Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайишлах.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей:

Сколько человек было с Эйсавом, когда он направился встретиться с Яковом?

400.

А сколько детей было с Яковом?

Как минимум 12. Одиннадцать сыновей (Биньямин еще не родился), и Дина. А согласно некоторым мидрашам, у Якова были и другие дочки, не упомянутые в Торе.

Какая заповедь Торы описывается в нашей главе?

Запрет есть Гид Анаше (определенную жилу).

Как звали отца Шхема?

Хамор.

Смерть какой женщины кроме Рахель упомянута в нашей главе?

Смерть Деворы (35:8).

Какое слово в нашей главе имеет точки над буквами?

и он поцеловал его (33:4).

Кроме Кораха, родственника Моше, Тора упоминает в нашей главе еще одного Кораха. Какого?

Одного из сыновей Эйсава звали Корах (36:5). Также, среди внуков Эйсава упомянут еще один Корах (36:16), хотя согласно Раши (36:5) это тот же самый Корах.

В нашей главе упомянут Реуэль сын Эйсава. А сколько еще людей с этим именем упомянуто в Торе?

Был еще Реуль - тесть Моше (или отец тестя Моше). Также отца одного из еврейских принцев звали Реуэль (Бемидбар 2:14, но других местах, Тора называет его Деуэль, см. Бемидбар 1:14, 7:42, 7:49, 10:20).

Какие имена в нашей главе являются (согласно некоторым интерпретациям) именами и мужчины и женщины?

Тимна и Охолибама (см. Ибн Эзра 36:40).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему в описании восьми царей Эдома не упомянута смерть последнего (Хадар)? А почему упомянута его жена?

Простой смысл, что во время написания Торы Хадар еще не умер, но в Дивре Аямим уже описана и его смерть (ГРА, Дивре Аямим 1:1:43). Его жена упомянута, потому что в те времена она была известной женщиной, которая была еще жива во время Моше. А согласно Зоару (Идра Рабба 3:128а, 135а, 142а, и Идра Зута 3:292а, см. также ГРА к началу Сифра Децниута, Рамхаль в конце книги Адир Бамаром и Майим Адирим к Идра Зута 292а), этот на первый взгляд невзрачный отрывок про восемь царей подсказывает глубокие секреты Творения, и каждый из царей связан с мирами, которые были разрушены, а последний царь связан с миром исправления (см. также Адерет Элияху).

А как называет этого царя Книга Дивре Аямим?

- Хадад (см. Радак к Дивре Аямим 1:1:7).

А зачем перечисляются в конце главы Алуфей Эйсав, ведь Алуфей Эйсав были перечислены раньше в Берешит 36:15-19?

Согласно некоторым комментаторам, слово Алуфей в конце главы, следует переводить не так же, как до этого (см. Бехор Шор, см. также пометки в книге Живая Тора Рава Арье Каплана). До этого были упомянуты главы Эйсава из его детей и внуков. А в конце главы, Алуфей значит племена, в смысле разные кланы Эдома, которые существовали во время Моше.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В каком месте в нашей главе параграф Торы проходит прямо посередине стиха?

(35:22) И было в пребывание Исраэля на той земле, и пошел Реувен и лег с Билой, наложницей своего отца, и услышал Исраэль... И было сынов Якова двенадцать.

Может ли быть две ноты этнахта ֑ в одном предложении?

Вообще-то этнахта ставиться ровно посередине предложения, и в одном стихе не может быть двух этнахта. Но в наших изданиях стиха 35:22 на самом деле напечатаны две ноты этнахта. Причина в том, что был диспут, является ли это одним стихом, или здесь два разных стиха (т.е. И было сынов Якова двенадцать - отдельный стих), поэтому у некоторых слов проставлены по два вида таамим. Если это все один стих, то этнахта находится под словом Исраэль, но если Исраэль это конец первого стиха, то этнахта будет под словом отца.

У кого в нашей главе (по некоторым мнениям) было два сына с одинаковыми именами?

Согласно ГРА (Коль Яков, см. также Рамбан 36:26, ГРА и Радак, Дивре Аямим 1:1:41), пятого и седьмого сына Сеира звали одинаково: Дишон/Дишан (Берешит 26:21). Просто, когда это имя написано в конце или посередине предложения, то гласная холом меняется на камац (заметим, что другой Дишон внук Сеира, всегда пишется через холом, а на насчет сыновей с одинаковыми именами, см. наш прошлогодний калейдоскоп к Главе Вайигаш, что возможно и у Дана было два сына, которых звали Хош).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли сдавать в аренду нееврею машину, хотя он на ней ездит по Субботам?

Если сдают в аренду до пятницы, то можно, при условии, что не берут за Шаббат отдельную плату (но можно взять общую плату за все дни аренды).

А можно ли давать несоблюдающему еврею машину, если возможно он на ней будет ездить в Шаббат?

Это не следует делать, т.к. тем самым помогаешь ему грешить, но если есть неуверенность, будет ли он ездить в Шаббат, то многие разрешают, если по самой машине не видно, кому она принадлежит.

Можно ли сдавать квартиру нерелигиозному еврею?

По букве закона, можно разрешить, но т.к. здесь есть много нюансов, то следует поговорить с раввином.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Гитин 70а): Если хочешь избежать желудочных болезней, окунай пищу в уксус и летом и зимой, и умей вовремя остановиться, если еда очень нравится (в смысле, не обжирайся), и никогда не терпи, когда требуется в туалет.

Предыдущая глава