Лерефуа Шлема Шель Шмуэль бен Рива Рохель и Шломо бен Перл.

 

Ответы к главе Пинхас.

 

1. В чем заключался «Брит Кехунат Олам» - союз, который Всевышний сделал с Пинхасом?

 

Одно из объяснений: династия первосвященников во время Первого Храма (и частично во время Второго) происходила из Пинхаса. Другое объяснение: союз мира означает, что Пинхасу не нужно бояться мести со стороны родственников Зимри.

 

2. Когда в Торе Пинхас был упомянут до истории с Зимри?

 

В родословных Аарона (Шемот 6:25).

 

3. В некоторых источниках у Хазаль говорится, что Пинхас - это Элияху. Что имеется в виду?

 

Есть много возможностей. Может быть, имеется в виду, что Элияху имел душу Пинхаса, т.е. душа Пинхаса пришла в Элияху (как «гилгул» или как «ибур»; если это был «гилгул» то значит, что он изначально родился с этой душой, а если «ибур», то значит уже живущий человек, получил эту дополнительную душу). Также возможно, согласно этому мнению Элияху и был самим Пинхасом, т.е. он прожил очень долго, и во время царей жил с правой стороны Иордана, в Гиляде, и назывался другим именем. (Разумеется, тогда Элияху должен был быть коэном, что не упомянуто в Танахе; вообще есть несколько мнений из какого колена происходил Элияху). См. также здесь более подробное обсуждение.

 

4. В Талмуде сказано, что перед смертью царь Янай посоветовал своей праведной жене опасаться тех, кто ведет себя как Зимри, а хотят получить награду Пинхаса. Что имеется в виду?

 

Согласно Раву Реувену Маргулиусу, имеется в виду не этот Зимри, а другой Зимри - полководец Израиля, который убил предыдущего царя Эла сына Баши (Мелахим 1:16:12). Зимри процарствовал всего семь дней и в результате был сожжен (или сам себя сжег) в своем дворце. Р. Маргулиус объясняет, что Зимри наверняка утверждал, что убив предыдущего царя, он лишь исполнил пророчество, что грешный дом Баши должен быть уничтожен (см. Мелахим 1:2-3,7). Получается, он заступается за славу Творца, как когда-то сделал Пинхас. Но на самом деле, Зимри был ничем не лучше Баши, как сообщает нам Книга Царств (Мелахим 1:16:19).

 

5. В нашей главе описываются, что разделение Земли Израиля между коленами будет сделано с помощью жребия. Но как же такое возможно, а вдруг жребий даст более многочисленному колену меньшую территорию?

 

Одно из объяснений: жребий кидали по отношению к общим направлениям территорий, но после этого, точные границы проводили, учитывая количество людей каждого колена.

 

6. Наша глава описывает о законах наследства, согласно которым если у человека есть сыновья, дочери ничего не получают. Практикуется ли сегодня этот закон, и есть ли способ оставить завещание, чтобы и дочери получили часть наследства?

 

В общем, этот закон практикуется и сегодня, и поэтому, если человек не оставил завещания, то братья могут разделить наследство между собой, ничего не отдав сестрам. На практике это делается редко, и, как правило, братья не хотят обделить сестер и оставляют им хоть часть наследства. В любом случае, если человек хочет, чтобы его дочери получили часть его денег, он может составить завещание согласно еврейскому закону, так, чтобы они получили такую часть наследства, как он считает справедливым (довольно популярным считалось давать дочкам половину того, что получат сыновья, но конечно, каждый случай зависит от конкретных обстоятельств; вообще составить завещание это всегда хорошая идея, во избежание ссор, которые могут иначе возникнуть между потомками; и следует не забыть отделить хорошую часть своих денег на благотворительные цели, по многим мнениям разрешается завещать до половины своих денег на цедаку, хотя большинство конечно так не делают). Кое-что из этого мы обсуждаем на нашем аудио уроке к этой главе. Правильно составить завещание Вам поможет раввин, который специализируется в этом.

