Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайикра.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Одна из видов хлебных жертв (менахот) упоминается в наших Субботних песнях. Какая и почему?

Минха аль Махбат (Минха, зажаренная на сковороде) упоминается в Субботней песне, т.к. слово Махбат рифмуется со словом Бат (дочь, весь стих звучит так: хашомер шаббат хабен им хабат, . кеминха аль махбат).

Один из отрывков нашей главы имеет похожий отрывок в главе Насо. Какой?

Отрывок про жертву Ашам, человека, который присвоил чужое и при этом поклялся ложно (см. Вайикра 5:20-26 и Бемидбар 5:5-7).

Всего существует шесть видов жертвы Ашам: жертвы барана, которого приносят за определенные грехи. А какова минимальная цена этого барана?

Цена разных Ашамов разная. Некоторые Ашамы, должны стоить не менее двух Библейских шекелей, но есть Ашамы, которые могут стоить один шекель.

Ответы на вопросы на сообразительность.

Какой трактат Талмуда называется так же, как арамейский перевод названия другого Трактата?

Трактат Килаим ([запрещенные] смеси) в переводе на арамейский Эйрувин, а это название другого трактата.

В Торе нередко упоминаются лжепророки. А в какой из книг Танаха, по некоторым мнениям упомянута по имени лжепророчица?

В книге Нехемия (6:14), упомянута Ноадия, пророчица, и согласно Раши (там же), она была лжепророчицей, нанятой врагом евреев Санбалатом.

Какая этимология у выражения Эйрув тавшилин (этот эйрув позволяет готовить с Шаббата на Йом Тов)?

По некоторым мнениям, Эйрув здесь происходит от слова смешивать, и мы как бы смешиваем святость Йом Това с Субботой, превращая их в один длинный день. Другие объясняют, что эйрув здесь происходит от слова эйравон - гарантия. Эйрув тавшилин гарантирует, что готовясь к Йом Тову, мы не забудем про Шаббат (см. Рамбам и Раавад, законы Йом Това 6:2).

Ответы на вопросы на эрудицию:

Хотя существуют различия в нусахе молитв между Сефарадим и Ашкеназим, но концы благословений (хатима) обычно одинаковые. А в каком благословении в Шмоне Эсре есть различие даже в хатиме?

Большинство Сефардим заканчивают двенадцатое благословение не словами шовер ойвим умахниа зедим, а словами шовер ойвим умахниа миним.

А хатиму какого благословения Ашкеназим меняют в десять дней раскаяния, а Сефардим не меняют?

Многие Ашкеназим в десять дней раскаяния кончают последнюю броху словами Осе Хашалом, но Сефардим и Хасидим заканчивают как обычно Хамеварех Эт Амо Йисраэль Башалом.

Иврит считается в целом фонетическим языком, т.е. если напечатаны гласные (некудот), даже тот, кто не знает слова, может его правильно прочесть. А какие гласные могут читаться по-разному, хотя выглядят одинаково?

Гласная Шва иногда называется шва на, и читается как короткий звук э, (например, в слове бэхор), а иногда вообще не читается (шва нах). Также большинство Сефардим различает между двумя камацами: камац катан, который читают как о (например, в слове коль), и обычный камац галоль, который они произносят как а.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если нет доступа к кошерному вину, можно ли сделать вино для Пасхального Седера, просто выжав виноград?

Да (разумеется, до Йом Това). По многим мнениям, даже безалкогольный виноградный сок годится для Пасхального Седера. А если и виноград не достать, то можно взять какой-нибудь другой распространенный напиток, и использовать его для четырех стаканов вместо вина (некоторые, когда нет другого выхода, даже разрешают кофе или какао).

Если забыли сделать соленую воду для Седера, можно ли ее сделать в Йом Тов?

Да.

Если нет доступа к кошерному мясу, как поступить во время Седера?

Мясо для Седера не требуется, а вместо кусочка курицы на пасхальную тарелку можно положить другую вареную или жареную пищу, например рыбу или скажем кроме вареного яйца, положить еще жареное.

Истории, Шутки, Афоризмы:

Пусть человек сначала занимается Торой, а потом уж пожениться, но если он не может без жены, тогда пусть сначала поженится. Рав Йехуда говорит: халаха, что лучше сначала жениться. Р. Йоханан говорит: как же с жерновами на шее (в смысле, после женитьбы) он сможет заниматься Торой? И нет диспута между Р. Йехудой и Р. Йохананом, один из них говорит про Израильских евреев, а другой про Вавилонских (Кидушин 29б).

Р. Элиэзер сказал: Вы видели в своей жизни оленя, занимающегося сборкой урожая, или льва, работающего носильщиком, или лисицы, владеющей магазином? Если они кормятся без проблем, хотя они были созданы, чтобы служить мне, то тем более я должен получать пропитание без сложностей, ведь я был создан, чтобы служить Творцу! Но из-за грехов мне [приходится зарабатывать свой хлеб в поте лица] (Кидушин 82б).

Предыдущая глава