Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваелех.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Для случаев, когда главу Ваелех читают отдельно от Ницавим, Шулхан Арух приводит симан (знак) из стиха в Даниэля. Какой это стих?

В книге Даниэля описывается, как некоторые еврейские мальчики были выбраны для службы во дворце царя Вавилона, и Даниэль попросил, чтобы им давали есть только злаки, чтобы не оскверняться некошерной пищей. Придворный боялся, что если царь заметит, что еврейские мальчики недоедают, он накажет его, на что Даниэль ответил: (1:13) «И ты сравнишь вид наш с видом тех мальчиков, которые едят царскую пищу (àÅú ôÌÇúÀ áÌÇâ äÇîÌÆìÆêÀ), и поступишь с рабами твоими в соответствии с тем, что увидишь». Слова  ôÌÇúÀ áÌÇâ äÇîÌÆìÆêÀ служат также симаном, что когда Рош Хашана (когда говорят Хамелех) попадает на á"â (понедельник или вторник), то Ницавим разделяют (ôú от слов «патот ота питим» в Вайикра 6:2) на две главы (Шулхан Арух, Орах Хаим 228:4, см. Мишна Берура 228:8).

Тора говорит, как раз в семь лет еврейский царь будет читать Тору перед всем народом: «Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и твоего пришельца, который во вратах твоих, чтобы они слушали и чтобы они изучали и боялись Господа, Б-га вашего, и соблюдали исполнить все слова Учения этого». (Деварим 31:12). А зачем приводить малых детей?

Талмуд (Хагига 3а) говорит, что родители, которые приводят детей, получают за это награду. Вообще то и в синагогу есть мицва приводить детей (см. Тосафот, там же), чтобы они начинали учиться, и хотя бы смогут отвечать Амен (и этим у них уже создается их участь в будущем мире, см. Орах Хаим 124:7), кроме как если они шалят и мешают другим (см. Мишна Берура 98:3).

А почему для этой редкой мицвы выбран именно праздник Суккот после года Шмиты?

Видимо эта мицва особенно подходит именно после года Шмиты, когда евреи проведи весь год в основном изучая Тору, и когда не было богатых и бедных, но весь выросший урожай принадлежал всем, в самый веселый праздник Суккот, когда уже закончены Судные Дни, и люди особенно рады во время Симхат Бет Хашоева (веселье в Храме, когда с радостью черпали воду, и фактически «черпали» с Небес пророческий дух, см. Йерушалми, Сука 22б). 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какую из Ашкеназких Слихот, написанную раввином из Германии, читают также и Сефардим (причем каждый день)?

àí àôñ øåáò ä÷ï (Им Афес Рова Хакен) – в этой слихе, написанная очень непростым языком (как и большинство Ашкеназских слихот) мы просим, чтобы Всевышний засчитал нам заслуги Авраама и Йицхака во время Акеды (кстати Сефардим добавили два последних параграфа). Она написана Рабейну Эфраимом из Регенсбурга – учеником и коллегой Рабейну Тама. Заметим, что Сефардим вообще читают каждый день одинаковые слихот (кроме небольших молитв для разных дней недели), а Ашкеназим каждый день читают другие слихот.

Какой обычай в произнесении Кадиша в Десять Дней Раскаяния был принят в основном Ашкеназскими евреями, но  большинство Сефардим ему не следуют?

Большинство Ашкеназим (кроме Хабад и некоторых других) говорят слово «Лейла» (превыше) дважды (Мишна Берура 582:16), но Сефардим (кроме Йеменских евреев) в основном не меняют нусах Кадиша.

А какой обычай в произнесении Кадиша в эти дни у Ашкеназим относится к любому Кадишу, а у Сефардим только к некоторым Кадишам?

Обычай по Аризалю говорить в конце Кадиша «Осе Хашалом Бимромав» (с буквой Хей), но Сефардим говорят Хашалом только в Кадиш Титкабаль после повторения Шмоне Эсре.

Ответы на вопросы по Халахе:

В какое время следует принять на себя Йом Кипур?

Есть обязанность из Торы добавить к Йом Кипуру, поэтому следует принять на себя Йом Кипур хотя бы несколько минут до захода солнца.

В случае Субботних свечей, в определенных случаях женщина может поставить условие, что она еще не принимает Шаббат при их зажигании. А может ли женщина зажечь свечи Йом Кипура, но поставить условие, что она еще не принимает на себя запреты Йом Кипура?

Если женщина делает благословение «Шехехеяну», то она автоматически принимает на себя все запреты Йом Кипура. Поэтому, если ей еще невозможно принять запреты Йом Кипура (например, ей что-то нужно отнести в синагогу, до захода солнца), то пусть при зажигании свечей она поставит условие, что она еще не принимает Йом Кипур, и пусть не делает пока благословение Шехехеяну. И только когда она готова принять на себя все законы Йом Кипура, она делает эту броху (разумеется, ей тоже нужно принять Йом Кипур хотя бы несколько минут до захода солнца).

Если муж еще не пришел после Йом Кипура домой, а женщина голодная, может ли она есть или пить, и если да, то нужно ли ей сделать Хавдалу?

Пить воду по букве закона можно и до Хавдалы. А если она хочет есть, то ей следует сделать Хавдалу, не делая пока броху на огонь, которую она позже услышит от мужа).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Кетувот 5б): Почему у человека заострённые пальцы? Чтобы если он слышит недостойную вещь, он мог заткнуть уши пальцами. А почему все ухо твердое, а мочка – мягкая? Чтобы если человек услышал что-то неподобающее, он заткнул мочкой ухо.

Предыдущая глава