные как причины, не являются отдельными заповедями. В данном случае Тора говорит: Чтобы ты помнил день выхода твоего из Египта все дни жизни твоей. Имеется в виду, что память о выходе из Египта, когда открылось Владычество Творца, помогает соблюдать все остальные заповеди. Тора упоминает о выходе из Египта 50 раз, и обычно это происходит по отношению к заповедям, которые требует боязни Творца[99]. Всевышний как бы говорит: Как Я выделил египетских первенцев, так увижу и твое несоблюдение заповедей (Талмуд, Бава меция, 61б).

Таким образом, выход из Египта рассматривается не как отдельная заповедь, а скорее как причина для соблюдения множества заповедей Торы. Да и вся наша вера базируется на событиях выхода из Египта и дарования Торы на Синае!

 

 

 

 



[1] Свиток становится негодным для общественного чтения.

[2] В стихе Торы есть намек на самого Рамбама (Шмот, 11:9): Работ Мофтай Беэрец Мицраим ...чтобы увеличил Я Свои чудеса на земле Египетской. Первые буквы этих слов РМБМ еврейское написание имени мудреца (и единственное место в Торе, где эти четыре начальные буквы слов следуют подряд одна за другой). В этом стихе Торы описывается Пасхальное приношение, и Рамбам родился в день, когда его приносят (14-го числа месяца Нисан). Большую часть жизни Рамбам жил в земле Египетской и умножал там чудеса лечением больных, которые считались безнадежными. Он настолько прославился, что арабские поэты слагали о нем стихи. И Мишнэ Тора предсказана в том же отрывке Торы. Если считать от первой буквы слова Моше (Моше также имя Рамбама), пропуская по 50 букв, получится слово Мишнэ. Потом пропустим 613 букв количество заповедей, описанных в этой книге, и опять посчитаем по 50 букв выйдет слово Тора. Мишнэ Тора кодом записана около имени Рамбама!

[3] Рава Йосефа Каро, середина XVI века.

[4] Хафец Хаима, умер в Радуне в 1933-м году.

[5] Это название многозначно. Подобно Мишне первой записи Устного Закона, необходимой в условиях рассеяния и снижения уровня знания в народе, Мишнэ Тора, созданная по той же причине, является как бы повторением Мишны, разъясняющим ее учение на основе Талмуда. Этим трудом Рамбам проложил путь дальнейшим этапам записи (осмысления и упорядочения) Устного Закона.

[6] Мы не будем здесь освещать все причины такого подхода, об этом можно прочесть в других местах.

[7] Основу Торы, согласно Гиллелю и раби Акиве.

[8] Более глубокие аспекты связи этих букв мы здесь не станем рассматривать.

 

[9] Первый раз произносят только саму фразу Шма перед утренней молитвой, затем в ней и в вечерней молитве она сопровождается тремя разделами из Торы, и перед сном Шма принято читать снова.

[10] Так для краткости называют 248 заповедей асе требующих действия, в отличие от 365-ти заповедей ло теасе запретов совершать какие-то действия.

[11] Слово все охватывает и ночи (см. Брахот, 12б).

[12] Т.е. слушай, отец наш, Израиль.

[13] Некоторые благословения установлены позже мудрецами Мишны.

[14] Лидер еврейского народа в начале периода Второго Храма (~2 400 лет назад).
[15] Это относится к случаю, когда изменение коренным образом меняет смысл брахи или пропущена ее важная часть. В противном случае благословение все же засчитывается после прочтения (Рамбам к мишне Брахот, 1:4)

 

[16] Утром главная часть брахи это йоцер ор (создающий свет), а вечером ѓамаарив аравим (сгущающий сумерки).

[17] Имеется в виду, что на небе видны три звезды среднего размера. Это порядка 2550 минут после захода солнца (особый случай белые ночи). По самому строгому мнению, нужно ждать 72 минуты после захода солнца.

