Еврейский Калейдоскоп. Глава Йитро.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

«Не делайте при Мне божеств серебряных, и божеств золотых» (Шемот 20:20). Простой смысл, что речь идет об идолах, но Талмуд учит отсюда совсем неожиданный запрет, который люди иногда ломают по незнанию.  Что это за запрет?

Талмуд (Авода Зара 43) запрещает евреям делать скульптуры человека (даже не относящиеся к идолопоклонству, хотя некоторые разрешают, когда скульптура не во весь рост, а только бюст). Одно из объяснений этого запрета, что т.к. написано в Торе «Не делайте при Мне» (àúé), что можно читать, как будто написано «Не делайте статуй Мне» (в смысле, т.к. Всевышний показывается пророкам в видении, как человек, см. например Йехезкель 1:26, нельзя делать человеческие статуи (Бет Йосеф, Йоре Деа 241). Заметим, что даже держать статуи дома запрещено.

«Жертвенник земляной сделай Мне» (Шемот 20:21). О каком жертвеннике идет речь? 

Раши приводит два объяснения: либо этот стих учит, что жертвенник должен стоять на земле, или, что полый жертвенник (описанный в главе Трума) на остановках заполняли землей. Также возможно, что евреи действительно сделали у горы Синай жертвенник из земли (см. Ибн Эзра).

«На всяком месте, где возглашать дозволю Имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя» (там же). Какой закон Талмуд учит отсюда?

Талмуд (Сота 38а) учит отсюда запрет произносить Четырехбуквенное Имя Творца, как оно пишется, кроме как в Святом Храме.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В каком месте Арух Ашулхан упоминает «10 Сфирот»?

Арух Хашулхан (Орах Хаим 59:11) пишет, что более правильный нусах конца первой брохи перед Шма включает слова «Маром Векадош» (это сефардский и хасидский нусах), потому, что там (согласно Аризалю) должно быть упомянуто десять эпитетов супротив десяти Сфирот (см. также Арух Хашулхан, Орах Хаим 24:4, и Шулхан Арух Арав 24:7).

Где в комментариях к Шулхан Аруху ГР”А ссылается к «Идра Рабба» (одна из наиболее мистических частей Зоара, где Р. Шимон с девятью учениками занимается экспозицией Торы).

В комментариях к законам бритья (Йоре Деа 181:18), где приводится, что есть разные мнение где именно нельзя сбривать бороду, ГР”А пишет, что правильное мнение – это мнение Раши, и что так же считает Зоар в Идра Раба. 

А где ГР”А и Хаей Адам учат закон из Каббалистической книги Бахир?

В обсуждении нусаха благословения после еды «Боре Нефашот», оба цитируют Бахир, что правильный нусах «Бара» в третьем лице, а не «Барата» (ГР”А 207:1, Хаей Адам 50:7).

Ответы на  вопросы по Халахе:

Нужно ли произносить утренние благословения стоя?

Необязательно, хотя у некоторых обычай вставать.

Какую часть Песуке Дезимра нужно произносить стоя?

Есть много мнений на этот счет. Аризаль считал, что нужно стоять во время молитв Барух Шеамар и Ваеварех Давид. Ашкеназим обычно стоят и во время Йиштабах, а многие и при чтении Шир Шель Ям. А ГРА считал, что все Песуке Дезимра можно произносить сидя.

Нужно ли вставать, когда произносят Шма?

Наоборот, запрещено специально вставать, когда произносишь Шма. А если человек стоял и до этого, он может произносить Шма стоя (и некоторые великие раввины так делали, например, Хатам Софер), но по Аризалю нужно произносить благословения Шма и само Шма сидя.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

 

Жители города Симоны попросили у Ребби, чтобы он послал к ним мудреца, который будет служить Хазаном, писцом и будет учить их, и отвечать им на вопросы. Он послал Леви сына Сиси. Они сделали для него большую биму и посадили его на трон. Все, что они его спрашивали, он не мог ответить. Они тогда пожаловались Ребби: Кого Вы нам послали? Он спросил у рава Леви те же вопросы, и тот ответил. «Почему же ты раньше не отвечал»? «Когда меня посадили на такое почетное место, я сразу все забыл»! (Йерушалми Йевамот 69а, Талмуд Бавли Йевамот 105а приводит сокращенную версию этой истории).

(Конец Тосефты Ядаим, согласно версии ГР”А):  [Эссейские сектанты], окунающеюся каждое утро говорят нашим мудрецам (Прушим): «Как вы можете упоминать Имя Всевышнего, когда тело нечистое»? (Прушим были против постоянного окунания, как делали сектанты). Мудрецы ответили: «А как вы упоминаете Имя Всевышнего, хотя тело  полно экскрементов» (в смысле, внутри человека всегда есть кал, и в этом никакое окунание не поможет).  

Предыдущая глава