Законы обрезания

 

 

В этих законах обсуждается одна позитивная заповедь: обрезать детей мужского пола на восьмой день.

 

 

Глава Первая

 

1. Обрезание позитивная заповедь, за невыполнение которой полагается "Карет[1]", как сказано (Берешит 17:14): "А необрезанный мужчина, который не обрежет свою крайнюю плоть, эта душа будет отрезана от своего народа". Мицва обрезания относится [в первую очередь] к отцу ребенка и к хозяину слуг[2], будь то слуги, родившиеся в его доме или купленные за деньги. Если отец [ребенка] или хозяин [слуги] не сделал им обрезание, он нарушил позитивную заповедь, но не заслуживает Карет, потому что Карет относится только к самому необрезанному мужчине. В такой ситуации еврейский суд должен позаботиться о том, чтобы ребенок или слуга были обрезаны вовремя, и не осталось необрезанных среди евреев и их слуг.

 

2. Мы не обрезаем сына человека, не предупредив его, но только если он не обрезал [своего сына], тогда еврейский суд должен его обрезать даже против воли отца. Если суд упустил возможность и не обрезал его, тогда ребенок, когда станет взрослым [в 13 лет], должен обрезать себя. Каждый день, после достижения возраста [тринадцати лет], пока он остается необрезанным, он упускает возможность сделать позитивную заповедь. Но Карет не получает, пока не умрет необрезанным.

 

3. Хозяин обязан обрезать и слуг, которые родились в еврейском доме, и слуг, которых купили у нееврея. Но слугу, родившегося в еврейском доме, обрезают на восьмой день, а слугу, которого купили, обрезают в день покупки. Даже если купили слугу в день, когда он родился, его сразу обрезают.

 

4. Бывает, что купленного слугу обрезают на восьмой день, и бывает, что слугу, родившегося в еврейском доме, обрезают в день рождения. Как? Если человек купил [беременную] служанку, родившегося у нее мальчика обрезают на восьмой день. Хотя ребенок был куплен отдельно[3], раз его маму купили до его рождения, его обрезают на восьмой день.

 

5. Если человек купил всех детей, которые будут рождаться от служанки, или купил саму служанку, но с условием, что она не будет [получать статус еврейской служанки] окунувшись в микве[4], тогда ее детей обрезают в день рождения. Они подобны слугам купленным в день их рождения, потому что их мама не считается еврейской служанкой, чтобы ее дети были подобны родившимся в доме еврея. Но если мама окунулась [в микве и стала еврейской служанкой] после рождения сына, то ее ребенка обрезают на восьмой день.

 

6. Если у нееврея купили взрослого слугу, и он не хочет обрезаться, ждут 12 месяцев [может он передумает, но если все равно не хочет], нельзя больше его держать, и его снова продают нееврею. А, если еще до покупки, пока слуга был в доме нееврея, договорились его купить, чтобы не обрезать, тогда можно его держать необрезанным [и он не имеет статуса обычного слуги]. Но должен принять на себя соблюдение семи заповедей Ноаха[5]. Тогда он будет как Гер Тошав[6]. А если не хочет соблюдать и семь заповедей Ноаха, его убивают[7].

 

7. Нееврей переходящий в Иудаизм должен обрезаться. Если он уже был обрезан, когда был неевреем [этого недостаточно], и в день, когда он переходит в Иудаизм, ему делают надрез на органе, чтобы вышла капелька крови. Также, если ребенок родился обрезанным, ему надрезают немножко орган в восьмой день, чтобы вышла капелька крови. Андрогина человека с мужскими и женскими органами нужно обрезать на восьмой день. Также родившегося с помощью Кесаревого сечения, и человека с двумя слоями кожи на крайней плоти обрезают на восьмой день.

 

8. Обрезание всегда совершают днем, после рассвета. И при обрезании на восьмой день и позже, на девятый день или после этого, как сказано (Ваикра 12:3) "А в восьмой день" днем, а не ночью. Весь день можно обрезать, но мицва обрезать в начале дня праведники стараются сделать мицву скорее.

