Глава Пекуде:

 

Лерефуа шлема шель Хадаса бат Ахува.

 

1. Для Храма использовали три металла: золото, серебро и медь. Количество дотаций двух из металлов не ограничивалось, но один был дан в одинаковом количестве каждым мужчиной возраста от 20 лет. Какой это был металл и на что он использовался?

 

Хотя Золота и меди каждый жертвовал столько, сколько хотел, серебра, каждый мужчина должен был дать по половине шекеля. Основную часть серебра использовали для баз (адоним), на которых стоял мишкан, но немного серебра пошло на определенные крючки.

 

2. Многие предметы Храма были сделаны из позолоченного дерева, но были и предметы были из чистого золота. Какие?

 

Менора, Капорет (крышка от святого ковчега) и Крувим (виды двух ангелов) на ней. (Разумеется, золото также использовали в одежде превосвященника).

 

3. А какие предметы были медные?

 

Из чистой меди была сделана мойка, подставки для ограждения вокруг двора и входа в шатер, и крючки. Также слоем меди был покрыт внешний жертвенник. Разные сосуды для жертвенника тоже были медными.

 

4. Тора говорит, что Менора из золота весила Кикар (талант), и согласно Талмуду, ее высота была 18 Тефахим. Можно ли на базе этой информации вычислить форму и толщину Меноры?

 

Точно вычислить форму Меноры невозможно, и есть разные мнения о том, были ли ветви прямые или полукруглые. Во всяком случае, при весе в примерно 60 кг и высоте порядка 140 см, золотой семисвечник должен был быть довольно тонким, менее 3 см в толщину. (На картинах обычно изображают ветви Меноры гораздо толще, и возможно некоторые Меноры Второго Храма были другого веса и другой формы, чем Менора Моше. Этим можно объяснить и конфликтующие традиции о форме Меноры, возможно при царе Ироде было сделано множество Менор разной формы, когда обновляли Храм.)

 

5. Почему золотые ангелы «Крувим» не считаются запрещенными Второй из «Десяти Заповедей» («Не делай подобия того, что на небесах наверху …»)?

 

Основной смысл этого запрета в том, что нельзя покланяться чему либо, что на небесах наверху, на земле внизу и в воде. Тем не менее, Хазаль (Рош Ашана 24б, Авода Зара 43б) учат из другого стиха (Шемот 20:20), что и формы подобия делать запрещено, но что Храм был исключением, и только там разрешалось делать эти формы ангелов (см. Мехилта в конце главы Йитро, паршат Беходеш, 10). Согласно другому объяснению, возможно запрет «не делать подобия …» в основном относился к подобиям реальных существ, но не к символическим и сюрреалистическим «подобиям» ангелов (мнение Р. Йосеф Хамекане Офециал, напечатанное в Оцар Харишоним, Шемот 20:4, мы разбираем это объяснение на аудио уроке). Заметим, что есть общий диспут о том, как выглядели Крувим, и Хазаль считают, что у них были лица маленьких детей, отсюда и нееврейское слово – херувим – ангелы с детскими лицами.

 

6. Когда именно закончилось построение Храма?

 

Согласно некоторым мидрашам, это произошло 25 Кислева (как раз в день, когда в будущем произошло чудо Хануки). Во всяком случае, Храм закончили строить до Нисана.

 

7. В конце главы описывается, что Присутствие Творца заполнило Мишкан. Когда произошли эти события?

 

Тора говорит (Шемот 40:17), что это произошло Первого Нисана, но есть диспут какому дню инаугурации Храма это соответствовало. Наиболее известно мнение, согласно которому сначала Храм ставили и разбирали семь раз (это символизировало семь «простроенных и разрушенных духовных миров»), а потом на восьмой день поставили постоянно и «Восьмой День», описанный в главе Шмини книги Вайкра - это первое Нисана. Согласно этому семь предыдущих дней – были семь последних дней Адара, (их называют «семь дней милуим», и некоторые Хасиды не говорят Таханун.) Но по другим мнениям, семь дней начались с первого Нисана, соответственно «Восьмой День» был Восьмого Нисана.

 

8. Если во время Шмоне Эсре упал Талит, можно ли его поднять?

 

Если Талит упал на пол, то прерывать молитву не следует. Если человеку это не мешает и не отвлекает, то ничего страшного не случится, если Талит полежит на полу.

 

9. Если во время Шмоне Эсре выпал сидур, можно ли его поднять?

 

Да, если иначе он не может концентрироваться.

 

10. Если человек не может дожидаться, пока миньйон начнет Шмоне Эсре (например, они запаздывают, а ему надо на работу), что ему делать?

 

Ему следует выйти из помещения, т.к. иначе нельзя начинать Шмоне Эсре до общины.

 

11. Одна из одежд Коэн Гадоля, описанная в нашей главе, дала название одной из самых фундаментальных книг по Халахе, написанной одним из Ришоним. Что это за книга? 

 

«Арба Турим» или просто Тур. Автор книги Тур, Р. Яков сын Рабену Ашера, разделил все законы на четыре части, как четыре рада «Арба Турим» драгоценных камней в Хошене на груди у Коэн Гадоля.

 

12. Этот мудрец написал комментарии ко всем четырем частям Шулхан Аруха, а название его книги указывает на название книги предыдущего мудреца и близко к выражению из Шир Аширим. Как его звали?

 

Р. Давид Алеви Сегал, автор книги Туре Захав – «Золотые Ряды» (сокращенно «Таз»). Название смоделировано по Турим (рядам) «Тура». Также в Шир Аширим есть похожее выражение: Торе Заахав (вид украшения), но оно пишется через  ת «Тав», а Таз свою книгу назвал через ט Тет, как и Тур.

 

13. А этот мудрец написал комментарии к комментариям предыдущего мудреца. Название этого комментария упомянуто в нашей главе. Что

это за комментарий?

 

Мишбецот Заахав (какие-то тесемочки или пуговички в Хошене) – Супер-комментарий к Тазу, автора При Мегадим (Р. Йосефа Теомим). 

 

14. А как звали мудреца, который написал свои несогласия с мудрецом, упомянутым в двенадцатом вопросе, и назвал книгу по стиху в Шир Аширим?

 

Р. Шабтай Коэн (Шах) написал в том числе «Некудот Акексеф» («серебренные точечки», которые были на украшениях «Торе Заахав» (Шир Аширим 1:11). Там он спорит с решениями Турей Заахав к секции Йоре Деа Шулхан Аруха.

 

Перейти к предыдущей главе