בס"ד
 
Хотите проверить Ваше понимание седера? Попробуйте ответить на следующие семь вопросов.

 

1. Почему мы говорим, что это тот хлеб бедности и страданий, который ели наши праотцы в Египте. Разве евреи ели мацу в Египте?

2. Мы говорим во время седера, что Тора упоминает четырех сыновей. Разве Тора говорит где-то про четырех сыновей?
3. Какое отношение афикоман имеет к вопросу мудрого сына? 

4. Почему второй сын называется злодеем?

5. В песне Даейну мы говорим, что если бы Создатель рассек для нас море на части, но не провел бы нас между водами по суше, этого было бы достаточно. В чем тогда смысл разделять море? 

6. В этой же песне мы говорим, что если бы Всевышний подвел нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору, этого было бы достаточно. Чего мы тогда бы достигли подойдя к Синай?

7. Почему мы говорим, что едим мацу потому, что Всевышний вывел нас из Египта так быстро, что наше тесто не успело подняться. Разве мы не были обязаны есть мацу и без того?

 

Ответы Вы найдете в этом коротком очерке.

 

1. Песах – это самый первый праздник, который приняла с любовью наша нация, это праздник нашего освобождения, и поэтому нужно особенно стараться исполнить заповеди этого праздника как положено. О законах запрета есть квасное мы рассказываем в следующей недельной главе, а здесь мы поговорим о седере праздника, в особенности, об исполнении заповеди рассказывать о выходе из Египта, – вся эта ночь посвящена ей.

 

2. В общем, седер праздника делится на четыре части, и мы выпиваем четыре стакана вина или виноградного сока. На первый стакан делают кидуш, ведь в любую Субботу и праздник мы не начинаем трапезу, пока не сделаем благословение на вино и кидуш – освящение дня, см. главу Йитро. На второй стакан делается благословение, говорящее о нашем избавлении. Третий стакан выпивают после «биркат амазон» – благословения после еды, см. главу Экев. Над четвертым стаканом читают хвалебные молитвы – алель. Виленский Гаон объясняет, что четыре стакана символизируют четыре периода времени: кидуш – освящение – этот мир, где нужно себя освящать, второй стакан – наше избавление в конце дней, когда придет Машиах, третий стакан – возвращения мертвых к жизни, когда будет устроена особая трапеза ливьятана, а четвертый – будущий мир – великий алель. Итак, разберем по порядку все четыре части седера.

 

3. Сначала делается кидуш, как написано в текстах агады. У многих принято, что вся семья вместе читает кидуш слово в слово, и тогда не следует отвечать: «амен». Сделав все нужные благословения, нужно выпить весь стакан, или хотя бы его большую часть, облокотившись на левый бок, но у ашкеназских женщин принято не облокачиваться. В принципе, мы едим в эту ночь облокотившись, что символизирует нашу свободу. Потом все моют руки, берут немножко сельдерея, или если его нет, то любой другой овощ, обмакивают его в тарелку с солёной водой, делают на него благословение и съедают кусочек меньше, чем размером с оливу. Надо заметить, что всегда, когда мы едим зеленые овощи, их нужно заранее внимательно проверять, чтобы там не было никаких насекомых, см. главу Шмини. По этой причине и сельдерей, и салат (марор) нужно проверять до праздника. Согласно обычаю большинства евреев, перед ведущим седер лежат три мацы. Берут среднюю мацу, разламывают её на две части, маленькую оставляют, а большую прячут. Спрятанный кусочек называют афикоман и едят в конце. Ведущий указывает на мацу, говоря, что это тот хлеб бедности и страданий, который ели наши праотцы в Египте. Дело в том, что египтяне кормили своих рабов мацой, так как она быстро насыщает. После этого вновь наполняют стакан вином, убирают пасхальную тарелку с мацой и другими видами пищи, и начинают повествование.

