Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Насо.

 

1. В нашей главе (5:5) описываются дополнительные законы компенсации и жертвы ашам. Какой именно случай описан здесь согласно Хазаль и что нового мы учим из этого отрывка?

 

Хазаль объясняют, что в нашем отрывке описаны дополнительные законы того, кто украл или не отдал чужое, и при этом поклялся ложно. Основные законы были описаны в книге Вайкра (5:21-26),но в нашем отрывке в том числе обсуждается, кому платить компенсацию, если человек, у которого украли, умер, и у него нет родственников.

 

2. Какую мицву связанную с тшувой (раскаянием) мы учим из этого отрывка?

 

Мицва признать грех (видуй). Это относится ко всем грехам: раскаявшийся должен сделать декларацию перед Всевышним, о том, что он был грешен, и сожалеет о своих акциях, и впредь будет стараться их не повторять.

 

3. В чем смысл стиха (5:10) «Посвященное кем-либо ему будет, а то, что даст кому-либо из священнослужителей, ему будет»?

 

Одно из объяснений: хозяин может отдать положенные части урожая тому коэну, кому хочет, и другой коэн не может требовать, чтобы поделились с ним.

 

4. От какого слова происходит слово «Сота» (женщина, подозревающаяся в супружеской измене)?

 

Существительное «Сота» происходит от глагола «тисте» (совратится). (Чаще всего слово «Сота» пишут через «Самех», как и в Арамейском, см. Таргум Онкелос, но иногда это слово пишут через «Син», שֹוטה как в Торе).

 

5. Почему еще во время Храма воды Соты перестали «работать»?

 

Эти воды «работали», когда люди были на более высоком уровне моральности. Когда и мужчины перестали быть высокоморальными, воды Соты больше не проверяли их жен.

 

6. В нашей главе описывается «Благословение Коэнов». Сегодня, перед тем как коэны благословляют народ, они делают броху на эту мицву: «Ашер кидшану бемицвотав вецивану леварех эт амо Йисраэль беахава» (освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам благословлять Израиль с любовью). Почему в этой брохе подчеркивается, что нужно благословлять еврейский народ именно с любовью?

 

Это действительно необходимое условие. Если коэн не любит людей, которых он благословляет, то его благословение может привести к опасности (см. Кицур Шулхан Арух 100:8).

 

7. Почему ашкеназим произносят «Сим Шалом» в Шмоне Эсре только тогда, когда в это время коэнам положено благословлять народ (т.е. в Шахарит, Мусаф, а в пост также в Минху и Неилу), а в остальные времена говорят более короткий вариант благословения (Шалом Рав)?

 

Броха «Сим Шалом» включает те же благословения, что и броха коэнов (Шалом, Това, Браха, Хен, Хесед и Рахамим, см. подробнее здесь).

 

Вопросы по Халахе (с наступлением лета наши вопросы посвящены отдыху и даче):

 

8. Если остановились в отеле, нужно ли вешать мезузу на дверной косяк?

 

Нет.

 

9. В каких случаях нужно вешать мезузу в бунгало?

 

В Израиле нужно вешать, а вне Израиля, если бунгало не наше, и мы снимаем его меньше, чем на 30 дней, то не нужно.

 

10. Нужно ли вешать мезузу, если живут в доме-прицепе?

 

Есть диспут на этот счет, поэтому стоит повесить без брохи.

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. От какого слова происходит слово «Каиц» (лето)?

 

Каиц – это сухой инжир и сухие финики (см. Шмуэль 2:16:2). Время «каиц» - это самое сухое время в Израиле, когда сушили фрукты.

 

12. В большинстве стран принято делить год на 4 сезона. А на сколько сезонов делили год евреи?

 

Шесть: 1) время сеяния, 2) зима, 3) холод, 4) время собирания раннего урожая, 5) лето и 6) жара (см. Талмуд, Бава Меция 106б, Раши, Берешит 8:22).

 

13. А на какие месяцы согласно Талмуду попадает время «Каиц» (лета)?

 

Каждый из шести сезонов продолжается по два месяца, но есть три мнения в Талмуде (там же), откуда начинается отсчет: с начала Тишре, с середины Тишре или с начала Мархешвана. Получается, что «каиц», по первому мнению – это Сиван и Тамуз, по второму мнению – вторая половина Сивана, Тамуз, и первая половина Ава, и по третьему мнению – Тамуз и Ав.

 

 

Предыдущая глава