Вопрос:

 

В этой главе мы читаем о еврейском военном лагере. Тора говорит нам избегать на войне любые нарушения, включая неприличные мысли и дурную речь[1]. Сам лагерь должен был сохраняться в полностью чистом и опрятном состоянии. Талмуд[2] учит много законов из этих стихов, и они относятся к нам и сегодня. В чем значимость этих заповедей, и если они применимы всегда, почему тогда они упомянуты в отношении именно к военному лагерю?

 

Ответ.

 

Известно, что часто Тора использует конкретный пример, не исключая общий случай[3]. Обычно ситуация в военном лагере такая, что солдаты не очень осторожны относительно соблюдения мицвот[4]. Некоторые из причин могут быть в том, что, думая, что все равно скоро умрут, они пытаются пока насладиться этим миром настолько, насколько могут. Другая возможность состоит в том, что территория врага часто кажется местом для легкой выгоды (грабежа, убийства, насилия и т.д.). Даже праведники, попадая в такую окружающую среду, могут оказаться под влиянием других и испортиться. Группа солдат в свободное время могут заниматься обсуждением женщин, и слушающий поддается плохому влиянию[5].

 

Поэтому для Торы так важно установить еврейский армейский лагерь, отличный от всех других лагерей. Ему дается специальный статус большой святости с Б-жественным Присутствием[6], находящимся там. И обычные запреты Торы подчеркиваются по отношению к армейскому лагерю, и дополнительные запреты применяются к нему. Тора говорит нам:

 

Когда Вы выйдите лагерем против ваших врагов, сохраняйте себя от любой всего нехорошего. Если есть среди вас человек, который не чист из-за ночного извержения, то он должен выйти из лагеря и оставаться снаружи. К вечеру, он должен окунуться в воде и когда солнце зайдет, он может войти в лагерь снова. Вы должны также иметь место вне лагеря, где вы выходите [в туалет]. И вы должны иметь лопатку[7] среди вашего оружия[8], и когда вы сходите, вы закопаете ей ваши экскременты. Потому, что Всевышний ваш Б-г идет среди вашего лагеря, чтобы спасти вас, и дать ваших врагов в руки вам, поэтому ваш лагерь должен быть святым, чтобы Он не увидел никакой наготы у вас, иначе Он отвернется от вас. (Деварим 23:10-15)

 

Много заповедей учится из этих стихов. Некоторые применяются только к самым святым местам, как область Храма и армейский лагерь. Например, человеку, у которого вышло семя, нельзя заходить на Храмовую гору или в армейский лагерь. Даже после того, как он окунается в микве или озере, он должен ждать, пока не закончится день и только тогда он заходит в эти святые места[9]. Другие заповеди относятся к нам ежедневно. Например, закон, что голому человеку, или человеку, перед которым находится кто-то раздетый, не разрешается говорить слова Торы, благословения или молитвы[10]; закон, что запрещается даже думать о Торе в туалете или перед экскрементами; запрет иметь неприличные мысли о женщинах[11]. 

 

Известно, что, ради сохранения равновесия свободы выбора, Создатель установил, чтобы дурное наклонение было пропорциональной хорошему. В конце дней перед приходом Машиаха, нам предсказано, что поколение будет иметь доступ к изобилию физических удовольствий[12]. В наше время мы получили удобства, которые могут даже быть сравнимы с тем, что обещалось, когда Машиах[13] придет. При таких условиях должно быть весьма легко соблюдать мицвы. Все главные причины несоблюдения, кажется, пропали. Некоторые евреи в течение истории переходили в другие религии под угрозой смерти или под большим давлением. Время от времени люди не соблюдали заповеди должным образом из-за финансовых причин. В ранней американской истории, некоторые евреи начали нарушать Шаббат, когда они не могли найти работу, которая позволила им отдыхать в этот день. Они видели свою голодающую семью и думали, что у них нет другого выхода.

 

Эти трудные времена прошли. Сегодня, ортодоксальный еврей может работать почти в любой области. Дискриминация во многих странах минимальна или не существует. Даже те, кто не имеет работы, едва ли живут в бедности. Многие из американских, канадских, британских и немецких безработных евреев, получают достаточную помощь от правительства, что они даже могут позволить себе мобильные телефоны и поездки заграницу. Если бы не было дано достаточной силы "нечистой стороне", почти все уже соблюдали бы заповеди. Чтобы сохранить равновесие, Всевышний также дал наибольшую в истории силу подстрекания самому большому из всех влечений. С изобретением Интернета, множество праведных людей были пойманы в ловушку и увлеклись худшей грязью, которую этот мир может предложить. Сломанные семьи, неудавшиеся карьеры, больные люди – это только некоторые из результатов всего десяти лет Интернета, проникающего в наши дома. Можем ли мы сделать что-нибудь, чтобы спасти себя от этой проказы? Очевидно, Всевышний никогда не посылает испытание, которое не может быть преодолено. Есть методы, которые могут помочь нам, и некоторые из них описаны в приложении к этой статье[14]. Сам факт, что сила подстрекания для плохого является настолько сильной, - самый большой признак, что приближаются времена Машиаха[15]. И да сможем все мы выдержать это испытание и дожить до времен, когда ецер ара будет удалено, и Интернет станет инструментом для распространения праведности и истинного знания.