 

4. Чтобы понять общую причину тех ритуалов, которые мы только что описали, нужно знать, что одна из важнейших заповедей нашей Торы – это обучение детей. Тора подчеркивает еще по отношению к Аврааму, что он сумеет научить своё потомство соблюдать заповеди. Большую часть нашей истории мы находимся в изгнании, среди людей с совершенно чуждыми нам взглядами на мир, и в этом обществе нам нужно сохранить детей. Тора неоднократно подчеркивает важность воспитания детей, и в особенности по отношению к пасхальному седеру: четыре раза Тора говорит, чтобы мы поведали нашим детям о том, как Всесильный спас нас. Позже мы увидим это в самом седере – четыре разных типа детей задают вопросы и получают разные ответы. Первый сын называется мудрым. Он хочет знать всё о пасхальном Седере. Один из его вопросов в том, почему некоторые семьи приносят только пасхальную жертву, а другие приносят также хагигу? Мы отвечаем ему, что после афикомана нельзя ничего есть. Так как в их времена афикоман был кусочком пасхальной жертвы, а не кусочком мацы, он съедался в конце, на сытый желудок. Поэтому, большим семьям нужно было сначала есть хагигу, чтобы после афикомана никто уже не остался голодным. Второго сына Агада называет злодеем. Дело в том, что при описании этого сына Тора не говорит: "Ваши дети спросят", а "Ваши дети скажут". Злодеи никогда ничего не спрашивают, они только заявляют риторически: "Зачем вам всё это?" Заметьте, этот сын даже не упоминает имя Бога, для него весь Седер - это коллекция никому не нужных ритуалов. Третий сын говорит лишь "Что это?" При описании четвертого, Тора вообще не говорит, что наши дети что-то спросят, сказано лишь, что ответить. Наши мудрецы выучили из этого, что здесь речь идет о детях, которые не знают, что спросить. Известно, что дети учатся на примере гораздо больше, чем на словах. Эта одна из причин символики Седера – дети должны удивиться и начать задавать вопросы: "Как это, ещё не поели, а тарелку уже забрали". Действительно, удивительно: обычно после кидуша едят хлеб, а сейчас поели только овощ, налили новый стакан вина, а еду всю забрали!

 

5. Теперь дети задают четыре вопроса. Заметим, что в седере много четверок: четыре сына, четыре вопроса, четыре стакана и так далее, – они соответствуют друг другу и в общем все они являются проекциями четырех видов управления Всевышнего миром и подсказываются четырьмя буквами имени Создателя. Если ребенок не может сам задать вопросы, или на седере нет детей, то вопросы задаёт один из присутствующих. Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей? Пасхальную тарелку возвращают, и начинается повествование о том, как мы были рабами фараона, коварного диктатора самой сильной империи мира – Египта. До сих пор ученые не могут разгадать многие загадки этой могучей империи, например,  как они смогли построить свои пирамиды? При всем при этом Создатель вывел нас из нашего рабства, совершив великие чудеса. С тех пор великая египетская цивилизация развалилась и на много сотен лет Египет перестал быть сколько-нибудь важной силой мировой истории. Мы также рассказываем, что наши предки – отец Авраама и его родственники – были идолопоклонниками, и что Авраама и его потомков выбрал Всевышний и обещал даровать ему Святую Землю. Обещание Создателя поддерживало нас даже в самые тяжелые времена египетского пленения. С тех пор, между прочим, евреи навсегда стали символом надежды – даже в самые тяжелые моменты нашей истории – время крестовых походов, Хмельницкого, коммунистических революций, ссылок в Сибирь и Второй мировой войны – мы знали, что и это пройдет, а мы останемся. И вот, после продолжительного египетского рабства, которое было в три раза более долгим, чем время Советской власти, Всевышний открыл своё лицо и показал, что только Он Один полностью властвует над природой. Десять наказаний обрушились на египтян; здесь мы начинаем отливать по капельке вина из стакана при упоминании каждого из них. Рабби Ехуда объединял эти наказания в три группы, так как первые три наказания, следующие три и последние четыре, были отдельными выражениями силы Творца – тут мы отливаем ещё три капли вина. После этого стакан снова наполняется до краев.

 

6. После этого мы читаем хвалебную песнь Всевышнему – «даейну» – «достаточно». Если бы Создатель вывел нас из Египта, но не наказал египтян, этого было бы достаточно. Если бы Всевышний рассек море на части, но не провел бы нас между водами по суше, этого было бы достаточно. Дело в том, что, если бы море просто разошлось посередине, нам пришлось бы идти сначала вниз, до глубокого дна, а потом подниматься наверх. Всевышний же сделал так, что нижняя часть моря заледенела, и мы могли идти по прямой дороге сквозь море. Если бы Всевышний подвел нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору, этого было бы достаточно. Дело в том, что само приближение к горе Синай полностью изменило наш народ и подняло нас на новый духовный уровень; в этот момент евреи очистились, как до греха Адама.

