Еврейский Калейдоскоп. Глава Вайикра.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какой из стихов нашей главы, написанный по отношению к Менахот (мучным приношениям) мы произносим каждый день в утренней молитве по отношению к Кеторет (воскурению пряностей)?

В нашей главе написано (2:11), что все мучные жертвы должны быть из пресного хлеба, т.к. «любую закваску и любой мед (включая фруктовый сок) не приносите в жертву Всевышнему». (По этой причине, например, те хлеба, которые приносят в Шавуот, не приносятся на жертвенник, а распределяются между коэнами, и также первые плоды не сжигались на жертвеннике, а отдавались коэнам). Мы произносим этот стих по отношению к Кеторет, которую сжигали на маленьком жертвеннике, и поэтому туда нельзя было добавлять мед, хотя с медом запах был бы еще лучше. (Заметим, что ни в Вавилонском Талмуде, ни в Иерусалимском, не упоминается этот драш в той форме, в которой он в наших сидурах, но его приводит уже сидур Рава Амрама Гаона. Тем не менее, похожий драш есть в Сифра, и также Йерушалми упоминает, что Иерусалимские специалисты по пряностям утверждали, что если добавить немножко меду, у кеторет будет необыкновенный запах).

Почему по отношению к мицве смиха (нажимать на голову животного) на жертву Шеламим, в случае барана или козла говорится «Весамах Эт Ядо» (3:8 и 3:13), а в случае быка сказано только «Весамах Ядо» (3:2) и не упомянуто слово Эт?

Согласно Баал Атурим, «Весамах Ядо» (напрямую) подчеркивает сильное нажатие, которое только было возможно по отношению к быку, а не к маленькому козлу или барану. 

А что делали во время мицвы смихи на Шеламим?

Большинство жертв, требующие смиху – это жертвы за грех, и во время смихи человек делал «видуй» (признание греха). Но что делать во время смихи на «мирную жертву» не упомянуто, и Рамбам считает (Маасе Хакорбанот 3:15), что во время смихи на Шеламим, читали какие то благодарственные молитвы (см. также Тора Темима, Вайикра 1, пометка 31).

 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Существовали ли во время Ришоним двойные имена (типа Яков-Йисроэль, Йосеф-Хаим и т.п.)? Когда вообще появились подобные имена?

Хатам Софер (Вопросы и ответы, Эвен Аэзер 2:18) написал, что в старые времена двойные имена практически не существовали (хотя существовали имена с титулами, например Абба-такой-то). Тем не менее, мы находим несколько двойных имен в Библейские времена, и во время Хазаль и в особенности во время Ришоним (см. Мишне Халахот 5:215; Рав Реувен Марголис, «Лехекер Шемот Векинуим БеТалмуд» в статье посвященной этой теме приводит почти три десятка примеров). Но конечно этот феномен не был так же распространен как сегодня (когда во многих семьях дают по два и три имени каждому ребенку, кстати, одно из преимуществ в этом, что гораздо меньше вероятность что имя мамы жениха совпадет с именем невесты, а имя ее папы с именем жениха).

Обычно Петр считают нееврейским именем, но на самом деле у нас был один из Ришоним, которого так звали. Где Тосафот упоминают раввина по имени Петр?

У Рабейну Тама был ученик, Рабейну Петр. В Тосафот (Гитин 8а) приводится один из его вопросов к Рабейну Таму: почему все страны с запада от Израиля не считаются  «Землей Израиля» по мнению Рабби Йехуды? Другой его вопрос упоминает Р. Менахем Реканати (593): почему (ашкеназим) не делают Шехехеяну во время Брит Милы, как во время выкупа первенца?

А что это за имя: ëàéî?

Когда большевики пришли к власти, они изменили правописание даже имен иврита на Идиш, и имя Хаим (çééí) превратилось в ëàéî. Кстати, когда умер главный раввин Вильнюса – Рав Хаим Озер Гродзенский, коммунисты согласились напечатать его имя в газете только согласно новому правописанию, и тогда еврейская община предпочла, нежели коверкать его имя, вообще не публиковать объявление о его смерти.

Ответы на вопросы по Халахе:

Достаточно ли просто покрыть столы чистой клеенкой или нужно их окашеровывать?

По букве закона, если покрывают чистые столы и столешницы контактной бумагой или прилипающей к поверхности клеёнкой, то ничего больше не требуется, но у многих (особенно Хасидов) есть строгости на этот счет.

Как окашеровать духовку для Песаха?

Если у человека «самоочищающаяся электрическая духовка», то достаточно пропустить ее через цикл «самоочищения». Обычные же духовки непросто откашеровать, и есть разные мнения и методы, как это сделать (и проще ими не пользоваться в Песах, или использовать специальную «пасхальную вставку» внутри печи).

Как окашеровать микроволновую печь для Песаха?

Есть разные мнения, можно ли откашеровать микроволновую печь. Большинство мудрецов разрешает сделать следующее: вымыть ее стенки с сильнодействующим моющим средством, и пропустить полный цикл варения воды, пока половина воды не испарится, и протереть со стенок пар. Тарелку на дне печи следует сменить, или покрыть чем-то, что не нагревается от волн, например картоном (а некоторые разрешают ее окашеровать).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Ученики спросили Раву Зейру: Как Вы заслужили дожить до такой глубокой старости: Он ответил: Никогда в жизни я не был строгим в семье, и я не лез вперед пред мудрецами большими, чем я, и я не думал о Торе в вонючих переулках, и я не проходил четыре шага без Торы и тфилина, и я не спал и даже не дремал в Бет Мидраше, и не злорадствовал падению других, и я не звал других по кличке. (Талмуд, Мегила 28а).

Как восхваляют невесту на свадьбе? Бет Шамай говорят: «Какая она и есть (т.е. не преувеличивают)». А Бет Хилель говорят: «Красивая и прекрасная невеста». Бет Шаммай спросили у Бет Хилель: «А если она хромая или слепая, разве можно сказать о ней, что она красивая и изящная?» Ведь в Торе сказано: «Держись подальше от лжи». Ответили Бет Хилел: «По вашим словам, если человек сделал плохую покупку на рынке, должны ли другие хвалить ее в его глазах, или обесценить ее? Разумеется, следует восхвалять покупку его в глазах». (Кетубот 16б-17а).

Предыдущая глава