Сколько детей было у первой жены Давида Михаль?

В Талмуде (Санхедрин 19б) приводится следующая сугия:

У Р. Йосси спросили его ученики: Как мог Давид жениться на двух сестрах[1], когда они обе были живы[2]? Он ответил: Он женился на Михаль после смерти Мейрав. Р. Иехошуа бен Корха сказал: Его брак с Мейравом был заключен по ошибке (и не был действительным), как [позже Давид] сказал: «Дай мне мою жену Михаль, с которой я обручился за сотню арлот[3] Филистимлян» (Шмуэль 2:3:14). Что этот стих доказывает? Р. Папа ответил: Потому что он сказал: «Моя жена Михаль», а не «моя жена Мейрав». А в чем была ошибка в его браке с Мейрав? Написано: «и будет, тот человек, который убьет Голиафа, царь обогатит его великими богатствами и даст ему свою дочь. Давид пошел и убил его, после чего Шауль сказал ему: Я в долгу перед тобой, но если женщину обручили через долг, она не обручена[4]. В соответствии с этим он отдал ее Адриэлю, как написано: «Во  время, когда Мейрав, дочь Шауля, следовало отдать Давиду, она была отдана в жены Адриэлю Мехолатяту (Шмуэль 1:18:19). Тогда Шауль сказал Давиду: "Если ты хочешь, чтобы я отдал тебе [свою младшую дочь] Михаль, пойди и принеси мне сотню крайней плоти Филистимлян». Он пошел и принес. Тогда Шауль сказал: «Теперь я тебе должен [за то, что ты убил Голиафа] а также ты мне дал что-то что стоит пруту[5] (маленькую монетку), и когда Кидушин делают с помощью займа и пруты, потенциальный муж думает в основном о займе» (и значит Кидушин не действителен). Но, по мнению Давида, когда есть заем и прута, он сосредоточен на прута (и Кидушин действителен[6]). Или, возможно все согласны с тем, что, когда Кидушин делают с помощью займа и пруты, думают о пруте, но Шауль думал, что [куски крайней плоти] не имеют ценности (даже в пруту), в то время как Давид считал, что они имеют ценность, по крайней мере, как пища для собак и кошек. А как интерпретирует Р. Йосси стих: «Дай мне, мою жену Михаль»? Он объясняет по-другому. Ибо этому учили: Р. Йосси интерпретировал следующий запутанный стих так: «Но царь взял двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которых она родила Шаулю: Армони и Мемфивосета, и пять сыновей Михаль, дочери Шаула, которых она родила Адриэлю сыну Барзилая Мехолатита …» (Шмуэль 2:21:8). Разве Михаль была отдана Адриэлю Мехолатянина? Она же была отдана Палти, сыну Лайиша, как написано: «И отдал он[7] Михаль, жену Давида, Палти, сыну Лайиша» (Шмуэль 1:25:44). Но писание сравнивает брак Мейрав с Адриэлем с браком Михаль с Палти, чтобы сообщить нам, что как брак Михаль с Палти был незаконным, так и брак Мейрав с Адриэлем. А что касается Рабби Иехошуа бен Корха, то, он считает, что пять сыновей Михаль, дочери Шаула, были ее приемными детьми. Их родила Мейрав (и после ее смерти) их воспитывала Михаль, поэтому они называются ее сыновьями.

Общепринятое понимание этого отрывка таково: по словам рабби Йосси, Давид женился на Михаль только после того, как ее сестра родила пятерых детей от Адриэля и умерла. Позже Михаль воспитала пятерых детей сестры как ее собственных. Комментаторы[8] спрашивают: как Мейрав могла иметь пятерых детей всего за два с половиной лет правления Шауля, и отвечают, что она дважды была беременна двойней, и один раз с пятым ребенком. Однако, времени на все события, которые должны были произойти до того, как Дэвид женился на Михаль и после того, как он сбежал от Шауля, не хватило бы на три беременности Мейрав[9].

