Еврейский Калейдоскоп. Глава Йитро.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Сколько сыновей Моше пришли с Йитро?

Два.

А были ли у Моше дочки?

Нет (см. Йевамот 61б).

Когда еврейский народ подошел к горе Синай?

В начале Третьего Месяца (Сивана).

Когда евреи услышали Асерет Адиброт (Десять Изречений)?

В Талмуде есть диспут, произошло ли это шестого или седьмого Сивана.

Когда Йитро вернулся на родину в Мидьян?

Есть мнение, что это произошло вскоре после эпизода, описанного в нашей главе, но по другим мнениям это произошло (Бемидбар 10:22) во второй год (см. Ибн Эзра 18:1, см. также подробное обсуждение у Рамбана 18:1).

В нашей главе, в заповеди про Шаббат используется слово «Захор» (помни день Субботний). А какое слово используется в Асерет Адиброт в  главе Ваэтханан?

Шамор (соблюдай).

В нашей главе, в Асерет Адиброт лжесвидетель называется «эд шекер». А как называется лжесвидетель в главе Ваэтханан?

Эд Шав (тщетный свидетель).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какое слово в нашей главе используется по отношению к судьям, а позже Тора называет таким же словом солдат?

Слово «Хаил». Йитро сказал Моше: «А ты усмотри из всего народа людей способных (хаил), боящихся Б-га, мужей правдивых, ненавидящих корысть». Слово «хаил» в данном контексте можно переводить по-разному, Рав Арье Каплан приводит в том числе: «компетентные» (Рав Гирш), «мужчины с лидерскими качествами» (Рамбан), «сильные сердцем» или «уверенные в себе мужчины» (Ралбаг); «люди с инициативой» (МеАм Лоэз). Раши же считает, что имеется в виду «богатые люди», которые не зависят от других (см. также  Рашбам: сильные и богатые люди). Заметим, что Рав Сороцкин (Ознаим Летора) считает, что 4 качества, описанные здесь, относятся к четырем видам судей и блюстителей порядка (шотрим вешофтим), и слово «хаил» относится именно к шотрим (полицейским), ведь полиция должна быть сильной, как и армия. Слово хаил используется также в Книге Рут 2:1 по отношению к Боазу, и в Мишле 12:4 и 31:10 по отношению к идеальной женщине «Эшет Хаил». Позже Тора называет так еврейских солдат (Бемидбар 31:14) и такое же значение у этого слова в современном иврите.

Где в нашей главе выражение, которое стало названием школ для девушек, и почему? А какой пророк больше всего использует это выражение?

(Шемот 19:3) Бет Яков (дом Якова). Раши объясняет, что здесь Тора намекает на женщин (еврейский дом, см. также Рабену Бахье для подробного объяснения. Заметим, что основная проблема польского еврейства после  Первой Мировой войны была именно в том, что хотя религиозных мальчиков было еще немало, им фактически не на ком  было жениться, т.к. девушки ходили в государственные школы, и относились к Торе без особенного энтузиазма. Движение «Бет Якова» произвело настоящую революцию в образовании женщин.) Больше всего выражение «Бет Яков» использует Йешаяху.

Для жертвенника нельзя использовать камни, отточенные железом: «А когда жертвенник из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и осквернил его». А какой обычай во время Биркат Амазон связан с этим законом?

Во время Биркат Амазон, покрывают ножи, ведь стол подобен жертвеннику, а, по мнению Аризаля, ножи со стола следует полностью убирать (Шулхан Арух 180:5, но см. Арух Ашулхан, что не у всех приняты эти обычаи; а насчет того, относится ли это к ножам не из железа, и к ножам, которыми не режут, а только намазывают масло, есть диспут).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Обычно различия в разных переводах сидура не касаются фундаментальных концепций, но бывают и исключения. В чем перевод молитвы Алейну в русском Сидуре издательства Артскрол (в отличие от английского сидура) следует мнению Рабби Шнеура Зальмана из Ляд? (Заметим, что этот сидур был переведен на русский не самим Артскролом, а Хабадской организацией Шамир.)

