Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваехи.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы к главе Торы:

В нашей главе есть редкое слово, означающее мольбу. Всего в Хумаше, это слово встречается только еще раз, но в своих молитвах мы произносим его помногу раз каждый день. Что это за слово?

àðàАна» - просьба или мольба, которую по-русски можно перевести как «пожалуйста»). Не путайте такое же слово по-арамейски, которое значит «я» (например, в молитве взятой из Зоара, которую произносят, когда выносят свиток Торы).

А где еще в Танахе встречается это слово?

àðà встречается в Книге Шемот (32:31), когда Моше молится за наш народ, в Псалмах, а именно в конце Халеля (118:25 дважды в одном стихе), в молитве Даниэля (9:4), и дважды молитве Нехемии (1:5 и 1:11). Также есть слово àðä, (через хей), которое имеет множество значений, но одно из них – близкое или даже идентичное с àðà (см. Ибн Эзра, Техилим 116:16, см. также Радак 116:4). В Хумаше àðä в этом значении не встречается, а всего в Танахе оно встречается 6 раз (Радак).

А какая очень редкая особенность в отношении Таамим (музыкальных нот при произношении) есть у этого слова?

У этого слова два «таамим», т.е. две ноты в одном слове, что встречается крайне редко. Кстати, существует диспут при произношении этого слова, на какой слог ставить ударение (а̒на или ана̒, см. Минхат Шай).

Вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Согласно автору Шулхан Аруха, каждые сколько дней следует повторять его книгу?

В предисловии к Шулхан Аруху, Рабби Йосеф Каро пишет, что эту книгу нужно перечитывать каждые 30 дней (сегодня это занимает несколько лет)!

В иврите есть две буквы, которые по звучанию похожи на русское «т»: тет и тав (хотя Сефардим произносят их немного по-разному). Какая из этих букв чаще встречается в Торе?

Как мы писали в «калейдоскопе» главы Вайигаш, тет – самая редкая буква в Торе. Тав встречается в десять раз чаще.

А какая из этих букв чаще встречается в идиш, и вообще в транслитерации на иврит слов, которые позаимствованы из других языков? Почему?

В идиш, и вообще в нееврейских словах, записанных на иврите, тет встречается в десять раз чаще, чем тав. Причина в том, что в случае иностранных слов, тет почти всегда используют для звука «т». То же верно в случае транскрипции нееврейских имен в разводном письме (гет). Дело в том, что тав без дагеша во многих местах произносили не как «т», в то время как тет всегда произносится одинаково, поэтому для звука «т» используют тет (см. Арух Ашулхан, Эвен Аэзер 129:122). Интересно, что в случае греческих слов, Талмуд использует тет для греческой тау, а тав – для фиты, которая по-гречески звучала как английский звук “th” (заметим, что изначально эти две буквы пришли из финикийского как раз наоборот – фита из тет, а тау из тав). Также и когда имена иврита переводили на греческий, тет превращался в тау, а тав - в фиту (так отец Авраама Терах стал в русских Библиях «Ферра»). Получается, что слова Талмуда, имеющие греческие корни, довольно часто используют тет. Вообще во время Талмуда, и многие слова арамейского писались через тет, поэтому хотя и в Талмуде букв тав больше чем тет, но не в 10 раз.

Вопросы по Халахе:

В каких случаях делают благословение Шехехеяну на новую одежду?

Если человек купил достаточно дорогую одежду, которая его радует, то ему нужно сделать броху Шехехеяну. Хотя по букве закона эту броху нужно делать при покупке, принято произносить это благословение, когда впервые одежду надевают. А у некоторых обычай вообще не делать Шехехеяну на новую одежду (см. Пискей Тешувот 223:6).

В каких случаях делают благословение Шехехеяну на покупку новых предметов (мебель, посуда, машина, кондиционер, приборы обихода)?

По закону Талмуда Шехехеяну также делается на любые дорогостоящие предметы (дорогие часы, приборы, мебель, машина), хотя обычай многих, и в том числе большинства Сефардим не делать Шехехеяну. Заметим также, что если предмет покупают для нескольких человек (кондиционер в общую комнату, машина для всей семьи), тогда следует делать другое благословение: Хатов Вехаметив. Если покупают предмет в кредит (и в случае неуплаты банк заберет покупку), то есть неуверенность, делать ли Шехехеяну, но если заплатили кредитной карточкой, тогда по букве закона броха делается.

В каких ситуациях в наше время следует делать благословение Шехехеяну на фрукты нового урожая?

Многие мудрецы  считают, что в странах, где любые фрукты можно достать в любое время года, не следует делать Шехехеяну на новые фрукты. Но есть и те, кто делают благословение, если действительно это фрукт «нового» урожая, и человек действительно рад его видеть т.к. он своей свежестью и вкусом заметно отличается от тех фруктов, которые привозили до этого.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Существует трое дерзких: Израиль среди наций, собака среди животных и петух среди птиц (Талмуд, Бейца 25б).

Предыдущая глава