Нам нужно попытаться найти более простое понимание Талмуда. Трудность Гемары заключается в следующем стихе из конца жизни Давида (Шмуэль 2:21:8): «И царь [Давид] взял двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которых она родила Шаулу: Армони и Мемфивосета, и пять сыновей Михаль, дочери Шауля, которого она родила Адриэлю, сына Барзилая, Мехолатита[10]… » Пятеро детей Михаль и Адриэля упомянуты в этом стихе. Все комментаторы следуют объяснению нашей Гемары, что дети родились только от Мейрав, и Михаль ростила их. Но при внимательном чтении выясняется, что Р. Йосси так не считает. Объяснение, что эти пятеро детей были сыновьями Мейрав предоставлено Гемарой позже, по мнению Рабби Иехошуа бен Корхи. Если так, Р. Йосси видимо считает, что действительно у Михала было пятеро детей. Давид взял Михаль назад только через семь лет после смерти Шауля  и у Михаль было достаточно времени, чтобы родить пятерых детей от того мужа, которого ей выбрал Шауль. Но Михаль никогда не была замужем за Адриэлем, она была выдана за Палти. Именно это Рабби Йосси подразумевает, когда утверждает, что это «запутанный стих» (î÷øàåú îòåøáéï буквально перепутанные стихи). Видимо он считал, что, хотя Михаль вышла замуж за Палти, в стихе говориться, что она родила от Адриэля, чтобы научить нас, что брак Михаль и Палти был столь же греховным как брак Мейрав и Адриэля[11]. Оба брака были основаны на неправильном решении Шауля и его Бет Дина. Сначал Кидушин Давида с Мейрав был признан недействительным, а потом и Кидушин с Михаль был тоже признан недействительным. И действительно, Иосиф Флавий[12] (Иудейские Древности 7:4:3) говорит, что у Михаль было пятеро детей от Палти.

Теперь мы можем предложить простое понимание всего отрывка Талмуда. Ученики спросили Р. Йосси, как Дэвид мог жениться на двух сестрах? Они очевидно предполагали, что Кидушин был действителен[13], когда Шауль предложил свою (предположительно старшую) дочь тому, кто убьет Голиафа. Если Дэвид был технически женат на Мейрав, он не мог жениться на Михаль, даже если Мейрав была неправильно отдана другому человеку. Р. Йосси ответил, что Мейрав умерла до того, как Дэвид женился на Михаль. Р. Иехошуа бен Корха, однако, считает, что между Давидом и Мейрав не было кошерного Кидушина. Он учит это из стиха: «моя жена Михаль», что означает, что только Михаль была женой Давида, н не Мейрав. Гемара дает техническое объяснение согласно Р. Иехошуа бен Корха, почему Кидушин Михаль был действителен, а Кидушин Мейрав нет. Но Р. Йосси, считает, что оба Кидушина были кошерными, как он учит из стиха (Шмуэль 2:21:8), используя выражение «перепутанные стихи[14]»: Кидушин Михаль с Давидом был действителен точно так же, как его Кидушин с Мейрав. Но по мнению Р. Йосси, ни его ученики не сомневались, что Кидушин Мейрав был действительным. Поэтому в стихе этот Кидушин сравнивается с Кидушин из Михаль, и стих подчеркивает, что отдать Михала Палти было так же греховно, как и отдать Мейрав Адриэлю. Следовательно, этот стих нужно читать так: «И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которую она родила Шаулю: Армони и Мемфивосета, и пять сыновей Михаль, дочери Шаула, которых она родила от [Палти, которому она была дано неправильно[15], как и Мейрав была отдана] Адриэлю, сыну Барзиллая, Мехолатита». Это похоже на другое объяснение Хазаль (Мегила 3а) сложного стиха пророка Захария (12:11): «В тот день траур в Иерусалиме будет таким же великим, как траур Хададримона в долине Мегидо». Кто такой Хадаримон и как он связан с Мегидо? Простой смыл, что речь идет о событиях,  которые нам больше не известны (см. Ибн Эзра). Но Таргум переводит этот стих на арамейский так: «В тот день траур в Иерусалиме будет таким же великим, как траур по [Ахаву, которого убил] Хададримон сын Тавримона [в Рамот Гиляд и как траур по царю Йешаху, которого убил Фараон Неко] в долине Мегидо».

