Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Корах.

 

1. Почему наша глава начинается со слов «и взял Корах». Что именно он взял?

 

Есть много ответов на этот вопрос. Возможно, он взял с собой людей. Или его «взяло» его сердце. Или имеется в виду, что он отделился от общины.

 

2. Когда произошли события нашей главы?

 

На этот счет есть диспут. Некоторые считают, что это произошло раньше, еще когда были установлены еврейские лагеря около горы Синай, и Корах не был выбран лидером колена Леви (вместо него был выбран Элицафан бен Узиэль). Возможно, что последняя часть главы Шелах (история про ломающего Шабат) произошла тогда же, (и может быть тогда еще была дана заповедь про цицит). Но по большинству мнений глава Корах написана по порядку. Только после греха с разведчиками, когда народ был разочарован и обижен на Моше, которому не удалось получить полное прощение, Корах почувствовал благодатную почву для бунта.

 

3. Почему к компании Кораха присоединились Датан и Авирам?

 

Во-первых, они происходили из первенца Рувена, и считали, что им причитаются очевидные привилегии. Вдобавок возможно у Датана и Авирама были свои счеты с Моше, см. следующий вопрос.

 

4. Где до этого упоминались в Торе Датан и Авирам?

 

Нигде. Но есть мидраши Хазаль, что именно их разнимал Моше еще в Египте (см. Шемот 2:13). Вдобавок согласно Хазал именно они попытались собирать Ман в Шабат (см. Шемот 16:27).

 

5. Почему Тора позже не упоминает Она бен Пелета, который был в компании Датана и Авирама?

 

Вполне возможно, что его не надо было снова упоминать, т.к. он не был главным из зачинщиков бунта. Но Хазаль считают, что он на самом деле позже не участвовал в споре с Моше, т.к. его спасла его мудрая жена.

 

6. Какую мицву Тора напишет в последствии в связи с этим эпизодом.

 

Тора (Бемидбар 17:5) говорит: «Не будь как Корах и его компания». Талмуд (Санхедрин 110а) учит, что участники и разжигатели споров ломают этот запрет (см. также предисловие к книге Хафец Хаим, 12-ый запрет, Семаг и Смак считают этот запрет отдельной из 613 заповедей, но Рамбам не считает).

 

7. В чем смысл слов Моше (Бемидбар 16:15) «я не брал у них ни одного осла». Почему здесь упомянут осел?

 

Простой смысл в том, что даже когда Моше ездил ради еврейского народа, он использовал своего осла. (Можно сравнить это с раввином который, даже делая что-то для синагоги, ездит на своем а не служебном автомобиле). Между прочим, в греческих переводах Торы используется перевод слова Хемед (любая приятная вещь) вместо Хамор (в написании слова согласными разница лишь в одной букве - Далет вместо Решь). Талмуд говорит, что причина в том, что иначе читатель мог подумать, что хотя Моше не брал ослов, он мог брать что-то другое. Вполне вероятно, что в манускриптах Прото-Септуагинты (тех свитков, которые использовали переводчики на греческий) действительно было написано Хемед; как мы знаем теперь из древних манускриптов, найденных в Кумране, многие отличия Септуагинты от Масоретского текста основаны на различных манускриптах.

 

8. Почему Моше выбрал такое строгое наказание для бунтовщиков, а не молился Всевышнему, чтобы Он простил их?

 

В данном случае самое лучшее для евреев было наказать бунтовщиков, но пощадить остальной народ. Если бы не быстрое наказание компании Кораха, Всевышний был готов наказать всех евреев, см. также здесь.

 

9. Какое именно наказание получил сам Корах (сожжен молнией или провалился во время землетрясения с Датаном и Авирамом)?

 

Есть диспут на этот счет. Некоторые говорят, что сам Корах получил и то и другое. После удара молнии, его тело вкатилось в воронку от землетрясения.

 

10. В нашей главе (18:18) говорится, что первенца животного приносят в жертву, и его едят коэны, но из Главы Рээ (Деварим 12:17) выглядит, что все евреи могут есть эту жертву. Как объяснить это противоречие?

 

Основное объяснение, что в Рээ Тора обращается к коэнам. Но есть мнение, что были разные типы первенцев (см. Хизкуни Деварим 12:17, мы подробно обсуждаем это на нашем аудио уроке).

 

Вопросы по Халахе:

 

11. Как правильно поступать со скорлупой яиц в Шабат?

 

Самый простой способ, положить с краю тарелочки кусок хлеба или какой-то другой пищи, и потом уже класть скорлупу на эту тарелку. Тогда после этого тарелка не будет мукце и ее можно будет убрать.

 

12. Как правильно солить салат в Шабат?

 

Наиболее простой вариант: перемешать соль с растительным маслом.

 

13. Можно ли делать мыльные пузыри в Шабат?

 

Взрослым лучше не делать, но детям можно разрешить.

 

14. Можно ли заводить игрушку с пружиной?

 

Некоторые разрешают (если игрушка не делает шума - музыки и т.п.)

 

15. Можно ли собирать кубик «Рубика» или играть в «игру 15» (переставляя цифры в нужном порядке)?

 

Да.

 

16. Можно ли играть в «Монополию»?

 

Лучше избегать игры, основанные на бизнесе и деньгах (пусть даже ненастоящих).

 

17. Можно ли детям лепить из пластилина в Шабат?

 

Нет.

 

18. Если человек ест во дворе, с чем нужно быть осторожным?

 

Разумеется, речь идет о дворе, где можно носить в Шабат. Тогда, если двор не заасфальтирован, то нельзя лить воду на землю, и нельзя бросать туда косточки и все то, что может вырасти.

 

 

Предыдущая глава