בס"ד

 

Краткий перевод законов Песаха из книги Бен Иш Хай, первый год изучения, глава Цав. В этом тексте, мы не переводили дословно каждое слово, и иногда пропускали некоторую информацию, которая, как нам кажется, не относится к среднему читателю. Но мы следовали общему порядку мудреца и переводили вкратце идеи, которые он приводит в своей замечательной книге.

 

 

1. До ночи на четырнадцатое Нисана, нужно убрать все комнаты и помещения. Также, пусть женщина проверит все карманы одежд, не осталось ли там мучного. А в ночь на четырнадцатое Нисана, как только выйдут звезды нужно искать хамец при свете свечки. Перед поисками, следует помыть руки и сделать благословение описанное ниже.

 

2. Поиск следует проводить при свете одной восковой свечи.

 

3. Нужно проверять во всех углах и щелях, везде, куда заносили хамец. Пусть человек не жалуется на трудность поисков и неудобство. Согласно стараниям человека, определяется и его награда за эту великую мицву. Тот, кто не искал хамец ночью, пусть проведет поиски днем, сразу после утренней молитвы. Даже тогда, пусть использует при поисках свет свечки, но при поисках в хорошо освещенной беседке, свечка не требуется.

 

4. Нельзя начинать любую работу или трапезу пока не произведен поиск хамеца. Тем не менее, можно съесть небольшой кусочек хлеба, размером меньше чем с яйцо, или поесть фруктов. Тот, кто обычно занимается вечером Торой, в эту ночь пусть сначала произведет поиски.

 

5.  Перед поиском делается благословение, заканчивающееся словами "… АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ БИУР ХАМЕЦ" – (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец), так как поиски хамеца требуются, в конечном итоге, для его уничтожения. Мы не говорим благословение "Шеhехияну" во время поисков хамеца, но тот, у кого оказалась новая одежда, может одеть ее во время поисков и сделать "Шеhехияну" на нее. Тот, кто забыл сделать благословение "АЛЬ БИУР ХАМЕЦ" может сделать его, пока не закончены поиски. Если поиском занимаются также домочадцы, глава семьи делает благословение и включает их. Им же нужно иметь в виду, выполнить свою обязанность с его благословением. Нельзя разговаривать между благословением и началом поисков, а желательно не говорить о постороннем, пока поиск не закончен. Тот хамец, который собираются есть утром, нужно спрятать и покрыть.

 

6. Согласно обычаю, во время поисков хамеца несут с собой тарелку, куда складывают найденные кусочки хлеба и нож, которым выковыривают хамец попавший в трещины. У некоторых обычай оставлять до начала поисков десять кусочков хлеба в разных углах дома. Обычай города Багдад класть на тарелку также немножко соли. Соль символизирует долговечность и наш союз со Всевышним.

 

7. Сразу после поисков, нужно объявить ничейным весь оставшийся хамец, говоря: "любой хамец и всё квасное, которое я не видел и не нашел, пусть будет ничейным, и станет ничем, как пыль земная". Следует повторить эту фразу три раза.

 

8. В день четырнадцатого Нисана запрещено есть хамец после четвертого часа от утра[1]. Тем не менее, можно использовать хамец и продавать его еще в течение часа. После последней еды квасного, нужно почистить, как следует зубы[2]. Рассказывают, как одному человеку приснился сон, что он ел хамец в Песах. Он очень расстраивался, не зная, как такое могло произойти, пока ему не приснилось, что этот хамец застрял у него между зубов до праздника, и во время пасхальной трапезы был проглочен.

 

9. Владелец магазина, у которого много квасного и невозможно вытащить всё, чтобы продать нееврею, может продать до Песаха хамец находящийся в магазине, если это сделано по закону[3]. Также продаются или отдаются нееврею все виды мучных продуктов, если они не кошерны для Песаха[4].

 

10. После еды утром, сжигают остатки хамеца[5]. Также мы объявляем три раза, что любой хамец находящийся в наших владениях, видели мы его или нет, пусть будет ничейным, как пыль земная.

 

11. Тот, кто носит свежую рубашку, накрахмаленную с помощью хамеца, должен постирать ее до Песаха. Причина на это в том, что хамец может попасть с этой рубашки в рот.

 

12. В Песах нельзя использовать посуду, которую использовали в течение года, если ее не окашеровали[6].

 

13. Обычай  сполоснуть посуду холодной водой после кашерования, чтобы сосуд не впитал назад ту горячую воду, которая осталась на нем.

