Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваера.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы к главе Торы:

Отрывок про Акеду (Берешит 22) начинается словами: «И было, после этих событий». После чего именно это произошло?

Одно из объяснений: после того, как Авраам заключил союз с Авимелехом, чего ему не следовало делать, Всевышний послал ему за это испытание Акеды (см. Рашбам, см. также другие объяснения в комментариях Раши).

Когда еще мы читаем Акеду из свитка Торы?

Во второй день Рош Ашаны, чтобы вспомнить в день нашего суда о заслугах Авраама и Йицхака (или потому, что как следует из некоторых кабалистических источников, Акеда произошла в Рош Ашану).

Почему сразу после Акеды, Тора описывает рождение Ривки?

Возможно, Ривка родилась сразу после Акеды (Седер Олам), или Авраам как раз узнал про ее рождение. Вдобавок, именно после Акеды, когда Авраам мог потерять Йицхака, он понял, что надо поскорее его женить, чтобы у него были потомки.

Вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Как известно, после выхода в свет Шулхан Аруха, появилось немало похожих книг (хотя не одна из них не стала также популярна, как Шулхан Арух). А какая книга, написанная сто с чем-то лет назад в Белоруссии, была названа почти теми же словами, как Шулхан Арух? А какая книга Сефардского мудреца называется почти также?

«Арух Ашулхан». Существует другая сефардская книга Халахи – «Эрех Ашулхан».

А где жил автор этой книги?

Автор «Арух Ашулхан» – Рав Йехиэль Михел Эпштейн, был главным раввином в Новогрудоке (Новардоке). (Там же была известная ешива, хотя в автору она не имела прямого отношения.) А автор «Эрех Ашулхан» жил в Тунисе.

Когда этот мудрец спорит с автором Мишна Беруры, кому обычно принято следовать?

На этот счет есть диспут. Во многих случаях чаще следуют мнению Мишны Беруры, но некоторые мудрецы (например, Рав Йосеф Элияху Хенкин) чаще склонялись к мнению Арух Ашулхана. Вообще халаха формируется на базе многих факторов, и бывает, что многие общины (или даже все евреи сегодня) не следуют ни мнению Мишны Беруры, ни Арух Ашулхана, а полагаются на других мудрецов (например, в не чтении молитвы «мааравит» в Йом Тов, в благословении на «мезонот» хлеб, в отношении запрета в одной синагоге одним надевать Тефилин в Холь Амоэд, а другим не надевать, и во множестве других законов).

Вопросы по Халахе:

Можно ли принимать таблетку в капсуле, содержащей желатин?

Если нет подобного кошерного лекарства, то проглотить такую таблетку можно.

Что делать если купили Израильские фрукты, и неизвестно, отделены ли были от них трума и маасер?

Обычно, если на фруктах Израиля нет Хашгахи, то почти точно от них не были отделены  трумот и маасерот, но можно отделить и самим (законы отделения сложны, и в некоторых сидурах есть инструкции о том, как это делать).

Можно ли покупать рыбу в нееврейском магазине?

В принципе, если видна чешуя, то рыба кошерна, и ее можно покупать где угодно. Но если в некошерном магазине также разделывают рыбу, и используют тот же нож, что и при разделке некошерной рыбы, то нужно принести им свой нож (или после факта, следует еще раз поскрести по поверхности рыбы, которую возможно обработали некошерным ножом).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Во время преследований евреев, один владелец ресторана кормил неевреев свининой, а евреев - кошерным мясом. А отличал он евреев от неевреев тем, что евреи мыли руки перед едой и [тихо] делали благословение. Однажды зашел один еврей, и уселся есть, не помыв руки. Хозяин дал ему свинину. Позже когда тот узнал, что ел свинину, у него волосы встали дыбом. Он подошел к хозяину и сказал, что он еврей, на что хозяин лаконично ответил, что надо было мыть руки (Танхума, Балак, 15, Бемидбар Рабба, 20:21, см. также Раши к Йома 83б и Хулин 106а).

Предыдущая глава