Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваеце.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Тора говорит (29:1), что Яков отправился на восток (Эрец Бне Кедем). Разве Сирия находится на востоке от Израиля, и почему вообще подчеркивается восточное направление?

На самом деле та часть Сирии, куда отправился Яков, находилась на северо-востоке, но Тора подчеркивает именно восток, т.к. в тех местах занимались чародейством, как на востоке, (Балак послал за Биламом тоже в эти места, и Тора там также использует выражение Кедем, Бемидбар 23:7). Якову предстояли серьезные испытания на земле, где народ занят колдовством (Аэмек Давар).

Существует диспут, нужно ли отделять маасер от предметов, а не от денег (например, если человеку подарили 10 каких-то вещей, нужно ли отдать 1 бедным). Некоторые приводят доказательство, что нужно прямо из стиха в нашей главе. Где этот стих?

Яков сказал: Все что Ты мне дашь, я отделю десятину (Берешит 28:22).

В именах детях Якова встречаются почти все буквы алфавита. А какие буквы отсутствуют?

Отсутствуют буквы Хет, Цади, Куф и Тет (см. Йома 73б). По этой причине на груди у Аарона кроме имен колен были буквы имен праотцов (Йицхак имеет Куф, Хет и Цади) и Шивте (колена имеет букву Тет). Баал Атурим (30:14) также обсуждает причины, почему буквы Самех и Айн присутствуют только у Йосефа и Шимона (хотя есть и другие буквы, которые в именах колен появляются один раз).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Трактат Бава Кама занимается законами ущерба. А какой еще трактат Тосефты, никак не связанный с ущербами, называется Бава Кама?

В последнем Седере, называемом Тахарот (про ритуальную чистоту), первый и главный трактат имеет также 30 глав, как Незикин, и также как Незикин разделен на 3 части: первые ворота Бава Кама, средние ворота Бава Мециа и последние ворота Бава Батра, также разделен в Тосефте трактат Келим.

Всего существует шесть Седеров (порядков) Мишны. А какой стих пророка подсказывает все их?

Согласно Талмуду (Шаббат 31а), все Седеры Мишны подсказаны шестью словами стиха (Йешаяху 33:6):

Вера (Берахот и трактаты связанные с отдаванием частей урожая), Времена, Поддержка (женщины), Спасение, Мудрость и Понимание (см. комментарий ГРА для дополнительных объяснений этого соответствия, кстати, в Тикуне Зоар также говориться, что эти шесть седеров соответствуют шести сфирам от Хесед до Йесод).

А сколько всего есть трактатов Мишны?

У нас 63 трактата Мишны, но возможно три Бавы считать как один трактат (Незикин), и тогда всего трактатов 61. Традиция, согласно которой всего 60 трактатов видимо не считает трактат Эдуйот (Свидетельства, где почти ничего нового нет, и практически все мишны есть в других трактатах), или не считает Авот, или считает Макот частью трактата Санхедрин.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если слушали чью-то броху, чтобы быть йоце (выполнить заповедь с благословением другого) и забыли сказать Амен, что теперь делать?

Бедиэвед (после факта), человек йоце (выполняет заповедь) даже если он не ответил Амен.

А если пытаясь быть йоце с чье-то брохой сказали Барух Ху Уварух Шемо, выполнили ли свою заповедь бедиевед?

Хотя лехатхила нельзя говорить Барух Ху Уварух Шемо на то благословение, с которым пытаешься быть йоце, бедиэвед человек выполняет заповедь, даже если он сказал Барух Ху Уварух Шемо (если он при этом не прослушал продолжение брохи).

А в каких местах услышанных молитв и благословений следует говорить Барух Ху Уварух Шемо (Благословен Он и Благословлено Его Имя)?

Это отнюдь неочевидно. Самое близкое к этому выражению, которое упоминает Талмуд это говорить Барух Умеворах Шемо тому, кто услышал, как отвечают на зимун, (но с ними не ел). Во время Ришоним появился обычай говорить Барух Ху Уварух Шемо на любую броху (хотя ГРА и Арух Ашулхан были против этого обычая). В любом случае, если человек посередине молитв, даже Песуке Дезимра после Барух Шеамар, то ему не разрешается прерываться, чтобы ответить Барух Ху Уварух Шемо, (хотя он отвечает Амен на благословения, которые слышит).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Большая мицва всегда быть счастливым, и отдаляться от уныния, и бороться с меланхолией (Мицва гедола лийот бесимха тамид, Рав Нахман из Брацлова, Ликуте Мохаран, второй том, 24, см. также Техилим 100 стих 2).

Предыдущая глава