Ответы к Мегилат Эстер. Вопросы по смыслу книги:

1. Согласно Талмуду, Мемухан - это и есть Аман, но, по мнению некоторых Мидрашей, Мемухан - это другой человек, один из величайших праведников. Кто это?

Есть мнение, что Мемухан – это Даниэль (Мидраш Хасерот Веетерот, Мидраш Паним Ахерим).

2. Где родился Мордехай?

В Мегиле говориться: «В Шушане жил один Иудей по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Биньяминова, который был изгнан из Йерушалаима с пленниками, изгнанными вместе с Йехония, царем Йехуды, которого изгнал Невухаднэцар, царь Вавилонский» (Эстер 2:5-6). Есть неуверенность, относится ли слова который «был изгнан из Йерушалаима» к самому Мордехаю или к его предку – Кишу. В случае если сам Мордехай был изгнан и Иерусалима, видимо там он родился, но тогда получается, что он был очень старым человеком во время истории Пурима. Если же изгнан был его предок, то сам Мордехай мог родиться в Вавилоне или в Персии.

3. Кем приходилась Эстер Мордехаю?

Простой смысл Мегилы (2:7), что Эстер была двоюродной сестрой Мордехая, но есть традиция, согласно которой Эстер была его племянницей (см. Ибн Эзра 8:1, Арамейский перевод к 7:6, Йосеф Флавий, Иудейские Древности 11:6:2).

4. Как могла Эстер скрыть от царя, что она еврейка, ведь ее взяли из дома Мордехая?

У Моредехая был большой дом с прислугой и множеством домочадцев, и совсем не обязательно, что они все были евреями.

5. Талмуд говорит, что когда жребий выпал на Адар, Аман обрадовался. Почему?

Т.к. в Адар умер Моше, Аман считал его плохим месяцем для евреев.

6.  «И сказал Аман царю Ахашвейрошу: во всех областях царства твоего есть рассеянный и обособленный народ, и законы его другие, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их» (3:8). Почему Аман не сообщил Ахашвейрошу о каком народе идет речь?

Согласно ГР”А Аман никогда не сообщил о каком народе идет речь, потому что боялся, что Ахашвейрош любит Мордехая  и не согласится.

7. «В ту ночь не спалось царю, и повелел он принести памятную книгу летописи, и читали ее перед царем» (6:1). Почему когда царю не спалось, он попросил принести именно книгу летописей?

Талмуд объясняет, что когда Эстер пригласила Ахашвейроша на пир с Аманом, царь опасался, что против него что-то затеивают, и боялся, что его никто не предупреждает. Поэтому он сообразил, что наверно раньше его уже предупреждали об опасности, и он не отплатил за это, и хотел проверить это в книге летописей. Другое объяснение: царь предположил, что Эстер хочет попросить что-то для Мордехая, но не мог понять за что. Поэтому  он решил проверить в летописях, положено ли что-то Мордехаю, и вознаградить его заранее, еще до просьбы Эстер (ГР”А). Другие объясняют, что Эстер вечером уже сообщила царю по секрету, что она еврейка, и царь уже тогда решил разделаться с Аманом, но ему нужно было оправдание для этого. Ведь он не хотел, чтобы выглядело со стороны, что им управляет его жена. Поэтому решил сделать вид, что только сейчас вспомнил о том, как Мордехай спас его.

8. Когда именно постился еврейский народ за Эстер и почему тогда мы постимся в день до Пурима?

Эстер пошла к царю в Нисан, но т.к. в этот месяц не принято поститься, то мы постимся в Адар (см. Масехет Софрим 21:1-2, кстати, у них был обычай поститься в понедельник, четверг и еще один понедельник после Пурима). Возможно, что и в Адар того года евреи постились из-за опасности, нависшей над ними (см. 9:31).

9. В Хумаше евреи обычно называются «Детьми Израиля», и никогда не называются Иудеями (Йехудим), а в книге Эстер, наоборот. А где еще в Танахе упоминается слово Иудеи и почему?

Иудеи - это евреи из колена Йехуды. В конце Первого Храма и тем более после его разрушения основная масса евреев была из Йехуды, и слово Иудей стало синонимом еврея. Слово «йехудим» упоминается в узком смысле (евреи колена Йехуды) в книге Мелахим, а также в книгах Йирмияху и Нехемиа,.

Вопросы на эрудицию и сообразительность:

10. Где еще в Танахе упоминается Мордехай?

Какой-то Мордехай упоминается в книгах Эзра и Нехемия, и Хазаль считают, что Мордехай, упомянутый в этих книгах – этот тот самый Мордехай.

11. По некоторым мнениям, одна из частей Невиим (пророков) написана Мордехаем. Какая?

Есть мнение, что пророк Малахи - это Мордехай, хотя Талмуд потом отвергает это мнение (Талмуд, Мегила 15а).

12. Какое имя попадается в Мегилат Эстер больше всего?

Имя Мордехай появляется в Мегиле 58 раз, Эстер – 55 а Аман – 54 (кстати поэтому Нусах ГР”А во вставке к молитве в Пурим åäùáåú ìå àú  âîåìå òì øàùå

вместо  åäùáåú ìå âîåìå áøàùå чтобы всего было 54 слова).

13. Почему у некоторых обычай писать Мегилу в 11 строчек?

Чтобы написать повешенных сыновей Амана в отдельной колонке.

14. Какой самый длинный стих в Мегиле?

Самый длинный стих в Мегилат Эстер - 8:9, и это самый длинный стих по количеству слов во всем Танахе (43 слова).

15. Какие буквы в Мегиле большие, а какие маленькие?

Буквы æ, ù, ú в списке десяти повешенных сыновей Амана маленькие (как год, когда были повешены 10 нацистских преступников), а буквы ú (в конце книги) и ç в начале – большие (как год погромов Хмельницкого). Также буква Вав в списке повешенных сыновей Амана необычной формы (хотя неочевидно, что она просто большая, см. комментарии к Талмуду, Мегила 16б и Мишна Берура 691:18; может быть, она подсказывает тысячелетие Нюренбергского процесса).

16. Есть мнения в Талмуде, что Мегилу читают не сначала. А с какого места тогда читать и почему?

Кроме мнения, что читают всю Мегилу, в Талмуде есть еще три мнения. Самое короткое чтение, по мнению Р. Шимона, который считает, что нужно только читать о самом чуде начиная со стиха 6:1. Мы же читаем всю Мегилу, и на самом деле, Всевышний заранее приготовил множество чудес, чтобы спасти свой народ.