В конце Алену, мы говорим стих «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Г-сподь Он Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет другого» (Деварим 4:39). Но Хабадский перевод этого стиха (согласно учениям Баал Атаниа): «ничего кроме Него не существует» (в Сидуре Техилат Гашем в этом месте сноска, указывающая на Книгу Таниа, а в Артскроле, разумеется, такой сноски нет, но переводчики Шамира оставили перевод таким же, в отличие от английского Артскрола, где переводят: there is none other).

А в чем разница между Артскроловским английским и русским переводами благословений перед едой?

В английском Сидуре, перевод «Борэ» - creates – создающий в настоящем времени, и также «Хамоци» - brings forth – взращивающий. Но в русском сидуре перевели в прошедшем времени: сотворивший и взрастивший. (Интересно, что и в английском сидуре, «Шехаколь» перевели почему-то в прошедшем: came into be).

В начале благословения перед сном есть необычное выражение «хамапиль хевлей шена аль эйнай» (Артскрол переводит не дословно, а по смыслу: «смежающий сном глаза мои»). А каков дословный смысл выражения «хевлей шена»?

Сам корень çáì имеет много значений в Танахе, и смысл слова «хевлей» в этой брохе отнюдь не очевиден.  Некоторые пытаются объяснить значение этого слова, как «части» (порции сна), другие связывают это выражение с «хевлей лейда» (предродовыми схватками), его как бы «схватывает сон», ведь если человек долго не спит, он начинает мучиться, пока не заснет (см. Абудрахам и Сидур Аводат Йисраэль), и сон в результате одолевает его против воли (как роды, см. ГР”А в Имре Ноам). Также некоторые понимают здесь «хевлей», как «веревки» (сон как бы опутывает нас). Интересно, что в сидуре Рава Саадии Гаона, это слово пишется через букву Каф ëáìé, (также уцелел один фрагмент из Каирской генизы, с таким же нусахом). Согласно этому, это слово значит «цепи» (см. подробно статью Митчела Фирста «An Insight Into Kriyat Shema Al Ha-Mita»).

Ответы на вопросы по Халахе:

Какое самое позднее время делать благословение «хамапиль»?

Некоторые считают, что если идут спать после полуночи, то эту броху не произносят (но говорят ее без Имен Творца). Этому мнению следуют многие Сефардим и Хасиды. По другим мнениям, все еще можно прочесть «хамапиль», если идут спать и успеют заснуть до рассвета (даже если ночью осталось спать менее получаса, если всего собираются проспать как минимум полчаса). Но тот, кто идет спать днем (или в Бен Ашмашот), даже если проснется только ночью, благословение с Именами Творца не делает. А если потом он еще раз пойдет спать ночью, то пусть тогда сделает благословение, см. следующий вопрос.

Если человек заснул, не сказав броху «хамапиль», и потом проснулся, следует ли ему теперь сказать это благословение, если он собирается снова спать?

Да6, если он еще будет спать полчаса.

Если человек не собирается спать ночью, что делать по отношению к благословению «хамапиль»?

Если человек не идет спать, то он не произносит это благословение. Но, по мнению некоторых Кабалистов, стоит сказать «хамапиль» перед полуночью без Имен Творца.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Бава Мециа 101б): Один человек купил с корабля много бочек вина и не знал, куда их поставить. Он спросил у женщины (которая имела большое подходящее помещение): Вы бы сдали мне место для хранения вина? Она отказалась. Тогда [этот «Остап Бендер» решил  на ней временно пожениться, и когда она согласилась] сделал Кидушин. Теперь, разумеется, она разрешила ему поставить вино, и после этого он пошел домой и написал ей «гет». Она тогда наняла настильщиков, чтобы те вынесли вино на улицу, и заплатила им прямо из самого вина! Рав Хуна сын Рабби Йехошуа сказал, что она поступила с ним, как он заслужил: «Как он сделал, так и ему будет делано» (Вайикра 24:19).

Предыдущая глава