Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваешев.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы к главе Торы:

Наши мудрецы учат из нашей главы мораль о том, как важно не обидеть и не опозорить другого. Из какой истории это учится?

Хазаль (Берахот 43б, Кетубот 67б, Бава Мециа 49а) учат это из того, что Тамар была готова принять незаслуженное наказание, лишь бы не опозорить Йехуду (Берешит 38:25).

Некоторые мудрецы учат, что один из предметов, который Йехуда дал Тамар был Тефилин. Где это подсказано в нашей главе?

Бааль Хатурим (Берешит 38:18) приводит, что один из объектов, которые Иегуда дал Тамар, был Тфилин (это подсказано словом , те же буквы, что и см. Также Тиферет Шломо на Паршат Вайешев и Хануке). Мне кажется, что на это есть интересный намек в стихе 38:23. Йехуда говорит своему другу: Пусть [Тамар] оставит эти вещи себе, чтобы нам не опозориться. Первые буквы слов ( ) такие же, как в (Тефилин). Это единственное место в Хумаше, где первые буквы последовательных слов такие же, как у Тефилина (без гласных). Заодно заметим, что говоря о Тефилине Йехуды, наши мудрецы имели в виду, что он носил какие-то знаки, напоминающие о Творце. Очевидно, что Тефиллин Йехуды не упоминал об Исходе из Египта, но возможно рассказал о других чудесах, которые произошли с Авраамом, Ицхаком и Яковом (например, Исход Авраама из Ур-Касдим).

В стихе Берешит 39:8 используется редкая нота шалшелет (Ашкеназим ее поют очень долго, как-бы раскачиваясь). Хотя комментаторы очень редко подчеркивают смысловую нагрузку нот (таамим), и используют ноты, как знаки препинания, в случае шалшелет (дословно - цепочка), комментаторы подчеркивают особое значение. Какое значение возможно подсказано нотой в нашем стихе?

По мнению Рабейну Бахъе, данная нота здесь значит, что Йосеф наотрез отказался от предложений жены Потифара, и продолжал отказываться без колебаний (см. также Хактав Вехакабала). Другие считают, что наоборот шалшелет указывает на то, что Йосеф сомневался (Маор Хаафела). Он думал, что может быть следует иметь отношения с ней, т.к. он видел, что у них будут общие потомки (но он не знал, что потомки у него будут от ее дочери).

Вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Почему вне Израиля не празднуют Хануку на один день дольше, как остальные праздники?

Т.к. зажигание свечей это закон раввинов, то эту мицву не установили вне Израиля делать на день дольше из-за сафека (неуверенности, когда был Рош Ходеш Кислев). (Вдобавок, сколько бы тогда свечей зажигали на девятый день?)

Почему мы упоминаем Хануку в Биркат Амазон, но не в благословении на семь видов Меэн Шалош?

Т.к. согласно Талмуду даже в Биркат Амазон упоминание Хануки добровольное, а в короткой Брохе Меэн Шалош его вообще не установили (ГРА, Орах Хаим, 208:41, см. подробное обсуждение в Ябиа Омер 3:36).

Почему в Шмоне Эсре, добавочную молитву Хануки поместили в предпоследнее благословение, и почему, если человек пропустил эту вставку, ему не нужно возвращаться?

Мы добавляем Аль Ханисим в благословении Модим, где мы благодарим Творца. Если забыли, то возвращаться не нужно, т.к. это не Библейский праздник.

Вопросы по Халахе:

Если зажгли в какой-то день меньшее количество свечей, чем положено, что теперь делать?

Следует зажечь остальные, но без Брохи.

А если наоборот зажгли лишнюю свечку, следует ли ее потушить?

Да.

Если забыли в пятницу зажечь Ханукальные свечи, и уже зажгли Субботние, что теперь делать?

Если при зажигании Субботних свечей, человек принял Субботу (а женщина делает это по умолчанию), то невозможно больше делать работу. Но если человек живет не один, то пусть Ханукальные свечи зажжет другой член семьи, который еще не принял Шаббат (разумеется, если солнце еще не зашло, иначе строго запрещено что-либо зажигать). А если никого больше дома нет, или все уже приняли Шаббат, можно попробовать найти соседа-еврея, который еще не принял Шаббат и назначить его посланником, чтобы он зажег Ханукальные свечи.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Праведники даже после смерти называются живыми, а грешники им при жизни называются мертвыми (Талмуд Берахот 18б).

Знаток Торы, у которого отсутствует понимание, хуже трупа животного (Вайикра Раба 1:15).

Чем больше человек имеет имущества, тем больше он треплет себе нервы (Авот 2:7).

Предыдущая глава