 

9. Если восьмой день жизни младенца приходится на субботу, ему делают обрезание в субботу, в иных случаях обрезание нельзя делать в субботу и праздники. В день обрезания его делают, даже если приходится отрезать прокаженную кожу. Хотя обычно Тора запрещает отрезать кожу с проказой[8], здесь позитивная заповедь [обрезания] отодвигает запрет [срезать прокаженное место].

 

10. Как сыновей обрезают на восьмой день даже в субботу, так и слуг. За исключением случаев, когда его мама окунулась [принимая гиюр] после его рождения. Хотя его обрезают на восьмой день, если обрезание попадает на субботу его откладывают.

 

11. Ребенок, родившийся обрезанным или на восьмом месяце беременности, подобен выкидышу, а также рожденный через Кесарево Сечение, андрогин и тот, у кого две крайние плоти обрезание всех этих детей не отодвигает субботу. Их обрезают в воскресенье на девятый день.

 

12. Если ребенок родился Бен Ашмашот[9], в сумерки, когда непонятно, день это или ночь, мы считаем восемь дней со следующей ночи, и его обрезают в день, который девятый или, возможно, восьмой после рождения. А если ребенок родился Бен Ашмашот в пятницу вечером, его обрезают не в субботу, а в воскресенье, потому что нельзя обрезать в субботу, если нет уверенности [является ли суббота восьмым днем после рождения].

 

13. Если у ребенка, который родился на восьмой месяц беременности, уже выросли ногти и волосы, он здоровый ребенок [а не выкидыш]. Потому, что это была такая беременность, которая должна была продлиться семь месяцев, но он задержался[10]. Его можно двигать в субботу, он не подобен камню, и его обрезают в субботу [если это восьмой день после его рождения]. Но если его волосы не выросли нормально, и у него нет нормальных ногтей, этот ребенок недоносок, он должен был родиться на девятый месяц, но вышел до того, как был полностью сформирован. Он подобен камню, и его не двигают в субботу. Но если он прожил 30 дней, он не выкидыш и считается как любой другой младенец, потому, что любой ребенок, проживший 30 дней, не считается выкидышем.

 

14. Ребенка, родившегося на седьмой месяц беременности, если он полностью [вырос], мы не считаем выкидышем и обрезаем на восьмой день, когда он выпадает на субботу. А если нет уверенности, родился он на седьмой или восьмой месяц беременности, его все равно обрезают в субботу [если это восьмой день]. Если это была семимесячная беременность, правильно его обрезать в субботу. А если он недоносок, который родился на восьмой месяц, его обрезание подобно просто резке мяса, потому что он выкидыш[11].

 

15. Если зародыш вытащил голову из утробы матери [в пятницу вечером] Бен Ашмашот, а полностью вышел уже ночью в субботу, его не обрезают в [следующую] субботу, [а только в воскресенье[12]]. Любой ребенок, которого не обрезают в субботу, не обрезают в первый день Йом Тов (праздника), но обрезают во второй день[13] праздника [если это восьмой день после рождения[14]]. Но во второй день Рош Ашана закон тот же, что и в первый. Также любое обрезание не на восьмой день не делают во второй день Рош Ашана.

 

16. Больного ребенка не обрезают, пока не выздоровеет. А когда выздоровел, считают еще семь целых дней, и обрезают после этого [на восьмой день]. Это если у него была температура или подобная [серьезная болезнь], но если у него только болели глаза, как только они открылись, и ребенок выздоровел, его сразу обрезают.

 

17. Если ребенок на восьмой день после рождения еще слишком желтый, его не обрезают, пока кровь не стабилизируется, и цвет кожи станет как у других здоровых детей. Также если ребенок слишком красный, как будто его покрасили, его не обрезают, пока его кровь не станет течь нормально, и цвет его кожи станет как у других детей, потому что [краснота кожи указывает] на болезнь и нужно быть очень осторожным со всеми этими вещами[15].