 

7. Самая важная часть повествования – это слова раввина Гамлиэля, который объясняет, что символизируют три вида пищи на пасхальном столе. Первый – это само пасхальное приношение – во времена Храма семья приносила годовалого ягненка или козленка, мясо которого съедали во время пасхальной трапезы. Сегодня, когда у нас нет Храма, мы просто кладём на пасхальную тарелку жареное крылышко или полочку курицы. Итак, пасхальное приношение (Песах) напоминает нам, что Создатель «пасах» – пропустил дома евреев, когда первенцы египтян умерли в полночь. Почему мы едим мацу? Потому, что Всевышний вывел нас из Египта так быстро, что наше тесто не успело подняться. Дело в том, что в первую Пасху наш народ полагал, что квасное нельзя есть только ночью, и поэтому евреи хотели приготовить хлеб для утренней трапезы, но Всевышний их вывел так быстро, что тесто не успело подняться. Зачем мы едим марор – горький овощ? Потому, что египтяне сделали нашу жизнь горькой.

 

8. В течение Пасхального седера мы читаем алель, но первые два псалма, говорящие о выходе из Египта, мы читаем до еды, а остальные четыре псалма, предсказывающие будущее избавление, читаются над четвертым стаканом вина. После начала алеля мы переходим ко второй части седера – на стакан вина делается благословение за спасение, посланное Всевышним, ашкеназим делают снова благословение на вино, а сфарадим не делают. Опять нужно выпить стакан, облокотившись при этом. Все моют руки, делаются два благословения на мацу, и нужно съесть кусочек размером с яйцо, облокотившись. Есть нужно не прерываясь и не разговаривая. Нужно иметь в виду, что мы исполняем мицву из Торы – есть мацу в эту ночь. Потом делают благословение на горький овощ. Большинство используют определенный вид салата, по-английски – «Romaine Lettuce», или растертый хрен. Нужно съесть хотя бы кусочек марора размером в половину яйца. Облокачиваться при этом не следует, ведь марор символизирует горечь изгнания, а наклонение – свободу. Потом едят мацу с марором вместе.

 

9. После еды нужно съесть напоследок афикоман, а потом произносят «биркат мазон». Конечно, как и во все дни праздника, мы добавляем в третьем благословении «яале веяво» – специальную молитву, упоминающую Песах. После этого делается благословение на третий стакан вина, и его выпивают облокотившись.

 

10. Над четвертым стаканом мы произносим великий алель, псалмы Давида, молитву «Нишмат коль хай» – «Душа всего живого будет благословлять Тебя, Всевышний» и заканчиваем благодарственным благословением. Ашкеназим делают благословение на четвертый стакан вина, а сфарадим не делают. Стакан выпивают облокотившись. После питья делается благословение и мы выражаем надежду «Лешана Аба Бе Йирушалаим» – «В следующем году – в Иерусалиме». Теперь мицва – провести как можно больше времени, говоря о выходе из Египта, пока не одолеет сон. Некоторые вообще в эту ночь не спят, а идут спать только после утренней молитвы.

 

11. Начиная со второго вечера Песаха и до праздника Шавуот, мицва – считать дни омера. Каждый вечер мы делаем благословение и считаем, сколько дней прошло, например, сегодня один день омера. Начиная с седьмого дня упоминаются также недели, сегодня семь дней, то есть одна неделя омера. Надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить ни одного дня. Дело в том, что праздник Шавуот связан с праздником Песах, и поэтому Тора не определяет Шавуот как определенный день месяца Сиван, а заповедует нам отсчитывать 49 дней со дня после Песаха, а на пятидесятый праздновать Шавуот. Каждый год наша нация отсчитывает дни, как женщина перед походом в микву, а день дарования Торы сравнивается с женитьбой. В дни счета омера принято не стричься, не жениться и не устраивать веселья. Одна из причин состоит в том, что между Песахом и Шавуотом умерли тысячи учеников Рабби Акивы. У многих обычай разрешать веселье, начиная с тридцать третьего дня омера, называемого лаг баомер.

 

Законы запрета на хамец (квасное) во время Песаха. (В этом году Песах  начинается вечером, со среды на четверг, 9-ого апреля).