[18] Он может подумать: Поем и посплю немного, а затем прочту Шма, и так проспит всю ночь (Брахот, 4б).

[19] Рассвет по закону Торы начинается за 72 минуты до восхода (выхода) солнца. По многим мнениям, это относится только к Земле Израиля весной и осенью. В другие времена и в других странах имеется в виду время, когда на востоке столько света (сколько в Израиле за 72 минуты до восхода), когда день равен ночи. Поэтому в Америке и Европе считают, что рассвет начинается раньше 72-х минут до восхода.
[20] Полный подъем солнца над линией горизонта с момента появления его верхнего края, который обычно называют восходом, занимает порядка двух минут. Поэтому, согласно трактовке Гаона из Вильно, правильное понимание Рамбама  треть от десятой части часа.
[21] Часом здесь называется 1/12 часть светового дня (Рамбам в комментариях к Мишне, Брахот, 1:2). Значит, нужно прочесть Шма в первой четверти дня. Есть спор о том, как считать часы: от рассвета (первых лучей солнца) или от восхода (появления диска), поэтому во многих календарях для каждого дня упомянуто наиболее позднее время Шма по обоим мнениям.
[22] Согласно Рамбаму, надо стараться читать Шма, как ватикин  заканчивать чтение перед самым восходом солнца и сразу начинать молитву Шмоне Эсре. Но преобладают мнения, что это не обязательно, хотя и желательно. Поэтому большинство людей молится после восхода солнца.
[23] Большинство мудрецов спорят с Рамбамом. Они считают, что благословения Шма можно произносить только до конца четвертого часа от начала дня. Но если не было возможности произнести их раньше, некоторые разрешают делать это до полудня (см. Биур ѓалаха, 58).

 

[24] По многим мнениям, фраза Благословенно славное имя царства Его во веки веков тоже требует сосредоточения.

[25] Согласно большинству мнений, это так, только если он при этом имел в виду выполнить заповедь Шма (Шулхан Арух, 60:4, см. Мишна Берура, 60:11, Каф Ахаим, 60:13).

[26] Согласно некоторым мнениям, лучше сесть и не читать Шма лежа (см. Биур ѓалаха, 63, со слова Меахар).

[27] По многим мнениям, не имеется в виду, что остальное он вообще не читает. Скорее читает в полусне, без концентрации (см. Шулхан Арух, 63:5).

[28] Иначе мы боимся, что, увлеченный занятиями, он может пропустить время Шма. Поэтому если он привык молиться в определенное время в синагоге, он не прерывает занятие Торой, когда наступило время Шма (см. Шулхан Арух, 89:6). Но если в синагоге молятся слишком поздно, тогда, разумеется, нужно прочесть Шма в положенное время, до синагоги.

[29] И никто другой не может сделать эти дела (см. Мишна Берура, 70:16).

 

[30] Так считал Рамбам, но, по мнению большинства мудрецов, он обязан прерваться.

[31] В наше время к мужской микве этот закон, как правило, не относится. Она горячая и находятся в комнате с душевыми, поэтому имеет статус ванной комнаты, где даже думать о Торе запрещается, см. ниже, 3:2.

[32] Это относится ко всем молитвам и благословениям. Слово читать в Торе всегда значит произносить.

 

[33] Это относится только к случаю, когда он произнес все буквы правильно, но если какие-то пропустил или изменил, нужно читать заново (см. Мишна Берура, 62:1, Каф Ахаим, 62:2).

[34] Слово тизкеру значит помнить, а тискеру получить награду. Если произнести заин нечетко, может показаться, будто мы говорим, что соблюдаем заповеди ради награды, а надо служить Творцу бескорыстно.

[35] По многим мнениям, имеется в виду мысленно продлить произношение далет (см. Мишна Берура, 61:18, Шулхан Арух, Арав, 61:7), сам же звук д физически невозможно произносить долго.

[36] Гематрия (числовое значение) буквы далет 4.

[37] Если он произнесет хет быстро, а алеф медленно, получится противоположный смысл.

