Лерефуа Шлема шель Раиса Бат Соня и Михаил бен Рахиль.

 

 

1. Когда были даны инструкции начала нашей главы, что перепись населения проводится с помощью монет?

 

Существует диспут, была ли эта мицва дана, пока Моше был на горе Синай в первый раз, или позже, уже после греха золотого тельца.

 

2. Почему нельзя считать евреев напрямую?

 

Одно из объяснений связано с тем, что сила еврейского народа в его единстве, но когда приходится считать каждого в отдельности, то это делается не напрямую.

 

3. Тора говорит, что шекель имеет вес в 20 гера, а гера была равна арамейской монете маа (Таргум). Почему же тогда Талмуд сообщает, что Библейский шекель равен 24 маа (Кидушин 11)?

 

Позже к весу шекеля прибавили 1/6 (см. Раши).

 

4. Почему в Храме Коэны мыли и руки и ноги, а мы моем перед молитвой только руки?

 

Потому, что коэны ходили босиком. Заметим, что если между ногами и полом храма была преграда (хацица) то служба не засчитывалась, и поэтому тоже ноги должны были быть чистыми.

 

5. Наши Раввины учат, что в смесь воскурения входило 11 ингредиентов. А сколько из них упомянуты в Торе?

 

Четыре. Они включали основной состав Кеторет (280 из 368 манэ т.е. примерно 76%).

 

6. Почему главными архитекторами были выбраны один человек из колена Йехуды, а другой из Дана?

 

Даже самое неважное из колен (Дан) может достичь любых высот, если заслужит. Вдобавок возможно именно колено Дана обладало особенным талантом по отношению к строительству, и поэтому Шломо тоже выбрал управляющего для строительства Храма из Дана. Вдобавок вероятно, что для строительства Мишкана нужно было и знание духовного (Торы и Кабалы), и практическая сноровка. Видимо Охалиав из Дана был знатоком физической части строительства, а Бецалель из Йехуды был именно специалистом по духовной части, недаром его имя означает В тени Всевышнего. Согласно Талмуду он знал как использовать Святые буквы, которыми был создан мир.

 

7. После греха золотого тельца Всевышний выбрал колено Леви вместо первенцев. Почему же уже в главе Бо, Тора говорила о выкупе первенцев, задолго до эпизода с золотым тельцом?

 

См. в наших комментариях к этой главе.

 

8. Когда Всевышний простил наш народ, Он сообщил Моше о тринадцати принципах Своего милосердия. А откуда мы учим, что этих принципов именно 13?

 

На самом деле Тора не пишет, сколько упомянуто принципов милосердия, и число 13 это традиция Хазаль, подробнее см. наши слова к Йом Кипуру

 

9. Чем отличался текст вторых скрижалей от первых?

 

Мнение Талмуда, что текст написанный на вторых скрижалях, это текст Десяти Заповедей в Главе Ваэтханан. Но по многим мнениям текст первых и вторых скрижалей был одинаковым.

 

10. Почему в конце главы Тора упоминает сначала Песах, потом Шабат, а потом Шавуот и Суккот (в смысле, почему Шабат упомянут между праздников)?

 

Одно из объяснений: в этом порядке наш народ получил эти заповеди: сначала Песах, потом Шабат, потом остальные праздники. Вдобавок сразу после Песах праздника весны, упоминается о запретах в Шабат делать работы связанные с урожаем.

 

Перейти к предыдущей главе