 

1. Тора заповедует нам не только не есть, но и не получать наслаждения, и даже не иметь ничего квасного в течение праздника Песах. Надо заметить, что хамец в Песах имеет уникальный статус, который можно сравнить только со статусом  предметов идолопоклонства. Все остальное запрещённое Торой, например, свинину, по крайней мере можно иметь дома. Большинство можно также использовать – например, покормить животное. Мудрецы объясняют, что запрет на хамец в Песах – в действительности особо строгий запрет, так как вся наша вера связывается с выходом из Египта. Всевышний открывался нашему народу, постоянно повторяя, что Он  вывел нас из египетского рабства, и особенно важно было сохранить информацию об этом во всех поколениях. Ведь в более поздних поколениях Создатель не будет делать такие же чудеса, какие произошли тогда, и, разумеется, с течением времени появятся люди, которые будут отрицать, что выход из Египта в действительности произошёл. Смотрите, например, как сегодня многие ученые отрицают, что миллионы евреев были уничтожены во время Второй мировой войны, хотя с тех пор не прошло и столетия. Поэтому Создатель заповедовал нам снова и снова вспоминать о выходе из Египта с помощью конкретных акций – уничтожения всего квасного и еды мацы. Таким образом, в каждом поколении миллионы евреев будут передавать информацию об этом уникальном событии, и оно никогда не будет забыто.

 

2.  По закону Торы существует два способа избавиться от хамеца перед Песахом: обыскать весь дом и уничтожить весь найденный хамец или же твердо решить для себя, что весь хамец в нашем доме становится бесхозным, как пыль земная. На практике мы делаем и то и другое – ночью, перед праздником Песах, мы обыскиваем всю квартиру и приготавливаем к  уничтожению найденный хамец, а также мы сообщаем, что весь хамец, который мы не нашли, становится ничейным (хефкер). Утром, в день перед Песахом, можно есть хамец до трети дня. Это время меняется из года в год и, конечно, зависит от того, перевели ли уже часы на летнее время. Обычно можно есть хамец до половины десятого утра. После этого можно ещё использовать хамец в течение часа, и за это время нужно сжечь весь оставшийся хамец. При этом мы говорим, что весь хамец, который остался в наших владениях – в доме, машине, на работе и так далее, видели мы его или не видели, пусть будет бесхозным, как пыль земная.

 

3. Если Песах попадает на воскресенье, мы ищем хамец в ночь после четверга, но оставляем достаточно для еды в Субботу. В Субботу вечером и утром мы едим хлеб, как обычно, и заканчиваем утреннюю Субботнюю трапезу до трети дня. После этого весь оставшийся хамец спускают в туалет, и тогда мы объявляем весь хамец в нашем владении – видели мы его или нет – ничейным.

 

4. В наше время у многих людей существует обычай продавать свой хамец нееврею. Для этого, конечно, продажа должна быть оформлена честно. Нужно понимать, что это не уловка, а реальная деловая операция: хамец перестаёт быть нашим, нееврей может прийти в Песах, забрать хамец и продать его другому или использовать. Если хамец остался нетронутым, можно после Песаха купить его опять. Компетентный раввин сможет помочь Вам осуществить продажу по всем правилам.

 

5. Каждый год в Америке выпускаются специальные пасхальные каталоги, где описаны те лекарства и парфюмерные изделия, которые нужно уничтожить или продать перед Песахом. Если у Вас нет подобного каталога, Вы можете позвонить раввину, и он для Вас проверит Ваши лекарства. (Конечно, в случае опасности, больной может принимать любые лекарства).

 

6. В течение Песаха мы используем специальную, пасхальную посуду. Можно также окошеровать существующую посуду, для этого нужна помощь раввина. Также нужно окошеровать плиту, раковину и все столы. Сегодня обычно покрывают столы новой клеёнкой («contact paper»), а раковину и плиту – толстой фольгой («heavy duty aluminum foil»).

 

7. Тора запрещает квасное только из пяти злаков – пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Тем не менее, у ашкеназских евреев принято не есть множество других похожих растений – рис, кукурузу, гречку и так далее, но хранить их дома в течение Песаха можно. Если во время праздника Вы нашли в вашем доме хамец, надо сразу же проконсультироваться с раввином, тем более, если даже капля хамеца попала в еду, – обычно вся кастрюля становится запрещенной. С другой стороны, если в еду случайно попало немножко риса и его невозможно вытащить, то можно есть всё блюдо.