 

14. Сковородки, которые имели прямой контакт с сухой пищей, чтобы их окашеровать, нужно раскалить их до такой степени, что если подставить соломинку, она загорится. Фарфоровые тарелки, на которые клали горячую пищу невозможно окашеровать. Их нужно вытереть и спрятать, чтобы случайно не использовать в Песах. Если в стеклянной бутылке хранили пиво или водку в холодной форме, ее можно окашеровать, наполняя три раза водой и оставляя так стоять по 24 часа.

 

15. В любое время года, когда человек покупает посуду, используемую для еды у нееврея, он должен ее сначала окашеровать, а потом окунуть, сделав перед этим благословение. БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ ТВИЛАТ КЕЛИМ, (а в случае одного сосуда: АЛЬ ТВИЛАТ КЕЛИ). (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам окунать посуду). Даже сосуды, в которых только держат пищу, но из них самих не едят и в них не готовят, требуют окунания.

 

Начиная с шестнадцатого закона и до 23-ого, Бен Иш Хай описывает некоторые законы выпечки мацы, а также снимания халы[7]. Мы решили не переводить эти законы, т.к. большинство не делают мацу сами. Тем не менее, большая мицва участвовать в печении мацы, и многие праведники так делают, и это вдобавок искупляет определенные грехи, как описывает Бен Иш Хай в 22-ом законе.

 

24. Запрещено делать работу, даже бесплатно, в день перед Песах после полудня. Постричься следует до полудня, а если это не удалось, тогда можно постричься после полудня у парикмахера - нееврея. Даже ногти желательно постричь до полудня.

 

25. Первенцы от отца или матери постятся в день до Песаха. Если первенец – хатан или отец ребенка, у которого в этот день обрезание или сандак, тогда можно есть. У некоторых обычай, что хатан приглашает миньян первенцев поесть у него, и также отец ребенка приглашает первенцев на трапезу, устроенную в честь обрезания. Если кто-то закончил трактат талмуда, первенец, который понимает о чем идет речь, может присутствовать на трапезе.

 

26. Запрещено говорить: "Это мяса для Песаха[8]". Нельзя есть мацу в день до Песаха. Но можно есть вареную мацу, которую сварили в предыдущий день. Не следует слишком наедаться перед пасхальным седером.

 

27. Женщины, которые проверяют листья салата для марора, должны быть очень осторожны, потому, что каждый червь запрещен пятью запретами Торы[9].

 

28. Праздничный стол следует приготовить до праздника, чтобы сделать кидуш сразу после наступления темноты, когда выходят звезды. Все четыре стакана вина надо пить, облокотившись на левый бок. Вино нужно разбавить с водой, и [по каббале] нужно добавлять воду в вино три раза[10]. Пусть другой человек разбавляет вино хозяину, и пусть он передаст стакан двумя руками, а хозяин примет двумя руками, [и возьмет в правую]. Мацу нужно тоже есть облокотившись, и так делают даже дети и женщины[11].

 

29. Стаканы вина должны вмещать ревиит[12], и надо выпить весь стакан без перерывов, но если сделаны коротенькие перерывы, или выпили хотя бы большинство стакана, после факта этого достаточно. Но последний или предпоследний стакан надо выпить весь, чтобы в конце можно было сделать благословение после питья. Каждый раз перед наполнением стакана, его нужно помыть снаружи и изнутри.

 

30. Перед хозяином приносят тарелку с тремя мацами, марором[13], харосетом[14], карпасом[15], жареным куском мяса, и вареным яйцом.

 

31. Перед едой карпаса, нужно помыть руки из кружки, но на омовение не делают благословение. И всегда в течение года, следует мыть руки перед мокрой пищей.

 

32. Берут карпас размером меньше чем кезаит[16]. Окунают его в уксус [или в соленую воду], делают благословение: «БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ БОРЭ П’РИ hААДАМА» (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной Создающий плод земли), имея в виду порыть им также марор, который будут есть позже. Карпас едят не наклонившись.

 

33. Берут среднюю мацу, делят ее пополам, половину отдают кому-нибудь, чтобы он спрятал, а вторую половину оставляют между двумя целыми мацами. По кабале, следует разломать мацу на форму буквы "Далет" и буквы "Вав", первый кусок оставляют, а кусок, как "Вав" - прячут. Когда произносят: "hэ Лахма Анья", (вот - хлеб бедности), нужно приподнять кусочек мацы. Потом тарелку убирают в конец стола. Потом наполняют второй стакан, и дети спрашивают: "Чем эта ночь отличается от других ночей"? Потом возвращают тарелку и продолжают Агаду. Когда говорят: "Эта маца", следует поднять верхнюю мацу, и также, когда говорят: "Этот марор", его поднимают, но когда говорят: "Это Пасхальное приношение", нельзя поднимать мясо[17]. Всегда, когда поднимают стакан, нужно закрывать мацу.