 

18. Если двух детей женщины обрезали, и они умерли, потому что были слишком ослаблены после обрезания, даже если [эти дети] были от разных мужей, третьего ребенка не обрезают вовремя, а ждут, пока подрастет и станет сильным. Можно обрезать ребенка, только если он полностью здоровый, потому что опасность жизни отодвигает все [позитивные] заповеди. Обрезать можно и позже, но невозможно вернуть душу еврея.


Глава Вторая

 

 

1. Обрезать может любой еврей[16], даже если сам необрезанный, или слуга, или женщина, или мальчик, все могут обрезать, если нет взрослого мужчины[17]. Но нееврей не может обрезать, а, если обрезал, не нужно снова [выпускать кровь[18]]. Можно обрезать любым прибором, даже острым камнем или стеклом, всем, что может резать. Нельзя обрезать острой деревянной палочкой может [отщепиться заноза] и привести к опасности. Но особая мицва обрезать железным ножом или ножницами, и обычай всех евреев обрезать ножом.

 

2. Как обрезают? Срезают всю кожу, которая покрывает коронку органа, чтобы вся коронка открылась. После этого, ногтем оттягивают назад тонкую кожицу, которая была под крайней плотью. Так открывается мясо коронки. После этого с силой высасывают кровь, чтобы предотвратить заражение[19]. Если моэль не высасывает кровь, ему не дают больше работать моэлем. Когда отсосали кровь, ранку забинтовывают пластырем или чем-то подобным.

 

3. Есть остатки кожи, которые делают обрезание недействительным, а есть остатки кожи, при которых обрезание действительно. Когда? Если от крайней плоти осталась кожа, покрывающая большую часть высоты коронки, человек остался не обрезанным, как был, и этот кусок кожи делает обрезание недействительным. Но если остался кусочек кожи, не покрывающий большинство высоты коронки, обрезание кошерно.

 

4. Обрезающий ребенка, пока занят обрезанием, может продолжать и срезать даже маленькие кусочки кожи, которые не мешают постфактум выполнению заповеди. Но если кончил резать, возвращаться к этому можно только, если остались куски кожи делающие обрезание некошерным. А если срезал кожу, но не оттянул назад остаток тонкой кожицы, обрезание не засчитывается[20].

 

5. Бывает, что ребенок, у которого очень мягкая кожа, или он очень полный, после обрезания выглядит необрезанным. Однако когда у него вытягивается орган, заметно, что он обрезан, и тогда все в порядке. Но следует оттянуть кожу немного со всех сторон, чтобы он не выглядел необрезанным. А если незаметно, что он обрезан, нужно снова обрезать лишнюю плоть, пока коронка не станет видной, когда орган вытягивается. Это постановление раввинов, но по закону Торы обрезанного не надо снова обрезать, даже если выглядит необрезанным.

 

6. В субботу делают обрезание как в будний день: отрезают крайнюю плоть, оттягивают тонкую кожу, отсасывают кровь. Также возвращаются и срезают любые остатки кожи, пока еще не закончили резать, а, если закончили резать, возвращаются и срезают только, если остаток кожи делает обрезание некошерным. После обрезания на ранку прилепляют пластырь. Но нельзя в субботу делать работу для подготовки к обрезанию[21]. Например, если нет ножа, его нельзя изготовить в субботу, или пронести его по улице. Даже если нужно пронести нож из одного дома в другой в одном [дворе или] переулке, где нет эрува[22], запрещается это делать. Хотя запрет носить без эрува постановление раввинов, его не нарушают ради обрезания, потому что можно было принести нож в пятницу.

 

7. Также нельзя в субботу толочь травы [порошок которых используется, как лекарство для ранки], нагревать воду [для омовения ранки ребенка], делать пластырь[23] и взбалтывать вино с маслом. Если тмин не был растолчен до субботы, его жуют зубами и кладут на ранку. Если не взболтали вино с маслом, их кладут на ранку по отдельности. Общий принцип: все, что можно было сделать до субботы, запрещается делать в субботу. Поэтому, если не были сделаны приготовления к обрезанию до субботы, обрезание делают на девятый день.

