Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главам Матот-Массей.

 

1. В чем разница между хафарат недарим и хатарат недарим?

 

Хафарат недарим - это право мужа отменять некоторые клятвы жены, или отца отменять клятвы дочери. Для этого не требуется, чтобы жена или дочь сами пожалели о клятве. Именно о Хафарат недарим идет речь в начале нашей главы. Хатарат недарим - это аннулирование с помощью мудрецов тех клятв, о которых впоследствии пожалел поклявшийся. Тора открыто нигде не упоминает хатарат недарим.

 

2. С какого и по какой возраст отец может отменять клятвы дочери и какие именно клятвы дочки отец может отменять?

 

Обычно разрешается отменять клятвы дочери с 11 лет до 12 с половиной лет. Существует диспут о том, какие клятвы отец имеет право отменять (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 234:58)

 

3. В нашей главе (31:23) подсказано окунание нееврейской посуды, если она сделана из металла. Тем не менее, по некоторым мнениям, окунание новой посуды не является законом Торы. Почему?

 

Возможно, что в нашей главе речь идет о кошеровании посуды, а также об очищении посуды от нечистоты мертвеца, и мей нида - это не вода миквы, в которую окунали посуду, а вода с пеплом красной коровы, которую прыскали на эту посуду.

 

4. А окунание посуды из какого материала является по всем мнениям только законом раввинов?

 

Раввины установили окунать также посуду из стекла. (Некоторые предполагают, что и металлическая посуда из других металлов, не упомянутых в нашей главе, тоже требует окунания только по закону раввинов).

 

5. Где примерно проходят северные и южные Библейские границы Израиля по сравнению с современным Израилем?

 

И северная и южная граница проходили севернее, чем сегодняшние границы Израиля. Получается, что современное государство Израиль имеет большие территории на юге, но меньшие на севере, чем Библейская Святая Земля.

 

6. В каких случаях гоэл адам (кровный мститель) имел право убить убийцу?

 

Если случайный убийца вышел из города убежища. Также, если смерть произошла в случае халатности (по-английски это называется manslaughter), то город убежище не спасал убийцу, и по некоторым мнениям родственник убитого (гоэл адам) мог его убить (см. Ритва, Макот 10б, Цафнат Панеах, Макот 11б, см. подробнее в источниках указанных в Рамбаме издания Франклина, Роцеах Ушмират Анефеш, 6:4).

 

7. Почему половина колена Менаше тоже получила часть территории с востока от Иордана? Ведь они не были упомянуты вместе с детьми Гада и Рувена, которые пришли к Моше и попросили чтобы им дали эти территории.

 

Согласно Рамбану, когда Моше увидел, что территории с востока от Иордана слишком велики для двух колен, он предложил и другим коленам взять часть оставшейся территории, на что согласилась часть колена Менаше.

 

 

 

Вопросы по Халахе (законы трех недель траура Бен Амецарим):

 

8. С какого возраста детям нужно поститься Девятого Ава?

 

Только с бар мицвы и бат мицвы.

 

9. Нужно ли детям делать Авдалу перед едой Девятого Ава?

 

Есть диспут на этот счет и обычай похоже, что дети ее не делают.

 

10. Если человек болен и не постится, нужно ли ему перед едой делать Авдалу Девятого Ава?

 

Есть разные мнения, но халаха следует мнениям, что следует сделать Авдалу (но желательно не пить самому а дать выпить ребенку, или сделать Авдалу не на вино, а на другой напиток хамар медина, или, хотя бы на виноградный сок).

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Главы Матот и Массей обычно читают вместе. А когда их читают отдельно?

 

Вне Земли Израиля, Матот и Массей читают отдельно только в годы, когда есть два Адара и Рош Ашана попадает на четверг. А в Израиле, и в этом году Матот и Массей читают отдельно, т.к. у них было только 7 дней Песаха, и в Шаббат на восьмой день, они уже читали обычную главу Торы, и все эти недели перегоняли диаспору на одну главу.

 

12. Талмуд говорит, что всем нужно читать дважды каждую недельную главу с арамейским переводом и даже атарот ведивон (32:3 стих из нашей главы). В чем особенность этого стиха, что Талмуду нужно подчеркнуть, что даже его следует читать?

 

Есть мнение, что у этих стихов не было арамейского перевода, т.к. эти названия городов имена собственные, и их читали трижды на иврите. Или, наоборот подчёркивается, что в отличие от других имен собственных, у этих названий городов существует перевод на Арамейский.

 

13. В нашей главе (32:42) - единственное место в Пятикнижие, где слова ла (ее) написано без мапик (точки) в букве Хей. А где еще в Танахе ла написано без мапик и почему?

 

В Зехарии (5:11) и Рут (2:14). О причинах на эти исключения из правил, см. Рамбан от имени Рут Рабба (5:5).

 

 

 

Предыдущая глава