Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Насо.

 

1. Почему законы возможной Соты (женщины, подозреваемой в супружеской измене) описаны в этом месте в нашей главе?

 

Одна из причин в том, что до этого описываются дары коэну, и Хазаль учат, что если человек не дает коэну то, что положено, в результате приведет к нему свою жену (Соту).

 

2. В каком случае подозревающий жену приводил ее для процедуры Соты?

 

Если человек подозревал жену, он сначала ее предупреждал, чтобы она не уединялась с подозреваемым мужчиной. Если после этого она уединилась, проводилась процедура Соты, чтобы проверить, что не было супружеской измены.

 

3. В наше время, когда нет Храма, что делают в случае подозрения неверности?

 

В наше время не следует говорить жене: не уединяйся, иначе она может стать запрещенной, а так как процедуру Соты произвести невозможно, то придется с ней развестись. Если жене не говорили не уединяйся, то она не становится запрещенной мужу, кроме как если найдутся свидетели самого акта прелюбодеяния.

 

4. Почему после законов Соты Тора описывает законы Назира?

 

Хазаль учат, что тот, кто увидел процедуру Соты, пусть примет на себя обет Назира (т.к. большая часть грехов происходит от вина).

 

5. Почему Назиру запрещены именно эти три вещи: вино, контакт с мертвыми и стрижка волос?

 

Таким образом, Назир на время отдаляется от общества. Он не может быть на вечеринках, где пьют вино, он не может навестить скорбящих, если там находится тело мертвого. Более того, когда отрастут волосы, которые невозможно даже причесать, ему труднее находиться среди людей. Видимо институт Назира был нужен для временного самоанализа, и человек должен был отдалиться от общества, побыть сам с собой.

 

6. Почему Шимшон, который был всю жизнь Назиром, тем не менее, нередко имел контакт с мертвыми телами?

 

У Шимшона был особый вид Назира, называемый с тех пор Назир Шимшона.

 

7. Почему Благословение Коэнов написано в Торе после законов Назира?

 

Коэны, обладающие особой святостью, тоже в каком-то смысле были подобны Назирам.

 

8. Сколько всего слов в Благословении Коэнов? А сколько букв?

 

15 слов. 60 букв.

 

9. Тора не говорит, при каких именно обстоятельствах Коэнам следует произносить это благословение, но Хазаль учат, что его нужно делать во время каждой утренней молитвы (а также Мусафа, в дни, когда эта молитва есть). Почему же тогда Ашкеназим вне Земли Израиля делают эту броху только несколько раз в год?

 

Одна из причин состоит в том, что у Ашкеназим было мало коэнов, и они не были уверены в своей родословной.

 

10. Почему Тора так подробно описывает приношения каждого из принцев, когда их приношения были одинаковыми, и можно было написать все гораздо короче?

 

Тора хочет поощрить принцев за то, что они не соревновались друг с другом, но каждый принес то же, что и предыдущий.

 

 

Вопросы по Халахе:

 

11. Если человек шел в Шаббат по улице, и у него сдуло шляпу, и она попала на машину, можно ли взять ее и надеть снова?

 

Часто машина - это решут аяхид, и с нее нельзя взять предмет и вынести на улицу. Но если можно залезть на саму машину, то там уже можно надеть шляпу. Также можно сделать так, чтобы множество людей, сами того не зная, окружили потерявшего шляпу, так чтобы самим собой сделать живой забор вокруг него. Или можно намекнуть нееврею, чтобы он столкнул эту шляпу. Конечно, если есть эйрув, или машина находится во дворе, окруженном забором, то этой проблемы не возникает.

12. А если шляпа слетела на куст, можно ли ее снять?

 

Обычно нет, т.к. нельзя использовать дерево. Тем не менее, если нет рядом нееврея, и нет другого выхода, можно положиться на Рава Шмуэля Вознера (Шевет Алеви 7:44) который разрешил, если куст меньше 10 ладоней в высоту (примерно 80 см.)

 

13. Если одежда зацепилась за колючки, можно ли ее оторвать, когда при этом колючки отломаются от куста?

 

Обычно если колючки точно отломаются от куста, то нельзя. Но Р. Харфенес (Нишмат Шабат 6:178) разрешил, если нет другого выхода и человеку стеснительно идти без верхней одежды.

 

14. Можно ли в Шаббат двигать вазу с цветами или она считается мукце?

 

Ваза не мукце и ее можно двигать.

 

15. Можно ли двигать в доме глиняный горшок с растениями?

 

Есть диспут на этот счет, и следует быть строгим.

 

16. Если от губы стал отрываться кусочек кожи, можно ли оторвать его полностью?

 

Нет.

 

17. Можно ли использовать щетку для чистки ковров?

 

Обычно лучше не делать так. Но Р. Харфенес (Нишмат Шабат 6:297) разрешает, если делать это очень осторожно.

 

18. Можно ли установить, чтобы в Шабат автоматически включилось радио или магнитофон?

 

В обычной ситуации так делать не следует, но при экстраординарных обстоятельствах (например, больному нечего делать весь Шаббат), некоторые разрешают (Хелкат Яков, Орах Хаим 63).

 

 

Предыдущая глава