 

8. Если ребенка обрезали в субботу, а потом приготовленная горячая вода разлилась или рассыпались лекарства, тогда можно делать то, что нужно, из-за опасности[24]. В местах[25], где принято мыть ребенка, это делают и в субботу. До обрезания и после, или на третий день после обрезания[26], все тело или только место обрезания. Используют воду, нагретую до субботы[27] или нагретую в саму субботу[28] из-за опасности.

 

9. Если забыли принести нож до субботы, можно попросить нееврея его принести, если ему не придется нести по улице[29]. Общий принцип: любую работу, запрещенную евреям только раввинами, можно попросить выполнить нееврея ради выполнения мицвы вовремя. Но если работа запрещена Торой, нельзя просить нееврея сделать ее.

 

10. Приготовления к обрезанию на восьмой день не делают [не только в субботу, но и] в праздник. Причина [такая же, как в субботу], ведь приготовления к обрезанию можно было сделать до праздника. Если запреты раввинов нельзя нарушать в субботу, чтобы приготовиться к обрезанию, тем более нельзя нарушать запрет Торы на работу в праздник. Но в праздник разрешается толочь травы для лекарства, используемого, чтобы ранка зажила, потому что растолченные травы годятся в пищу[30]. Также в праздник можно взбалтывать вино с маслом.

 

Глава Третья

 

 

1. Перед обрезанием моэль говорит благословение: "[Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной], освятивший нас своими заповедями и повелевший нам об обрезании". Это если обрезает не отец ребенка, а тот, кто обрезает сына, говорит: "[Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной], Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам обрезать ребенка[31]". После [первого благословения, сделанного обрезающим], отец ребенка : "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам приобщить [ребенка] к союзу Авраама, нашего праотца". Мицва обрезать больше относится к отцу ребенка, чем к другим людям. Поэтому, если отец не присутствует, это [второе] благословение не произносят. А по некоторым мнениям его произносит член раввинского суда, или еще кто-то из присутствующих[32], но [я считаю, что] не следует так поступать.

 

2. Если при обрезании присутствуют другие люди, [кроме того, кто произнес второе благословение], они говорят: "Как [этого мальчика] привели в союз, так же пусть придет он к Торе, Хупе и добрым делам.

 

3. После этого отец ребенка, или обрезающий или кто-то еще говорит: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, Который освятил любимого при рождении и установил завет на его плоти, и его потомство запечатал знаком святого союза. В награду за это Б-г Живой, наша Участь, наша Скала, повелел спасать любимые души, которые в наших телах, от ада, ради союза Своего, которой установил на нашей плоти. Благословен Ты, А-ДОНАЙ делающий союз". А отец ребенка говорит благословение Шеhехеяну[33].

 

4. Обрезающий переходящих в иудаизм говорит: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам обрезать прозелитов и выпускать из них кровь союза, потому что если бы не кровь союза, не стояли бы небеса и земля, как сказано (Ирмеяhу 39:25): "Если бы не Мой союз, Я бы не установил законы небес и земли".

 

5. Обрезающий слуг говорит: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, повелевший обрезать слуг и выпускать из них кровь союза, потому что если бы не кровь союза, не стояли бы небеса и земля ". А если обрезает слуг других людей, говорит: " ... об обрезании слуг ...". Тот, кто обрезает взрослого человека, должен закрыть его наготу, когда произносит благословения, а потом открывает и делает обрезание.

 

6. Когда выпускают немного крови у обрезанного нееврея, который хочет перейти в иудаизм, или у ребенка, который родился обрезанным[34], не говорят никакого благословения. Также при обрезании андрогина[35], не делают благословения, потому что не уверены, мужчина ли он.

