Леилуй Нишмат Хава бат Шниур Зальман.

 

Ответы к главе Ницавим.

 

1. В нашей главе, есть стихи (29:13-14): «И не с вами одними Я заключаю союз этот и строгое заклятие это, но и с теми, кто здесь с нами стоит сегодня пред Б-гом, Всесильным нашим, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня». Что имеется в виду под словами: «кого нет здесь с нами сегодня»?

 

Одно из объяснений: имеются в виду души следующих поколений евреев.

 

2. Что значит выражение «лемаан сефот xарава эт ацъмеа» в стихе (29:18): «И произойдет, когда он слышит слова этого проклятия, он благословит себя в сердце, говоря, мир будет мне, хотя пойду я в упорстве своего сердца, добавляя рава (удовлетворение), к цмеа (жажде)"?

 

Одно из объяснений: "рава" означает сытость, а "цмеа" - жажду. К некоторым запретам, человек особенно тянется, его душа «жаждет» попробовать запретное. Другие запреты не так желанны, человек как бы «сыт» ими. Но тот, кто постоянно гонится за удовольствиями, в конце концов начнет ломать и те запреты, которые он прежде не жаждал (см. также здесь).

 

3. «И прогнал их Б-г с земли их в гневе, и ярости, и негодовании великом, и забросил их в другую страну, как это и есть ныне» (29:27). В чем смысл слов: «Как ныне»? Ведь во время Моше эти события еще не произошли.

 

Здесь цитируются слова, которые в будущем скажут в будущем нееврейские народы, увидев разрушение Израиля (см. Ибн Эзра).

 

4. Почему в этом стихе буква «Ламед» в слове «Ваяшлихем» (и забросил) большого размера?

 

Одно из объяснений: потому что наше изгнание будет очень долгим (Псикта Зутрата). Другое объяснение: Одна из целей нашего изгнания – это повлиять на другие народы, и буква «Ламед» подчеркивает это («Ламед» от слова «лимуд» - учить, см. Ознаим Летора, см. также Нецив в Аэмек Давар, Бемидбар 14:21).

 

5. "Скрытое [принадлежит] Всевышнему нашему Б-гу, а открытое - нам и нашим детям навеки, чтобы соблюдать слова этого союза" (29:28). В чем смысл этих слов?

 

Одно из объяснений: хотя скрытые дела человека известны только Творцу, мы все отвечаем за его открытые дела, если мы можем на него повлиять (см. также здесь). Другое объяснение: здесь подсказано, что хотя настоящие причины на заповеди известны только Творцу, от нас требуется правильное соблюдения по указаниям, даже если мы не понимаем в чем их скрытый смысл (см. Р. Бахъе от имени Рамбама). Еще объяснение: скрытые евреи, перемешанные среди народов, известны Творцу, и в будущем он соберет их (см. Раши, Техилим 87:6)

 

6. Что означают точки над буквами в словах «нашим детям» в этом стихе?

 

Уже во время Хазаль был диспут, что означают точки над некоторыми буквами. Они могут означать неуверенность в том, есть ли в тексте данные слова (Авот ДеРаби Натан 34:4), или точки как бы подчеркивают слова, и на них нужно обратить особое  внимание (возможно, их смысл не таков, как кажется на первый взгляд, см. Санхедрин 43б и Раши здесь). Кстати Хизкуни пишет, что в нашем стихе точки должны были быть над буквами Имен Творца, но т.к. ставить точки над святыми Именами неподобающе, они поставлены над словами «нашим детям».

 

7. В нашей главе подробно описывается мицва раскаяния - Тшувы (дословно возвращения [к мицвам Торы и в конечном итоге к Творцу]). Почему же тогда Сефер Ахинух не считает эту заповедь среди 613?

 

Возможно Тшува – это особенно фундаментальная концепция, чтобы считать ее просто мицвой (см. также Мешех Хохма 31:17, мы также обсуждаем это на аудио уроке).

 

8. А кто считает мицву Тшувы, как одну из 613 заповедей?

 

Смак (мицва 53).

 

9. Тур пишет, что в отрывке о Тшуве также подсказан месяц Элул. Где?

 

В стихе 30:6, в первых буквах Эт Левевха Веэт Левав … (Твое сердце и сердце твоих потомков).

 

10. «И возложит Б-г, Всесильный твой, все эти проклятья на врагов твоих и на ненавистников твоих, которые преследовали тебя» (30:7). В чем разница между врагами и ненавистниками?

 

ГР”А (32:35, 33:11) пишет, что враг хочет уничтожить физически, а ненавистник – духовно (см. также здесь, параграф 7).

 

Вопросы по законам Рош Ашаны.

 

11. Можно ли пить кофе утром до молитвы?

 

Многие разрешают.

 

12. Можно ли покушать до рассвета?

 

Многие разрешают (хотя некоторые Кабалисты строги с этим).

 

13. А если человек хочет попить воду или кофе после Шахарита, до Мусафа, нужно ли делать Кидуш?

 

Некоторые говорят, что следует сделать Кидуш, и тогда, чтобы Кидуш засчитался, нужно поесть «кезаит» сдобы, или выпить стакан виноградного сока (пить вино в данном случае не рекомендуется, т.к. впереди молитвы и заповедь слушать шофар, и человек должен иметь свежую голову). Тем не менее, некоторые разрешают попить кофе без Кидуша, и даже пишут, что это лучше (ведь тогда не придется есть сдобу или пить виноградный сок). При этом если есть возможность услышать Кидуш у других, то это желательно сделать.

 

14. А если хотят немного поесть, нужно ли делать Кидуш, и что в таких случаях можно есть?

 

Лучше обойтись без еды, но если человек слаб, и ему нужно поесть, то по большинству мнений пусть сделает Кидуш. Но нельзя есть сдобу размером более чем с яйцо (см. также ответ на предыдущий вопрос).

 

15. Когда во время повторения молитвы открывают ковчег, нужно ли всем вставать?

 

Не обязательно.

 

16. Если слушающий благословение на трубление сказал «Барух Ху Уварух Шемо», засчитывается ли ему благословение?

 

После факта, броха засчитывается.

 

17. Тот, кто уже выполнил заповедь трубления, и сейчас трубит для другого (например, для больного), кому из них делать благословение?

 

Желательно сделать броху тому, для кого трубят.

 

18. Должен ли в такой ситуации встать тот, для кого трубят?

 

Да, если это возможно.

 

Предыдущая глава