 

34. Моют руки и делают благословение: «БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАЙИМ». (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам об омовении рук.) Берут все три мацы, и произносят: «БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ hАМОЦИ ЛЕХЭМ МИН hААРЭЦ». (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной Выращивающий хлеб из земли). Потом отпускают нижнюю мацу, и говорят: «БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАЦА». (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями, и повелевший нам есть мацу.) Отламывают по кезаиту от каждой мацы, окунают в соль три раза, и съедают облокотившись. Если невозможно съесть оба кезаита вместе, пусть человек сначала съест кезаит от целой мацы. Потом берут марор, окунают в харосет, но стряхивают с него харосет, делают благословение: «БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАРОР». (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам есть марор), и едят его, не облокачиваясь. Потом берут кезаит от третьей мацы, кладут на него кезаит марора, окунают в харосет, и говорят: "В память о Храме, как делал Хилел ..." Нельзя разговаривать о посторонних вещах, пока не съели мацу с марором. Потом едят остальную трапезу в радости.

 

35. После еды нужно съесть афикоман[18]. Афикоман едят с радостью, и не следует слишком наедаться до этого, чтобы съесть афикоман с удовольствием. Следует съесть афикоман размером с два кезаита, но если это невозможно, достаточно съесть размером в кезаит. Афикоман едят сидя на одном месте, до полуночи, и, желательно, hалел тоже закончить до полуночи. Пусть человек не засыпает, пока он ест афикоман, а если он ест один, пусть не спит во время всей трапезы. После афикомана ничего нельзя есть [и пить, кроме двух оставшихся стаканов вина], но можно пить воду, а некоторые разрешают и кофе, и на это мнение можно положиться, если очень требуется.

 

36. Если человек помыл руки после еды, и потом вспомнил, что он еще не ел афикоман, тогда пусть сразу съест афикоман, не делая новых благословений. Но если он уже произнес благословение после еды, пусть снова помоет руки, сделает благословение "hамоци" на афокоман, и снова произнес благословение после еды. Если он уже выпил третий стакан вина, тогда, если он ел мацу шмуру[19] в течение трапезы, то не нужно есть другую мацу, как афикоман. Но если в течение трапезы он ел только обычную мацу, то ему придется есть афикоман из мацы шмуры, даже если он вспомнил, когда уже выпил все четыре стакана вина. Перед этим он моет руки и делает благословения. А потом он снова продолжает седер с этого места.

 

37. Человек обязан рассказывать допоздна, пока его не одолеет сон, о чудесах, которые сделал Всевышний при выходе из Египта.

 

38. [Согласно Каббале] перед сном, нужно говорить все по порядку, как в любой день[20]. Вне земли Израиля седер одинаково проводят две ночи подряд. В обе ночи произносят благословение "Шеhехеяну". В первую ночь нужно иметь в виду, что "Шеhехеяну" также покрывает мацу.

 

39. Когда человек проходит в Песах около нееврейской пекарни, нельзя нюхать запах хлеба.

 

40. Покупающий целую курицу в Песах, пусть поставит условие, что он не хочет приобретать желудок, и как только он зарежет птицу, пусть выбросит желудок, т.к. там могут быть мокрые зерна, ставшие хамецом.

 

41. У многих сефрадских евреев обычай не есть рис в Песах. Тот, у кого этот обычай, не может готовить рис в праздник для того, кто ест рис. Но можно двигать рис в праздник[21]. Также человек, который поел мясо, и не осталось шести часов до конца праздника, не может готовить молочную пищу для другого[22].

 

42. В Песах не следует покупать молоко у нееврея, потому, что он, возможно, кормил корову хамецом[23].

 

43. В течение полу-праздничных дней Холь Амоэда, следует побольше заниматься Торой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



[1] время начала запрета колеблется в разные годы между примерно девятью и десятью утра.

 

[2] заметим, что если день до Песаха попадает на Субботу, мы не чистим зубы щеткой, а только полощем рот, можно использовать при этом специальную жидкость для мытья рта.