 

7. Если нееврей хочет чтобы его обрезали, потому что у него рана на крайней плоти или сыпь, нельзя обрезать его, если он из тех идолопоклонников, к которым относится закон, что нельзя ни приводить их смерть, ни спасать их[36]. Хотя обрезание заповедь, раз он не собирается выполнять ее ради мицвы, нам запрещено его обрезать[37]. А если хочет сделать обрезание ради мицвы, еврей может его обрезать[38].

 

8. Необрезанная крайняя плоть очень противна. Поэтому стих (Ирмеяhу 9:25) называет идолопоклонников необрезанными: "Потому, что все неевреи не обрезаны ...". И так велико обрезание, что даже наш праотец Авраам не стал полноценным праведником, пока не обрезался, как сказано (Берешит 17:1): "Ходи предо Мною, и будь полноценным, и Я сделаю союз между Собою и тобою ...". А кто не соблюдает союз Авраама, не обрезавшись, или оттянув крайнюю плоть после обрезания[39], хотя у него есть Тора и добрые дела, у него нет участи в Будущем Мире.

 

9. Смотри, как строга заповедь обрезания: даже Моше, наш учитель [был наказан за то, что повременил с обрезанием сына, и Всевышний] не дожидаясь ни часа, хотя Моше был в пути. Со всеми заповедями Торы было установлено три союза, как сказано (Деварим 28:69): Вот слова союза ... кроме союза, который был установлен в Хореве и Вы стоите сегодня ... чтобы заключить союз (Деварим 29:11). А о союзе обрезания с Авраамом, нашим праотцем, Тора упоминает 13 союзов: (Берешит 17:2-21) "И Я сделаю союз между Собой и тобой"; "Вот Мой союз с тобою"; "И Я установлю Свой союз между Собой и тобою и твоим потомством навечно, вечным союзом"; "А ты Мой союз соблюдай"; "Вот союз Мой, который вы должны соблюдать"; "И будет это знаком союза"; "И будет Мой союз на вашей плоти вечным союзом"; "[Будет отрезана его душа], Мой союз он не соблюдал"; "И будет Мой союз с ним, союзом вечным"; "И Свой союз Я установлю с Ицхаком".

 



[1] Карет означает духовное отсечение. В большинстве случаев, карет предписывается за нарушение самых серьезных запретов Торы. Обрезание одна из двух позитивных заповедей, невыполнение которых влечет это наказание.

[2] Завет обрезания также относится к рабам-слугам, как будет описано ниже. В общем, заметим, что неевреи, купленные евреями в те времена, когда разрешалось их иметь, имели весьма хорошее положение (см. Рамбам, Законы рабов 9:8). Во многом участь этих "слуг" была намного лучше, чем участь свободных людей среди наций мира. Общий закон статуса для них состоял в том, что они должны были соблюдать те же заповеди, что и еврейские женщины запреты и те позитивные заповеди, которые не зависят от времени. Таким образом, слуга отдыхал в субботу и праздники, ел кошерное и т.д.

 

[3] Например, сначала договорились о покупке зародыша, а потом о его матери.

[4] Обычно купленные евреями слуги должны были проходить подобие перехода в Иудаизм, включая погружение в микве. При определенных обстоятельствах, можно было купить слугу, который оставался неевреем (см. следующий закон). Именно о покупке такой служанки идет здесь речь.

[5] Семь заповедей, исполнение которых Всевышний требует от всех неевреев, (см. Рамбам, Законы Царей, главы 9 и 10).

[6] Нееврей, который соблюдает семь заповедей Ноаха.

[7] Разумеется, человек который не желал принять даже такие фундаментальные заповеди, как запрет убивать, прелюбодействовать, и т.д., опасен для общества. Раавад пишет здесь, что в наше время этот закон не действует, и мы никого не можем убивать.

[8] См. Дварим 24:8.

