Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайикра.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какую Хафтору читают к этой главе?

Мы читаем Хафтору из Йешаяху, где фактически подчеркивается, что жертвы – это не главное. Хотя Книга Вайикра посвящает жертвоприношениям немало текста, но на практике жертвы никогда не играли настолько центральной роли в Иудаизме. Пророки не раз подчеркивали этот факт (и также приводится в Хафторе следующей главы из Йирмияху), и во время большей части нашей истории мы вообще не приносили никаких жертв.

Что такое «Йесод» жертвенника?

В низу, вокруг жертвенника выступал на полметра бордюр, который назывался Йесод – фундамент, и на него обычно прыскали кровь жертв, см. ниже. (Заметим, что в юго-восточном углу Йесод не проходил).

Что такое «рога» жертвенника?

Наверху жертвенника, с четырех сторон были кубические выступы со стороной в полметра. Они назывались «рогами» жертвенника.

Как именно прыскали кровь разных приношений?

В случае большинства приношений животных, кровь прыскали на Йесод. В некоторых случаях, прыскали на два диаметрально противоположных угла, а в случаях других жертв, кровь сливали на Йесод в любом месте. А кровь приношения Хатаат прыскали на четыре «рога» наверху жертвенника.

Какой вид жира воскуряли на жертвеннике?

Только определенные жиры, которые называются «хелев» воскуряли на жертвеннике (в основном, они находятся около желудка и почек). А в случае барана, также воскуряли курдюк – жир хвоста.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе упоминается известное выражение «это вечный закон на все ваши поколения, во всех местах вашего проживания». По отношению к какому закону это написано и почему Тора это подчеркивает?

В нашей главе, Тора пишет, что запрет есть жир и кровь относится на все времена и везде, где мы живем. Мы могли бы подумать, что только во время Храма, при принесении жертв, запрещено есть их жир (который воскуряется на жертвеннике) и кровь (которую прыскают на жертвенник). Поэтому Тора подчеркивает, что запрет на кровь и жир относится всегда и везде.

А в каком еще контексте используется данная фраза в Торе?

Фраза çË÷ÌÇú òåÉìÈí ìÀãÉøÉúÅéëÆí áÌÀëÉì îåÉùÑÀáÉúÅéëÆí  кроме нашей главы используется в Торе 3 раза в главе Эмор, по отношению к запрету на «ходеш» (новые злаки урожая, пока не принесут Омер), а также по отношению к праздникам Шавуот и Йом Кипур. Но вариации этого выражение встречаются в Торе и в отношении других законов (см. например Бемидбар 35:29), а также нередко Тора использует только выражение áÌÀëÉì îåÉùÑÀáÉúÅéëÆí  (во всех местах вашего обитания) или только çË÷ÌÇú òåÉìÈí ìÀãÉøÉúÅéëÆí  или çÈ÷ òåÉìÈí ìÀãÉøÉúÅéëÆí (это вечный закон, на все ваши поколения), или просто çÈ÷ òåÉìÈí (вечный закон).

Значит ли это, что и во время Машиаха заповеди должны будут соблюдаться?

Во время Машиаха вне сомнений будут соблюдаться все заповеди. Вообще, когда описывается время Машиаха, подчеркивается, что в это время мы сможем соблюдать все заповеди. Но у наших мудрецов есть диспут (см. Нида 61б), будут ли соблюдать заповеди в «Будущем Мире» (это более позднее время, после «возвращения мертвых к жизни»), и про этот период мы почти ничего не знаем.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Почему большинство евреев во время Седера берут всего три мацы? А кто берет по две мацы?

Три мацы берут, чтобы было два каравая (лехем мишнэ), кроме той мацы, которую ломают (которая символизирует «лехем они» - хлеб бедности). Но среди Ришоним, многие считали, что «лехем мишнэ» к Седеру не относится, и следует брать во время Седера две мацы, одну из которых ломают (Риф, Рамбам, Ран, Сефер Ахинух). Сегодня многие Йеменские евреи берут 2 мацы, и также делают ученики ГР”А.

А сколько мацот берут в остальные трапезы праздника и в Шаббат?

В другие трапезы в Йом Тов и Шаббат все берут по две мацы, но некоторые Йеменские евреи ломают одну из них, как во время Седера.

А почему не делают благословение после питья первых стаканов вина, кроме как после последнего стакана?

Последняя броха Ахрона покрывает все вино, которое выпили. Заметим, что т.к. сегодня Агада занимает очень долго, некоторые делают броху после питья первого стакана (если выпили ревиит).

Ответы на вопросы по Халахе:

Что делать в Песах тем, у кого вставные зубы?

Если они вынимаются, то их следует почистить, и желательно окатить кипятком (если их это не испортит). А если у человека постоянно вставленные зубы, то следует не есть хамец за 24 часа до праздника, и почистить их как следует, и желательно не есть очень горячую (или очень острую) пищу в Песах.

Что делать тем, у кого аллергия на клейковину?

Обычно едят мацу из овса.

А можно ли помочить слишком твердую мацу в воде, прежде чем есть?

Да, если держать недолго (чтобы она не разбухла, см. Биур Халаха к главе 461). (Конечно, есть люди, которые вообще не едят никакую мацу в Песах, если она соприкасалась с водой, в таком случае можно только посоветовать раскрошить мацу на маленькие крошки).

Поучения, Афоризмы:

(Зоар 3:23а): «А вот когда  àùøНаси (царь) согрешит» (Вайикра 4:22). Почему в случае царя говориться «когда», а не «если», как сказано по отношению к грехам других людей? Потому, что царь – гордый человек, и он обязательно согрешит.

Предыдущая глава