[38] В наше время раввины рекомендуют читать Шма в оригинале, потому что трудно найти адекватный перевод некоторых слов, не имеющих эквивалента в других языках, например тотафот головной тфилин, цицит и т.д.

[39] По многим мнениям, если перерыв был вынужденным, например, понадобилось сходить в туалет, и прошло столько времени, что он мог бы прочесть все Шма, теперь он должен читать заново (см. Шулхан Арух, 65:1).

[40] А также фразу Благословенно славное имя царства Его во веки веков.

[41] По многим мнениям, брахот тогда не говорят.

[42] Если какой-то стих прочел неверно, а потом читал дальше, нужно снова начать с этого стиха.

[43] Слова Ухтаватам Аль Мезузот Бетэха Увишарэха (И напишите их на дверных косяках ваших домов и ворот) встречаются и в параграфах Шма и Веѓая Им Шамоа. Если человек не помнит, где остановился, или ошибся, ему надо предположить, что он все еще в первом параграфе. Но если по инерции продолжил словами второго параграфа Лмаан Йирбу Емехем (Чтобы продлились ваши дни...), то наверняка там и находился.

[44] В наше время считается, что людям не так важно, чтобы их приветствовали сразу, поэтому мы не прерываем чтение Шма ни для каких приветствий (см. Мишна Берура, 66:2, Каф Ахаим, 66:4).

[45] Причина в том, что слово эмет правда хорошо подходит и к последнему стиху Шма. Получается: Бог Всесильный, Эмет (как у Ирмеягу, 10:10). Поэтому его всегда произносят не прерываясь, сразу после Шма.

[46] Ама локоть, примерно полметра.

[47] До того, как его использовали.

 

[48] Существует семь таких имен, см. Рамбам, законы Йесодей А-Тора, 6:2.

[49] Разрешается говорить слова Торы, чтобы остановить нарушение какого-либо запрета. Например, если кто-то в субботу отрывает в туалете бумагу, нужно ему сказать, что это запрещено, и т.д.

[50] В старые времена помет животных использовали для выделки кожи. Обычно при этом кожа очень плохо пахла, см. Рамбам, законы Шхеним, 10:3.

[51] Если нет неприятного запаха, см. Мишна Берура, предисловие к 79-й главе.

[52] Примерно 28 см3.

[53] Если они не пахнут, см. Мишна Берура, предисловие к 79-й главе.

[54] Тефах примерно 810 см.

[55] Порядка 84 см3.

[56] Но это не относится к случаю, когда моча в горшке, см. ниже, закон 12.

[57] По многим мнениям, здесь не имеется в виду, что человек оправлялся, а просто заходил в туалет и не помыл после этого руки (см. Кесеф Мишна, см. также как объясняет Рамбан в Милхамот к Рифу, стр. 16а).

[58] Отсюда обычай мыть попу после туалета или использовать влажные салфетки (см. Каф Ахаим, 76:26). Но в субботу использовать влажные салфетки не разрешается.

[59] И таков закон, см. выше, 3:1.

[60] Большинство мудрецов спорят с Рамбамом, они считают, что отсчет четырех амот ведется от места, куда не попадает запах, и закон следует их мнениям, см. Шулхан Арух, 79:1, Каф Ахаим, 79:5.

[61] То есть не обязательно отходить на четыре амот.

[62] Шулхан Арух, 87:1 объясняет, когда достаточно чисто вымыть горшок. См. также Мишна Берура, 87:2: если таз используется не только как горшок или в него добавляют ревиит воды после каждого использования, то к нему этот закон не относится, см. также Каф Ахаим, 87:3.

 

[63] Разумеется, все эти законы относятся только к тем случаям, когда от мусора не идет запах.

[64] По многим мнениям, можно читать Шма перед наготой мальчика до 9 лет и девочки до трех лет (см. Шулхан Арух, 75:4, Мишна Берура, 75:2124, см. также Каф Ахаим, 75:35).