 

[9] Время после захода солнца и до того, как на небе видны три звезды среднего размера, называется Бен Ашмашот (см. Рамбам, Законы Субботы 5:4). Неясно, считается это время концом предыдущего дня или началом следующего. Обрезать ребенка до восьмого дня запрещается, но, если он родился в Бен Ашмашот, мы считаем восемь дней с ночи следующего дня. Ведь если считать восемь дней с предыдущего дня, вдруг на самом деле Бен Ашмашот уже ночь, и окажется, что мы обрезали ребенка в седьмой день.

[10] Есть два типа беременностей: короткая и обычная. Короткая, случающаяся довольно редко, должна длиться семь месяцев, а обычная - девять. Если ребенок родился в восьмой месяц, он мог быть недоноском при обычной беременности, или он наоборот задержался после семимесячной беременности. Когда он рождается с выросшими волосами и ногтями, мы полагаем что это не выкидыш, а в противном случае это скорее всего недоносок.

[11] Тогда в любом случае субботу не нарушают.

[12] Высовывание головы считается рождением. Получается, что этот ребенок родился Бен Ашмашот.

[13] Вне земли Израиля все праздники соблюдают два дня, но праздновать второй день закон раввинов.

[14] Закон не следует этому мнению, и второй день праздника имеет тот же закон, что и первый (см. Йоре Деа 266:8).

 

[15] Чтобы не подвергнуть ребенка опасности.

 

[16] Тот, кто делает обрезание, называется моэль.

[17] Сегодня принято, что обрезает только мужчина (см. Рема, Йоре Деа 264:1). В общем, стараются найти праведного моэля и сандака (человека, который держит ребенка на коленях во время обрезания). Это способствует праведности ребенка.

[18] Мнение Рема (Йоре Деа 264:1), что, если обрезал нееврей или нерелигиозный еврей, нужно снова выпустить кровь. Этому мнению обычно следуют ашкеназские евреи. Но если моэль был из тех нерелигиозных евреев, которые ничего не знают о Торе и не виноваты в своем несоблюдении, тогда, по некоторым мнениям, не требуется снова выпускать кровь (см. Тшувот Веhанhагот 1:599).

[19] Разумеется, моэль должен быть здоровым человеком, иначе может заразить ребенка. Сегодня кроме того принято, чтобы моэль помыл сначала рот антисептиком. Заметим, что, несмотря на ошибочные утверждения докторов сто лет назад, что высасывание крови не помогает, а мешает, самые современные исследования поддерживают еврейский метод. Слюна, в общем, очень помогает быстрому заживанию ранки, а тем более вместе с алкогольным вином, от которого отпивает моэль и оно тоже выливается на место обрезания (см. книгу Брит Крута Лисфатаим). В общем, в течение истории, миллионы евреев прошли традиционный обряд обрезания, и не только остались здоровыми, но и имели гораздо меньше проблем со здоровьем, чем их нееврейские соседи. Обрезание помогает не только самому мужчине, но и его жене, уменьшая возможность рака матки. По этой причине, сегодня в западных странах обрезают многих нееврейских детей. Более того, некоторые из неевреев предпочитают, чтобы их обрезали еврейские моэли, а не доктора в госпиталях, потому что еврейская процедура самая безболезненная.

[20] Сегодня многие перед обрезанием вставляют крайнюю плоть в специальный "маген" (щит), который держит кожу. Тогда очень легко провести ножом, срезая кожу, и не порезать орган ребенка. При этом некоторые моэли обрезают одновременно и толстую внешнюю кожу, и тонкую кромку под ней. Но большинство авторитетов не согласны с этим методом и считают, что следует делать обрезание, как написано здесь у Рамбама: сначала срезать толстую кожу, а потом оттягивать кромку (см. Минхат Йицхак 9:100, Шевет hалеви 4:133, Тшувот Веhанhагот 1:598, 2:487,3:295, Мишне hалахот 6:171).

[21] Все, что обычно делают в пятницу, даже если этого не сделали, нельзя делать в субботу, и обрезание переносят на следующий день. Поэтому, если семья находится в городе, где нет моэля, им надо найти такого, который останется у них в доме на всю субботу, или сами они должны провести субботу в городе, где есть моэль. Но они не могут пригласить моэля, чтобы он приехал на машине в субботу, даже если ее ведет нееврей и т.п.

