Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Лех Леха.

 

1. В нашей главе описывается, что сначала Аврам прошел по земле до «места Шхема, до Элон-Море» (12:6), а позже сказано, что он «пришел и поселился в Элоне Мамре, что в Хевроне» (13:18). Есть ли какая-то связь между «Элон-Море» и «Элоне Мамре»?

 

«Элон-Море» и «Элоне Мамре» - это совсем разные места. Элон Море намного севернее, около Шхема, а Элоне Мамре в районе Хеврона. Вообще в старые времена нередко ориентиром служили огромные древние деревья, как в данном случае терпентинное дерево («элон»).

 

2. «И услышал Аврам, что взят в плен его брат, и снарядил он питомцев своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана» (14:14). Как может Тора называть это место «Дан», если потомки Дана еще во время написания Торы там не поселились?

 

Некоторые считают, что Тора здесь использует название, которое будет дано этому месту в будущем (Радак). Другое объяснение: здесь мы имеем дело с одним из многих случаев, когда последняя буква предыдущего слова является также первой буквой следующего слова и при написании пропускается (см. также Рашбам и Рамбан, Берешит 36:12, ГР”А к Йехошуа 13:7, ГР”А и Радак к Дивре Аямим 1:1:36, что подобное верно и для целых слов). Получается, что слова עַד דָּן (до Дана) нужно читать, как будто написано עַד דְדָן, «он преследовал до Дэдана» - так называлось место, где жили какие-то из потомков Куша, см. Берешит 10:7 (Р. Борух Эпштейн, «Тора Темима»). Или имеется в виду Дэдан из потомков Кетуры (Р. Реувен Маргулиус, «Амикра Веамесора», 20). Тоже самое можно сказать про стих в Деварим 34:1 (עד דן –> עד דדן). Также возможно, дети Якова начали делить землю Израиле еще до изгнания в Египет, и территории на севере с самого начала предназначались Дану, но позже, когда освободились места от колен, поселившихся к востоку от Иордана, потомки Дана получили также территории в центре (профессор Йехуда Элицур). «Конечно, возможно также, что место с названием Дан существовало во время Торы и не имеет отношение к той территории, где позже жило колено Дана.»

 

3. «И сказал Аврам царю Сдома: Воздеваю руку мою к Господу … если возьму из всего, что твое от нитки и до ремня обувного» (14:22-23). Некоторые из наших мудрецов считают, что Всевышний вознаградил потомков Авраама за эти слова определенными заповедями. Какими?

 

Согласно Талмуду (Сота 17а, Хулин 89а), это Цицит (нитки) и Тефилин (ремни). А в Мидраш Рабба (43:9) приводится мнение, что это мицвы Цицит и Халицы (снимание ботинка брата умершего его вдовой). Другой Мидраш (Танхума, Лех Леха, 13) приводит, что также мицву Пасхальной жертвы, мы получили за слова «обувного» (т.к. первая Пасхальная жертва приносилась людьми «одетыми и обутыми», готовыми к Исходу).

 

4. А какое правило ввел здесь Авраам, которое позже подтвердил Давид?

 

Авраам дал своим союзникам (Анеру, Эшколю, и Мамре) часть добычи, хотя они не участвовали в самих сражениях, а только охраняли вещи в тылу, и также поступил Давид (Шмуэль 1:30:22-25, см. Берешит Рабба 43:9, см. также Бемидбар 31:27).

 

5. Кто такой «Дамесек Элиэзер»?

 

Некоторые объясняют, что у него было два имени, сначала «Дамесек», а потом Авраам ему добавил имя Элиэзер. Другие считают, что эти слова нужно переводить «Элиэзер из Дамаска». Похоже, он был усыновлён Авраамом, и если бы у Авраама позже не родились дети, Элиэзер был бы его наследником. (Возможно также, что «Дамесек» здесь – это титул или положение Элиэзера в доме Авраама).

 

6. «И нарек Аврам имя сыну своему, которого родила Агарь, Ишмаэль» (16:15). Откуда Авраам знал, что ангел сказал Агарь, что так следует назвать ее сына (см. стих 16:11)?

 

Самое простое объяснение, что Агарь сообщила ему о том, что ей сказал ангел (Рамбан).

 

7. В каком порядке Авраам обрезал себя и своих домочадцев?

 

Согласно Рамбану, он сначала обрезал всех остальных, а потом себя, или разные люди помогали ему сделать обрезание всех сотен его мужчин. Но в Талмуде говориться, что для обрезания других, нужно быть обрезанным самому (Авода Зара 27а, см. Йоре Деа 264:1). (Согласно Рамбану, т.к. Авраам после собственного обрезания был бы слишком слаб, чтобы обрезать других, а оттягивать исполнение заповеди он не хотел, видимо у него не было другого выхода, кроме как обрезать других, когда он сам еще не обрезан).

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Что делать если зазвонил мобильный телефон во время Шмоне Эсре?

 

Вообще-то не следует держать телефон включенным во время молитвы. Но если человек забыл выключить и когда он молится с общиной телефон зазвонил, он должен как можно скорее отключить звук. Хотя молящемуся приходиться для этого прерывать молитву, он не может оставить телефон звенеть и мешать всем остальным.

 

9. Если начали говорить Кедушу, а человек все еще не закончил Шмоне Эсре, как поступить?

 

Нужно молчать и слушать внимательно.

 

10. Если человек заранее знает, что он молиться медленнее, чем Хазан, и если начнет со всеми, то не успеет за ними, как поступить?

 

Следует рассчитать так, чтобы начать со всеми Шмоне Эсре. Поэтому если он молится медленно, пусть начнет Песуке Дезимра и даже Шма раньше остальных, чтобы подоспеть к Шмоне Эсре вместе с Хазаном.

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Одно из географических названий в нашей главе пишется как два слова. Но во время Талмуда был диспут, писать ли его как два слова или как одно. Какое это название?

 

Бет-Эль (Масехет Софрим 5:10).

 

12. «И был спор (ריב) между пастухами Авраама и пастухами Лота» (13:7). А как слово «Рив» пишется согласно Зоару?

 

Согласно Зоару (1:84а) это слово без йода (רב).

 

13. Имя «Кедарлаомер» (כדרלעמר) в наших свитках пишется как одно слово. А как его следует писать согласно Талмуду?

 

Как два слова (Хулин 65а, см. также Питхе Тшува, Йоре Деа 275:8, Бет Шмуэль, Эвен Аэзер, общие принципы написания имен для Гета, ГР”А, Эвен Аэзер 129:51-53, что это один из примеров, когда наша Месора противоречит Талмуду).

 

Предыдущая глава