[65] То же относится к прозрачной одежде, она не является покрытием (Мишна Берура, 75:25, Каф Ахаим. 75:1).

[66] Рассматривать нескромно одетых посторонних женщин и без того запрещено (см. Мишна Берура, 75:7). Даже когда человек не пытается рассматривать женщину или перед ним его жена, которая ему разрешена, читать Шма нельзя, пока не отвернешься.

[67] То есть он должен надеть трусы, чтобы между ногами и членом проходила одежда, или встать так, чтобы член не касался ног (Шулхан Арух, 74:5). Но яички могут касаться ног (см. Мишна Берура, 74:20).

[68] Талмуд требует, чтобы сердце не видело наготы чтобы что-то отделяло среднюю часть туловища, где находится сердце, и нижнюю, где находится нагота. Препоясываясь, мы достигаем этой цели (см. также Шулхан Арух, 91:2, Мишна Берура, 91:5).

[69] В старые времена люди часто жили так бедно, что иногда по двое спали на одной кровати (и сегодня это встречается в бедных странах, в том числе в Израиле, особенно в многодетных семьях). Пижам тоже у большинства людей не было, поэтому эти законы были не только теоретическими.

[70] Имеется в виду неполный день, даже небольшой срок от дня считается целым днем.

[71] Заметим, что этим определяется взросление по закону Торы. Одного возраста недостаточно, должны появиться и вторичные половые признаки волосы на половых органах.

 

[72] Это общий принцип: когда ребенок подрастает достаточно, чтобы исполнять какую-то заповедь, мы начинаем его приучать к ее исполнению.

[73] В отличие от запретов Торы, которые, конечно, обязательны и для него.

[74] В наше время и женихи читают Шма считается, что мы не так уж концентрируемся при чтении (Шулхан Арух, 70:3).

[75] Большинство женящихся на девушках раньше устраивали свадьбу в среду (см. Рамбам, Законы Ишут, 10:15).

 

[76] Если умерли отец или мать, сестра или брат, сын или дочь, или супруга.

[77] См. выше 3:2 о том, что читать Шма нужно на расстоянии от мертвого тела.

[78] В наше время нет таких важных людей, чтобы можно было их выносить близко к времени Шма (см. Шулхан Арух, 72:2, Мишна Берура, 72:5).

 

 

[79] Утешение скорбящих мицва, поэтому утешающие освобождены от Шма.

[80] По многим мнениям, в наше время можно (и следует) читать Шма, даже если человек волнуется, мы и без того обычно не концентрируемся достаточно ни во время чтения Шма, ни в молитве (см. Шулхан Арух, 70:3, 101:1).

[81] Тора определяет разные предметы или действия, делающие человека тамэ, нечистым. Виленский Гаон пишет, что в большинстве случаев это происходит при потере духовного потенциала. Например, семя мужчины, кровь менструации или выкидыш потеря возможности родить ребенка. Мертвые (люди и животные) потеря жизни. Чем больше потенциал, тем сильней нечистота при его потере. Поэтому мертвый человек более нечист, чем мертвое животное, мертвый еврей чем мертвый нееврей. Тора предписывает, чтобы не ели в состоянии нечистоты святую пищу. Эта еда возвышает человека, но если он нечист, духовно разрушает его. Это относится к той части урожая, который полагается в Иерусалиме (маасер шени, а также плодам дерева на четвертый год после посадки); к части урожая для коэнов (трума); к еде халы (отделяемой от теста) и к частям храмовых приношений. Также нечистому нельзя заходить на территорию Храма в Иерусалиме. Ныне, когда мы все считаемся ритуально нечистыми, мы не заходим на Храмовую гору, а порции коэнов сжигаем.

Единственный закон нечистоты, который имеет непосредственное отношение к нам сегодня, запрет интимных связей с нидой или завой. Любая женщина, у которой была менструация, остается нечистой, пока не отсчитает семь дней после прекращения кровотечения и потом окунется в кошерную микву. До этого любой физический контакт с ней запрещен.