Это объяснение стиха приводится согласно Р. Йосси[16], но Р. Иехошуа Бен Корха считает, что данный стих не говорит о детях Михаль, а о детях Мейрав, которых вырастила Михаль. Гемара далее приводит другие примеры, когда дети, воспитанные кем-то, считаются как собственные дети.

 



[1] Двух дочерей Царя Шауля звали Мейрав и Михаль. Шауль пообещал отдать дочь в жены тому, кто убьет в поединке Голиафа, и Талмуд сейчас подразумевает, что старшая сестра Мейрав стала обрученной с Давидом, и отсюда вытекает вопрос, как же при ее жизни Давид мог жениться на Михаль?

[2] Тора запрещает жениться на двух сестрах, но если жена человека умерла, можно жениться на ее сестре (и часто это хорошо для детей, чтобы их воспитывала не чужая мачеха, и родная тетя).

[3] Шауль посылал Давида на рискованный миссии, надеясь, что тот погибнет. Он потребовал от Давида принести ему крайнюю плоть от сотни убитых Филистимлян, и Талмуд здесь считает, что это и было «кидушином», т.е. Шауль принял их как акт обручения Давида с Михаль.

[4] Во время акта Кидушина, нужно что-то дать (сегодня мы даем кольцо). Но Давид ничего не «дал», и поэтому Мейрав не обручена.

[5] Крайняя плоть может быть использована для кормления животных.

[6] Получается, между Шаулем и Давидом был диспут, сработал ли Кидушин с Михаль.

[7] Шауль считал Кидушин Давида с Михаль недействительным, и поэтому позже отдал жену Давида другому мужчине Палти. После смерти Шауля, Давид потребовал, чтобы ему вернули его законную (по его мнению) жену.

[8] Яд Рама, Тосафот.

[9] См. Марголийот Аям. Поэтому он заключает, что мы должны принять шиту Рабейну Йешая к Шмуэль (1:13:1), что два с половиной года, которыми правил Шаул, - всего лишь рассматривались до тех пор, пока не был помазан Давид. (Это объяснение противоречит Седер Олам, что Шауль всего правил 2 с половиной года; автором Седер Олам считается сам Р. Йосси.) В комментарий Гаоним к Синхедрину предлагается другая возможность, что Шауль сам не понимал, что Мейрав уже была замужем за Адриэлем, когда он предложил ее Дэвиду. Заметим что у Абарбанеля вообще другое объяснение хронологии событий, и по его мнению Шауль правил гораздо больше. Но цель нашей статьи не исследования Танаха, а анализ мнения Р. Йосси в Талмуде.

[10] Этих семерых потомков Давида предали смерти остатки Кенаанеев, Гивоним. За это Давид установил запрет евреям родниться с этими жестокими варварами.

[11] Ведь Р. Йосси считает, что и Кидушин Давида с Мейрав сработал, поэтому ее брак с Адриэлем был греховным.

[12] Во многом традиции Йосефа Флавия совпадали с учениями Хазаль, и Рав Хаим Дов Рабинович, в комментариях «Даат Софрим» оченьб часто цитирует «Йосефа бен Метитьяу».

[13] Возможно, само спасение евреев от опасности считалось в данном случае актом Кидушина, см. подобное в Талмуде, Кидушин 8б, когда собака бежит за женщиной, и она согласна стать женой того, кто ее спасет.

[14] Также возможно (хотя это не шита Р. Йосси), что Палти был тем же человеком, что и Адриэль и Шауль сначала отдал ему Мейрав, а когда она умерла вскоре после этого, а Давид бежал от Шауля и считался мятежником, ему была отдана Михаль.

[15] Кстати согласно Давиду получается, что эти дети были мамзерим, и позже они погибли от рук Гивоним.

[16] И видимо традиция Йосефа Флавия следует это же мнению.