 

[3] Законы продажи хамеца довольно сложны, и в наше время это всегда делается через раввина, поэтому мы не стали переводить то, что описывает здесь Бен Иш Хай. Самое важное – во время продажи, быть честным с самим собой, понимая, что это не трюк, а настоящая деловая сделка. После продажи, хамец больше не наш, и нееврей может делать с ним всё, что захочет. Более того, он не обязан нам продавать хамец назад после праздника. У многих обычай вообще не продавать хамец, а уничтожать его, так как трудно осуществить продажу с чистым сердцем.

 

[4] В наше время существует множество продуктов, которые содержат хамец и их требуется продать или уничтожить. Это относится также к видам пищи, которые содержат алкоголь сделанный из пшеницы, как например многие виды водки. Существуют специальные каталоги, где описаны все виды таких продуктов в алфавитном порядке.

 

[5] разумеется, это не относится, когда день перед Песах выпадает на Субботу, см. ниже.

 

[6] В наше время, у большинства есть специальная посуда для Песаха, поэтому мы не стали переводить все законы кашерования. Заметим, что желательно иметь отдельные конфорки для плиты, но те, кто хотят окашеровать старые конфорки или духовку, должны посоветоваться с раввином. Что касается раковин, их обычно покрывают фольгой на весь праздник. Столы, прилавки, полки холодильника и шкафов покрывают клеящейся бумагой (contact paper).

 

[7] Тора обязывает нас отделять халу – часть от теста, содержащего один из пяти злаков: пшеницу, ячмень, полбу, овес и рожь. В наше время халу сжигают или выбрасывают, обернув в бумагу или положив мешок. Следует отделять халу без благословения от теста весом в 1666 граммов, а если тесто весит больше 2487 граммов, то халу отделяют с благословением. Хала отделяется от любого теста, которое будут печь, будь то тесто для хлеба, пирога или торта. Если хала не была отделена от теста, можно отделить её от уже готового хлеба. Весь испеченный хлеб кладут в одну большую корзину, и тогда достаточно отделить небольшой кусочек от одного из них за все. Произносят: БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОhЭНУ  МЕЛЭХ hАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕhАФРИШ ХАЛА ТРУМА. (Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам отделять халу.) Берут немного теста, величиной с пол яйца, и говорят:   «Вот – хала».  

 

[8] т.к. выгладит, что человек посвящает это мясо, как храмовое приношение. Следует сказать: «Это мясо для праздника».

 

[9] Сегодня можно купить проверенные листья, или салат, который был выращен в специальных закрытых теплицах, куда не попадают мошки. Многие также покупают, в течение года, зеленые овощи, которые мыли на фабрике таким образом, что подавляющее большинство мошек были смыты (например, овощи фирмы “Bodek”). Другие на это не полагаются, т.к. иногда не все мошки смываются, и поэтому все проверяют при ярком свете.

 

[10] В наше время, когда вина слабые, достаточно долить лишь три капли воды.

 

[11] У ашкеназских евреев принято, что женщины не облокачиваются.

 

[12] 86 см3. Некоторые считают, что ревиит - гораздо больше - 150 см3.

 

[13] Горький овощ, большинство используют салат (“Romaine Lettuce”), а некоторые берут растолченный хрен.

 

[14] Густая смесь из орехов, фруктов и вина.

 

[15] Овощ, желательно сельдерей.

 

[16] 28 см3.

 

[17] Потому, что оно лишь в память о приношении в Песах, но настоящие приношения можно приносить лишь в Святом Храме, который разрушен уже почти 2000 лет.

[18] кусочек мацы, который спрятали.

 

[19] Мацу, за которой следили со времени сборки урожая пшеницы.

 

[20] Но у многих обычай говорить лишь Шма и благословение hамапиль.

 

[21] Дело в том, что у ашкеназских евреев принято в течение Песаха не есть рис и множество других похожих растений – кукурузу, гречку и так далее, но можно хранить их дома. Большинство сефардим едят эти злаки, тщательно проверяя, что к ним не примешались зерна пшеницы, ячменя, полбы, овса или ржи. Но тот сефардский еврей, который не ест рис, не может его и готовить в Йом Тов, потому что получается, что он готовит в праздник то, что он не может есть. По закону, в праздник можно готовить только то, что можно есть, а согласно его обычаю рис есть нельзя.

 

[22] Т.к. сам он не может есть молочное в течение шести часов.

 

[23] А если нееврей доит молоко без присутствия еврея, то, и без того, запрещено его пить, потому что он мог добавить свиное или лошадиное молоко.