 

Приложение.

 

В общем, главная опасность неограниченного доступа к Интернету в том, что даже праведник, который абсолютно не планировал использовать компьютер для чего-либо запрещенного Торой, может стать новым человеком в очень короткий срок. Это обычно начинается с ошибки[16], которая постепенно переходит в постоянное нарушение строжайших запретов[17]. Человек увлекается поисками грязного материала[18], становясь "мумар лидвар эхад" - тем, который постоянно нарушает какую-то заповедь[19].

 

Ясно, что тому, кто не пробует сделать Тшуву, ничто не может помочь. В этом случае даже отключение Интернета не решает проблему, поскольку есть большое количество подобных материалов и в соседнем журнальном ларьке. Наши слова практического совета направлены к тем, кто не падал в западню, но хотел бы установить некоторые дополнительные защиты, и к тем, кто уже падал, но хочет вернуться и сделать дополнительные заборы вокруг запрета, чтобы не упасть снова. То, что можно посоветовать, делает Интернет не более опасным, чем существование баров, клубов, журнальных киосков, кинотеатров и т.д. Эти места вообще не затрагивают 95% ортодоксальных евреев, и большинство из нас постыдилось бы входить в такие места. Доступ в Интернет может также быть сделан относительно безопасным, так, чтобы было почти невозможным получить доступ на запрещенные сайты.

 

Самый простой и наиболее принятый совет – это не использовать компьютер, если кто-то еще не наблюдает. Даже если тот человек не постоянно смотрит за плечами, но заходит время от времени, не давая достаточно времени, чтобы скрыть экран, этого достаточно[20]. Поэтому предпочтительно установить компьютер в комнате, где много активности, с экраном в сторону входа. Другая возможность состоит в том, чтобы установить одну из программ, которые следят за всеми посещаемыми сайтами, и сделать так, чтобы кто-то другой выбрал пароль к регистрации, и регулярно проверял список посещенных сайтов. Существуют много таких программ, и некоторые из них бесплатны, включая защиту K9, которая может быть загружена с: http://www.k9webprotection.com/. Те, кто только используют только Майкрософтовский браузер могут сделать так, чтобы у них был доступ только к определенному списку сайтов, используя tools / internet options / content. Кто-то выбирает пароль, который они не знают, и разрешают только доступ необходимым сайтам без пароля. Наконец, существуют некоторые фильтры, включая бесплатные. Ни один не надежен на 100%, но они весьма полезны для большинства людей, которые, не стараются обмануть программу, которую они устанавливали. Да поможет нам Всевышний в нашей работе, чтобы мы и наши семьи никогда не упали в бездонную пропасть.

 

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 

 

 



[1] См. Талмуд, Кетубот 46а, Авода Зара 20а, Сифри, Ки Теце 44.

 

[2]  Брахот 25а.

 

[3]  См. наши слова к главе Мишпатим относительно заповеди Торы, не готовить детеныша в молоке матери.

 

[4] См. Рамбан, Деварим 23:10.

 

[5] Действительно много религиозных евреев полностью ушли от Торы после службы в израильской армии.

 

[6]  Статус армейского лагеря сравним со статусом территории Храма. Заметим, что согласно некоторым мнениям один из святых ковчегов несли с армейским лагерем (см. Йерушалми, Шекалим 24б).

 

[7]  Даже во время опасности, Тора приказывает солдату нести инструмент в дополнение к его оружию, чтобы наш лагерь был чист (см. письма от Рабейну Вайсманделя, письмо 79, для дополнительного обсуждения).   

 

[8] Интересно, что Тора использует слово "Азэнэха" для оружия. Это слово также значит "ухо". Тора подсказывает, что тот, кто слышит неподобающее, должен заткнуть ужи пальцами (Талмуд, Кетубот 5а).

 

[9] Таким образом, солдат будет осторожен, чтобы не думать о женщинах, иначе ему придется проводить много времени одному вне лагеря.

