Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Ки Теце.

 

1. В нашей главе (21:22) упоминается повешенный преступник. О чем же идет речь, ведь согласно Хазаль повешение не входило в один из видов смерти, которыми наказывали за какие-либо нарушения?

 

Как видно из контекста, речь идет о вешании уже мертвого тела. Хазал спорят о том, к какому именно преступнику относится этот закон, и по большинству мнений это относится только к идолопоклоннику или тому, кто проклял Творца. Что же касается четырех видов смерти, которыми наказывали преступников, Мишна и Талмуд действительно не включают повешение в один из них, но похоже насчет этого был диспут, и Таргум к Рут (1:17) сохранил традицию, что повешение - это один из видов наказаний смертью.

 

2. А какая заповедь, относящаяся к нам сегодня, учится из этого отрывка?

 

Общая заповедь хоронить мертвого не оттягивая (предпочтительно в день смерти). Тем не менее, есть диспут, относится ли эта заповедь из Торы к обычному умершему (на аудио уроке к этой главе мы обсуждаем это подробно).

 

3. Какой смысл в заповеди отогнать птицу от птенцов и не забирать ее вместе с птенцами? Разве это не жестокость - забрать детей у матери?

 

Одно из объяснений: если бы не материнский инстинкт, нам бы не удалось поймать птицу. Единственное, почему мы можем ее взять - это потому, что она пытается защитить детей. Тора не хочет, чтобы мы воспользовались этим, говоря цинично: «Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным».

 

4. Где в нашей главе описана заповедь, из которой вытекает, например, что нужно пристегнуть ремни, когда едешь в машине, или, скажем, проверять чтобы «пожарные извещатели» (датчики огня) и огнетушители были в рабочем состоянии, или например, чтобы дом соответствовал правилам безопасности, имел аварийный выход и т.п.

 

Тора заповедует построить забор вокруг крыши. Отсюда, в общем, учится, что всегда следует избегать любую опасность (см. Хошен Мишпат 427:8-10).

 

5. «И будет твой лагерь святым» (23:15). Речь идет об армейском лагере, в котором не должны валяться экскременты. Тем не менее, отсюда учится и закон, относящийся к каждому из нас. Какой?

 

Отсюда учатся законы о местах, где нельзя молиться и произносить благословения. Например, нельзя молиться рядом с чем-то, что плохо пахнет (и это относится даже к человеку, лишенному обоняния).

 

6. «Когда придешь ты в виноградник своего друга, можешь есть до сыта, но с собой не забирай» (23:25). Если принимать эту заповедь буквально - это же грабеж! Когда же относится эта заповедь?

 

Согласно Хазаль, речь идет о работнике, которому разрешено есть во время работы из того, над чем он работает.

 

7. Тора описывает в нашей главе (24:1) о том, что разводятся с помощью разводного письма – «сефер критут». А каким образом по Торе можно жениться и в чем разница между Кидушином и Хупой?

 

Тора говорит: «когда возьмет человек жену», и из слова возьмет учится один из основных способов Кидушина (дословно «посвящения» [в жены]). Нужно что-то дать женщине, например, кольцо, сказав при этом, что хочешь «посвятить» ее в жены. Это связано с тем, что слово взять используется Торой при покупке Авраамом поля Эфрона, когда он сказал: возьми это серебро. (Существуют и другие способы Кидушина, но они обычно не практикуются). С помощью Кидушина, женщина становится невестой, и теперь уже не может выйти замуж за другого, но еврейский обряд бракосочетания завершается только после Хупы, когда муж символически вводит жену в свой «дом» (под балдахин, называемый Хупой).

 

8. Почему мы сегодня называем разводное письмо словом «гет»?

 

Гет - это арамейское слово. Также Этрог (на Иврите плод «Хадар»), Тефилин (на Иврите «Тотафот») - это арамейские слова, которые стали нам более привычны, чем слова Иврита. Иногда наш язык использует даже греческие слова, например Санедрион (на Иврите «Бет Дин Агадол»). Что касается этимологии слова «гет», возможно оно происходит из аккадского языка. Вообще во время Хазал слово «гет» значило любую деловую бумагу, как и слово «гитту» по-аккадски значит документ.

 

9. В чем смысл заповеди (24:4) не жениться снова на женщине, с которой развелся, если она успела побывать замужем за другим после развода?

 

Если бы не этот запрет, то можно было бы найти множество способов легализовать аморальное поведение. Например, двое могли бы на время поменяться женами, фиктивно разведясь на одну ночь, и потом пожениться снова. Или скажем, если богатому человеку понравилась какая-то женщина, он мог бы заплатить ее мужу, чтобы тот развелся с ней на один день или на неделю, а потом тот смог бы жениться на ней снова. Также существовала бы и обратная возможность: бедный человек, который отпускает свою жену заработать для семьи тем, что разводится с ней на время, и предлагает богатым временно жениться на ней (см. наши комментарии здесь для других примеров).

 

 

10. Какой смысл в заповедях Йибума и Халицы (25:5-10)?

 

Согласно Кабале, смысл Йибума - вернуть душу брата, умершего бездетным, назад в семью через его бывшую жену и брата. Если же брат не хочет сделать Йибум, делают Халицу, чтобы отпустить эту душу (и она будет искать другие воплощения, см. также здесь).

 

Вопросы о Слихот.

 

11. Если пока человек читал слиху, посланник общины уже закончил ее и теперь говорит 13 принципов милосердия, следует ли прерваться и ответить на них?

 

Да. В каком-то смысле это одно из главных частей слихот, а если он сейчас не скажет, он уже не сможет когда дойдет до 13 принципов милосердия, сказать их без миньяна.

 

12. Если в синагоге молятся разные миньяны, и человек слышит, что в соседнем миньяне говорят 13 принципов милосердия, обязан ли он ответить с ними?

 

Это не обязательно (в особенности, если это его отвлекает).

 

13. Если человек встал поздно и перед работой уже не успевает и помолиться и сказать слихот, что ему делать?

 

Если нет времени и на молитву и на слихот, то конечно говорят только молитву. Если будет возможность, следует потом сказать слихот в течение дня, например, перед минхой.

 

14. Нужно ли женщинам читать слихот?

 

Обычай, что женщины не говорят слихот, но если они хотят, то конечно получат за это награду.

 

15. Нужно ли учить детей читать слихот?

 

Желательно, хотя бы постепенно, если ребенок может. Но рано будить детей не следует.

 

16. Если в комнате нет свитка Торы, говорят ли в конце слихот «нефилат апаим» (дословно «падение лицом» - это псалом, который было принято говорить, падая ниц, а сегодня просто облокотившись; у Сефардим и Хабад - это 25-ый псалом, у остальных - шестой)?

 

Да.

 

17. Если в миньяне присутствует жених, или позже будет обрезание, говорят ли «нефилат апаим»?

 

Если присутствует жених, то нет, а в случае Брит Милы обычно говорят «нефилат апаим», особенно если еще не рассвело, раз день еще не начался.

 

18. Если человек читает слихот медленно, и остальные уже говорят «нефилат апаим», стоит ли ему пропустить остаток и сказать «нефилат апаим» с ними?

 

Да.

 

Предыдущая глава