[22] Эрув дает возможность носить между соседними квартирами или домами в одном дворе или в огороженном переулке. Если он не был сделан, то носить запрещено только раввинами, потому что Тора только запрещает выносить на улицу или носить по улице, где проходит множество народа.

[23] Делать все эти вещи считается нарушением субботы, надо приготовить их до субботы, иначе обрезание откладывается.

[24] Хотя нельзя обрезать ребенка, если не было пластыря, лекарств, и т.д., но если уже обрезали, теперь субботу нарушают из-за опасности для жизни ребенка.

 

[25] В наше время в большинстве мест не принято мыть ребенка горячей водой даже в будний день, поэтому нельзя нарушать субботу, для приготовления воды, даже в местах, где принято мыть ребенка (см. Шулхан Арух, Орах Хаим 331:9).

[26] Третий день после обрезания считается особенно опасным.

[27] Т.е. воду, оставленную на огне до субботы.

[28] Если нет нагретой воды, то нагревают воду в субботу, если обрезание уже совершили. Но до обрезания, разрешается только попросить нееврея принести воду, которую нагрели для нееврея (см. Мишна Брура, 331:33). Как мы упомянули, в наше время субботу не нарушают для приготовления горячей воды, если только доктор не скажет, что, если не помыть данного ребенка, это приведет к опасности (см. Рема, Орах Хаим 331:9).

[29] Если нееврей может принести нож, не делая работу, которая еврею запрещена из Торы. Например, приносит нож из другого дома в том же дворе.

 

[30] В общем, законы запрета на работы в праздник менее строгие, чем в субботу. Большинство работ по приготовлению пищи можно делать в праздник.

[31] У ашкеназских евреев принято всегда произносить: освятивший нас своими заповедями и повелевший нам об обрезании (см. Рема, Йоре Деа 265:2).

[32] Сегодня принято следовать этому мнению. Если нет отца, обычно благословение произносит сандак (см. Рема, Йоре Деа 265:1).

 

[33] См. Рамбам, Законы Благословений 11:9. Сегодня у ашкеназских евреев не принято говорить Шеhехеяну во время обрезания (см. Рема, Йоре Деа 265:7).

[34] См. выше, 1:7.

[35] См. выше, 1:7.

[36] В период, когда идолопоклонники следовали в основном законам джунглей, наши мудрецы установили закон: хотя способствовать смерти нееврея нельзя, но и пытаться спасать его нельзя. Заметим, что часто спасение неевреев было рискованным для жизни еврея, например, если еврей лечил, но не вылечил. И это не дела давно минувших дней. Так было, например, в деле врачей в СССР в 1953-м году, отголоски этого навета я слышал еще десятки лет спустя. Или во время погрома в Хевроне в двадцатых годах прошлого года. В квартиру еврейского врача, который лечил окрестных арабов, ночью постучалась арабка. Он спросил, что случилось, она сказала, что у нее сильные схватки, собирается рожать, он открыл дверь, ворвались арабы, убили его и всю семью (примечание редактора). Поэтому, было запрещено и лечить неевреев, кроме как профессиональному врачу, когда отказ лечить мог вызвать еще большую ненависть (см. Йоре Деа 158:1).

[37] Разумеется, в наше время, когда еврейские врачи лечат неевреев, можно делать им и обрезание в медицинских целях.

[38] Даже если нееврей не собирается переходить в иудаизм. В общем, нееврей может принять на себя определенные мицвы Торы (см. Рамбам, Законы Царей 10:10, см. также Мишна Берура в Биур hалахе 304, начиная со слов эно йеhуди, где обсуждаются детали этих законов.)

[39] Перед событиями Хануки ассимилированные эллинизированные евреи, делали пластическую операцию, покрывая член, чтобы выглядеть необрезанными.