 

[10] Есть некоторые различия относительно этого закона в зависимости от пола человека, который хочет сказать благословение и пола раздетого человека перед ним, (например, мужчина не может произносить благословения даже перед частично неодетой женщиной, но может, перед частично раздетым мужчиной). Во всех случаях, если человек сам или тот, кто перед ним полностью раздеты, запрет, произносить слова Торы, имеет библейское происхождение, как подсказано в этих стихах. Заметим, что женщина произносит благословение в микве, когда она не одета, так как ее тело находится под водой и она не смотрит вниз, когда произносит благословение. Большинство женщин, кроме этого, обнимают себя руками, чтобы отделить верхнюю часть туловища от нижнего (см. Шах к Йоре Деа 200:1 и Таз 200:3).

 

[11] Этот запрет имеет библейское происхождение, даже если нет запрета жениться на женщине, о которой он думает, т.е. она незамужняя еврейка, и не его близкая родственница (см. Баш, Эвен Аэзер 21:2). Женщина, также не должна думать неприличные мысли о мужчинах. Однако, так как женщины не так легко возбуждаются, есть некоторые различия в законах: женщина может слышать пение мужчины, и она может видеть мужскую секцию синагоги, в то время как мужчина не может слушать пение запрещенной женщины, и мужчины не видят женскую секцию синагоги.

 

[12]  См. Талмуд, Сота 49б, и Раши там.

 

[13] Согласно мнению, что открытые чудеса не будут случаться, когда придет Машиах, многие из предсказаний относительно той утопической эры, осуществляются в наше время, (см. также наши слова в конце главы Деварим относительно двух Машиахов).

 

[14] В последние несколько лет также было много статей, в религиозной еврейской прессе, как Мишпаха, Джуиш Обзервер и т.д. Помимо совета защиты, предлагаемого в этих публикациях, существует и более радикальный подход, продвинутый главным образом венгерскими Хасидами, и некоторыми ведущими Ешивами (включая Лейквуд). Согласно этому подходу, Интернет почти полностью запрещают для домашнего пользования. Действительно, кто знает, были ли мудрецы Талмуда живы сегодня, установили ли бы они ритуальную нечистоту компьютеру, как они сделали с объектами идолопоклонства. Тогда компьютерная "мышка" фактически была бы эквивалентной реальной мертвой мыши, и любой касающийся ее становился бы ритуально нечистым …

 

[15]  См. Синедрион 98b. Хафец Хаим предлагал следующую притчу: когда два человека борются, и один готов победить, другой собирает всю его остающуюся силу. Также, сила зла, которая знает, что как только придет Машиах, она перестанет существовать, пробует теперь всеми силами увести людей (см. письма Рава Элханана Васермана).

 

[16] Наши мудрецы назвали бы это: "начало было по ошибке, но в конце, это было преднамеренно". Большинство людей начали, нажав не туда на веб-странице или в электронной почте, или неправильно напечатав слово в браузере, попали в полностью неприличный сайт.

 

[17] См. Талмуд, Авода Зара 17а: "… он столь увлекался запрещенными отношениями, что это было подобно ереси …" Вообще, эту навязчивую идею нужно счесть реальной болезнью, подобной наркомании.

 

[18]  Даже при том, что немного людей могут полностью избежать запрещенные мысли (см. Талмуд, Бава Батра 164б, см. Тосафот Авода Зара 20б), есть очевидное различие между тем, кто случайно увидел что-то неподобающее, или имел плохую мысль, и тем, кто занимает себя поисками запрещенных "удовольствий".

 

[19] См. Рамбам, Законы Раскаяния 3:9. Отметьте, что хотя запрет рассматривания запрещенных картинок ломается обычно мужчинами, есть множество запретов, которые нарушают также женщины. Общий пример – это различные группы общения (чата), часто способствующие формированию интимных отношений с другими людьми. К настоящему времени есть сотни случаев семей, которые сломались из-за использования Интернета мужчиной или женщиной. Помимо всего этого, на Интернете есть много несоответствующего материала для Ортодоксального еврея. Один из общих примеров: неправильная и фальсифицированная информация, которая представлена как энциклопедическое знание. Часто, плохо осведомленный человек, видит аргументы против Торы, которые кажутся весьма убедительными, и его вера может ослабиться.

 

 

[20] См. Шулхан Арух, Йоре Деа 118:10 для подобных законов относительно наблюдения за производством пищи. Стеснение - это прекрасный подарок Всевышнего, если правильно использовать это качество. Некоторые удивляются и спрашивают: "Почему человек больше боится, что в момент греха его увидят другие люди, чем тот факт, что его видит сам Творец?" Причина возможно в том, что многие в момент греха надеются раскаяться перед Всевышним, но стыд перед другими невозможно предотвратить. Так было всегда, даже великий мудрец Рабан Йоханан бен Закай благословил своих учеников, чтобы они боялись Всевышнего также, как они боятся других людей (Брахот 28б)! Праведный Рав Амрам Хасида спас себя от греха тем, что позвал людей среди ночи, чтобы перед ними он уже не мог сделать запрещенное. (Кидушин 81а, см. также Нефеш Ахаим, конец третьей части).