Заметим, что соблюдение законов чистоты семьи способствует любви между супругами. Очень частая причина разводов и супружеских измен надоедание друг другу. А в религиозных семьях, в день, когда жена идет в микву, супруги достаточно соскучились и чувствуют себя как новобрачные.

[82] Нида и зава женщины, которые после выделения крови из матки еще не ходили в микву. Касание их или мест, где они сидели, делало человека ритуально нечистым на один день если он в тот же день шел в микву, он становился чистым к вечеру. В наше время, когда нет Храма, этот закон не действует.

[83] Человек, у которого вышло семя во время мицвы отношений с женой или случайно во сне.

 

[84] Главное имя Творца пишется как йуд ѓэй вав ѓэй. Его мы никогда не произносим, заменяя произношением имени АДОНОЙ. При этом нужно иметь в виду значение написанного имени (Он был, есть и будет) и произносимого имени (Владыка всего).

[85] ЭЛОКЕНУ еще одно имя Всевышнего. Хотя многие народы считают, что существует Творец Вселенной, они полагают, что Он слишком возвышен, чтобы следить за нашим маленьким миром. Мы же утверждаем, что Творец не только Бог небес но и наш Бог, который постоянно сопровождает каждый шаг человека.

[86] Творец Один и Един, Он не состоит из частей.

[87] Надо соблюдать повеления Всевышнего, как делают ради того, кого любят. Мы исполняем приказы работодателя отнюдь не так, как делаем то, что приятно нашим любимым и близким. Творец хочет, чтобы Его заповеди мы исполняли с любовью, а не ради награды.

[88] Даже нашими будничными желаниями мы должны служить Творцу. Вся жизнь еврея: еда, питьё, прогулка, сон, интимные отношения с супругой должны быть подчинены Всевышнему.

[89] Даже когда Он забирает душу.

[90] В оригинале Меодеха. Это слово также переводят как имущество. Многие заповеди (тфилин, цицит, маца, этрог) требуют денежных затрат. Некоторые также объясняют, что это слово происходит от слова мида качество. Даже когда Творец судит нас и наказывает, мы должны Его любить.

[91] Слова Шма должны быть подобны новому посланию, которое мы услышали в первый раз сегодня, а не старому документу, который уже давно надоел.

[92] Воспитание детей единственная гарантия продолжения соблюдения Торы.

[93] Здесь упомянуты четыре времени. Согласно Гаону из Вильно, они соответствуют четырем частям дня: до полудня (время стоять), после полудня (время ходить), ночью до полуночи (время лежать) и после полуночи (время сидеть). Для этих четырех времен Авраамом, Ицхаком, Яковом и Давидом установлены четыре молитвы (Шахарит, Минха, Аравит и Тикун Хацот).

[94] С помощью тфилин мы освящаем наши чувства, действия и мысли. Головной тфилин внутри разделен на четыре части соответственно зрению, слуху, обонянию и вкусу. Ручной тфилин соответствует осязанию.

[95] Мезуза на каждом входе напоминает нам о Всевышнем.

[96] Заметьте, что в отличие от предыдущего отрывка, здесь обращение во множественном числе. В этом отрывке говорится о награде и наказании, а в первом они не упомянуты. Дело в том, что отдельный человек не всегда получает награду в этом мире, но весь наш народ судится по большинству. Если все мы соблюдаем заповеди Творца, всем будет хорошо и в этом мире. Отсюда зависимость евреев друг от друга.

 

 

[97] Здесь нужно иметь в виду выполнение заповеди помнить о выходе из Египта.

[98] Надо заметить, что Рамбам считал отдельной заповедью рассказывать о выходе из Египта в пасхальную ночь (см. Рамбам, законы Песаха).

[99] В книге Зоар (1:261б) объясняется, почему выход из Египта упоминается именно 50 раз.