Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайишлах.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе учится последняя мицва из Книги Берешит: запрет на употребление определенной жилы в ноге животного (гид анаше). А каким животным относится данный запрет? А какой из ног животного он относится?

Запрет относится ко всем животным, не только к домашним как в случае запрета на жир. Получается, что в случае домашних животных, процедура называемая «никур», включает удаление всех запрещенных жиров и жил, но в случае скажем оленя, удалять нужно только запрещенные жилы, и большая часть задней части туловища остается съедобной. Кстати, насчет буйволов и бизонов, есть неуверенность, считаются ли они по Торе дикими или домашними, поэтому приходится удалять жир. Что касается второго вопроса, в Талмуде есть диспут, и закон следует мнению, что гид анаше запрещен в обеих задних ногах животного.

А есть ли запрет использовать эту жилу, например продавать нееврею (как например запрещено извлекать выгоду из мяса сваренного с молоком или фруктами дерева в первые три года, и т.п.)?

На этот счет тоже есть диспут, но основной закон следует мягкому мнению (Йоре Деа 65:10, хотя см. Бет Йосеф от имени Зоара 1:170б).

Как известно, каждый из 365 запретов Торы соответствует одному из дней года. А какому дню согласно Книге Зоара соответствует запрет на гид анаше?

Согласно Зоару (1:170б), Гид Анаше соответствует Девятому Ава.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В каких случаях Сефардим не делают благословение Шехехеяну, а Ашкеназим делают?

Сефардим не делают Шехехеяну на второй день трубления шофара, и во время утреннего чтения Мегилы.

А в каких случаях наоборот?

Сефардим делают Шехехеяну во время Брит Милы.

А когда Виленский Гаон постановил в отношении Шехехеяну как Сефардим?

ГР”А следовал Сефардскому мнению в отношении Шехехеяну во время Брит Милы, а также не говорил Шехехеяну во время утреннего чтения Мегилы.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если в первую ночь Хануки забыли сказать Шехехеяну, что теперь делать?

Тогда делают Шехехеяну при зажигании во вторую ночь.

А если наоборот во вторую ночь сказали случайно Шехехеяну?

Если в первую ночь уже сделали Шехехеяну, то во вторую ночь – это броха леватала. Но проблема не только в этом, а вдобавок возможно его благословение на само зажигание «Лехадлик Нер Ханука» тоже не засчитывается, ведь он сделал «хефсек» (прервался) после этой брохи на совершенно ненужную броху. Но все равно, после факта не следует делать этому броху заново, т.к. есть диспут является ли хефсеком случайно сделанная лишняя броха  (но можно подумать броху в мыслях).

Как правильно произносить: лизман хазе или лазман хазе?

На это счет есть диспут, и большинство делает «лазман хазе», т.к. слово хазе имеет определенный артикль, то и слово зман (такое же правило действует и в современном иврите).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Молчание подобает даже для умным, тем более глупым (Песахим 99а). Если слово стоит один шекель, то молчание – два! (Мегила 18а).

Предыдущая глава