 

7. Где раньше Тора упоминала Целафхада?

 

Нигде. Но некоторые считают, что некто сломавший Шаббат собиранием хвороста (Бемидбар 15:32) был Целафхад.

 

8. А где позже будут снова упомянуты его дочери?

 

В конце книги Бемидбар, 36-ая глава.

 

9. В разные праздники Тора предписывает особые приношения «ола» (всесожжения): какое-то количество быков, баранов и ягнят, (а также козла в жертву «хатаат»). Как можно объяснить конкретные количества праздничных приношений?

 

Хотя мы не можем знать точные причины на конкретное количество животных, есть некоторая закономерность, которая бросается в глаза если разделить праздники на группы, когда жертвы приносятся одинаковые. Во все дни Песаха и в Шавуот приносят два быка, баран и семь ягнят. В Рош Ашана, Йом Кипур и Шмини Ацерет - бык, баран и семь ягнят. В Суккот же приносят разное количество быков: в первый день - 13, во второй - 12, и т.д. Всего за Суккот приносят 70 быков (супротив наций мира). Баранов приносят по два каждый день, и ягнят - по 14. Получается, что Песах и Шавуот разумеется связаны и в них приносят одинаковые жертвы. Все дни суда (включая Шмини Ацерет, который тоже по Кабале является завершением суда) имеют одинаковые жертвы. А праздник Суккот (не включая Шмини Ацерет, который отдельный праздник) имеет свой особый порядок.

 

10. Почему именно эти породы приносятся в жертвы, и в чем разница между ягнятами и баранами?

 

Это домашние кошерные животные, и Тора не потребовала проносить жертвы которые трудно поймать, а установила жертвы из тех животных, которые находятся рядом. Согласно Хазаль, бык намекает на Авраама, баран – на Йицхака, а ягненок – на Якова. Козел (Сеир) за грех указывает на Эйсава (Сеир было также имя нации, с которыми породнился Эйсав). Ягнята отличаются от баранов не породой, а возрастом. Ягнятам исполнилось не более 12 лунных месяцев, а баранам, не меньше тринадцати.

 

Перед тремя неделями, мы обсудим некоторые законы этих дней.

 

11. Можно ли человеку, который бреется каждый день бриться в эти три недели?

 

Только если это особо требуется, например на его месте работы (и все равно в последнюю неделю, с воскресения до Девятого Ава нужно быть строгим, но в этом году последняя неделя - это только сам день Девятого Ава, который падает на Шабат и переносится на воскресенье).

 

12. Можно ли включать музыку для маленьких детей?

 

Для маленьких, которые еще не понимают, что в эти дни следует соблюдать траур по разрушенному Храму, можно.

 

13. Можно ли ездить на прогулку загород?

 

По букве закона это разрешается, но некоторые воздерживаются (Р. Харфенес, «Кобец Лимей бен Амецарим» 1:22).

 

14. Можно ли ходить в зоопарк или в цирк?

 

В цирк ходить не рекомендуется, а в зоопарк можно разрешить, (см. там же).

 

Законы Девяти Дней:

 

15. Можно ли специально ходить на трапезы мицвы начиная с Первого Ава, чтобы поесть мяса?

 

Специально это не рекомендуется, но если человек по причинам здоровья должен есть мясо, то можно это разрешить и без трапезы мицвы (см. ниже).

 

16. Людям, которые у которых аллергия на молочное, можно ли им есть мясное в эти дни?

 

Да.

 

17. С какого возраста нужно учить детей не есть мясное?

 

Есть разные мнения и многое зависит от ситуации, в конкретных случаях следует спросить у Раввина.

 

18. Если человеку очень жарко, и он вспотел, можно ли помыться?

 

В наше время почти невозможно не мыться целую неделю, поэтому в жарких странах можно разрешить быстро принять прохладных душ, чтобы смыть пот и не пахнуть.

 

Предыдущая глава