Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваехи.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какое отношение Хафтора нашей главы имеет к этой главе?

Основная связь в том, что вначале нашей главе Яков оставляет предсмертное завещания своим детям, а в Хафторе, Давид оставляет последние завещания и повеления его сыну Шломо.

А какой еще обычай существовал насчет Хафторы этой главы?

Некоторые читали другой отрывок из Книги Мелахим (2:13:14), про последние завещания пророка Элишы (обычай евреев из Янины в «Махзор Романия»).

Правильно ли поступил Йосеф, когда приказал забальзамировать тело Якова?

У Хазаль (Берешит Рабба 100:3) есть диспут на этот счет. По мнению Ребби, Йосеф поступил неправильно, и за это был наказан, что умер раньше остальных братьев, но по мнению других раввинов, Яков сам попросил забальзамировать его тело (а Йосеф был наказан за другую провинность).

«И прошли дни его оплакивания, и говорил Йосеф дому фараона …» (Берешит 50:4). Почему Йосеф не поговорил с фараоном напрямую?

Йосеф был «онен» (человек, у которого умер родственник), и он не мылся и не умащал себя маслами, поэтому он не хотел предстать в таком виде перед самим фараоном (см. Мешех Хохма и Аэмек Давар, см также Берешит Рабба 100:4).

Сколько лет прожил Йосеф?

110.

Сколько сыновей было у Менаше?

В Торе упомянут только один сын Менаше – Махир.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Яков настаивал, чтобы его не хоронили в Египте, но привезли его тело на Святую Землю. Значит ли это что предпочтительно хоронить любого человека в Израиле?

На самом деле многие из наших мудрецов были против того, чтобы мертвые тела привозили на Святую Землю. Если человек не жил на Святой Земле в течение жизни, что теперь везти туда его труп после смерти? Проблема усугубляется еще и тем, что мертвое тело является ритуально нечистым, и получается, что он теперь добавляет к нечистоте Святой Земли. Про это наши мудрецы лаконично цитировали стих из Йирмияу (2:7): «Вы пришли и сделали нечистой Мою землю» (см. Йерушалми Килаим 43а, Кетубот 67а, Зоар 1:226а, 2:141б). Что касается Якова, то там был особый случай: ведь он и после смерти считался живым (см. Таанит 5б). Кроме этого, он не хотел быть похороненным в Египте, чтобы египтяне сделали из него идола (см. Танхума, Ваехи, 5). Тем не менее, Шулхан Арух постановляет, что есть мицва хоронить в Израиле, и даже разрешается эксгумировать тело, чтобы  перезахоронить в Израиле (Йоре Деа 363:1, но см. Минхат Йицхак 7:136, что возможно это относится именно к большим мудрецам и праведникам, см также Шевет Алеви 2:207). 

В нашей главе Яков подчеркивает Йосефу, что его мама умерла «киврат» (на определенном расстоянии) от города (Бет Лехема). Какое халахическое следствие можно выучить из этого?

Наши мудрецы учат (Йерушалми, Назир 34а), что если нашли мертвое тело далеко от города, его хоронят прямо там, где нашли. Тем не менее, если мертвого нашли рядом с городом, то его хоронят на кладбище этого города. Рав Меир Симха из Двинска (Мешех Хохма 48:7) считает, что поэтому Яков сообщил Йосефу, что Рахель умерла на расстоянии от города, и поэтому Яков похоронил ее прямо там (а насчет выражения «киврат», см. наши слова в главе Вайишлах).

Согласно некоторым мнениям, в нашей главе подсказано, что траур у евреев соблюдается семь дней. Где это подсказано?

В нашей главе (50:10) сказано, что Йосеф устроил траур по Якову семь дней (см. Йерушалми, Моэд Катан 14б, хотя сам закон невозможно выучить из того, что произошло до дарования Торы, но см. Маариц Хаес к Моэд Катан 20а). Тем не менее, простой смысл, что в эти семь дней Йосеф оплакивал своего отца еще до захоронения, и тогда это не имеет прямого отношение к современным законам траура (см. Тосафот, Моэд Катан 20а, но Ибн Эзра считает, что стихи здесь написаны не по порядку, см. также Мешех Хохма к этому стиху). 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Шулхан Арух Арав, написанный первым Хабад Реббе, включает не все главы Шулхан Аруха (в том числе потому, что часть его до нас не дошла). А какие из законов секции Орах Хаим отсутствуют в наших изданиях Шулхан Арух Арав?

Из секции Орах Хаим, в Шулхан Арух Арав отсутствуют законы конца утренней молитвы и чтения Торы (главы 132-154), некоторые законы трапезы (главы 157, 169-173), законы разных благословений, молитв Минхи и Арвита и отхода ко сну (главы 217-241), законы Эйрув Техумим и Рош Ходеша (главы 409-428), законы Холь Амоэда, постов и начало законов Рош Ашаны (главы 530-581), последние из законов Суккота, Симхат Торы, а также законы Хануки  и Пурима (главы 652-697).

Арух Ашулхан тоже сохранился не полностью. А какие секции до нас не дошли?

У нас нет части законов из секции Йоре Деа (главы 123-182 включая законы нееврейского вина, предметов идолопоклонства, и запрета брать процент) и из секции Эвен Аэзер (законы Кетубы – главы 66-118).

Авторы книг Мишна Берура и Арух Ашулхан жили в один период времени. Один цитирует второго, но не наоборот. Кто из этих мудрецов цитирует второго в своей книге?

Рав Йехиэль Михел Эпштейн - автор Книги «Арух Ашулхан» цитирует Мишну Беруру (она как раз печаталась в период времени, когда Рав Эпштейн писал свою книгу).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли в Шаббат нарисовать картинку на снегу, или на запотевшем стекле?

Нельзя.

А можно ли показать в воздухе как будто пишешь буквы?

Да, по букве закона это разрешается, но в издание Мишна Беруры «Диршу» (глава 340, пометка 42) пишут, что Хазон Иш считал, что не следует так делать.

А можно ли поставить кубики или карточки с буквами рядом друг с другом, чтобы получилось слово?

По букве закона, да.

Поучения, Афоризмы:

(Танхума, Ваехи 3, см. также Талмуд, Шаббат 114а, Нида 20а, Йерушалми, Килаим 42а): Когда Рабби Йоханан умирал, он попросил быть похороненным в цветном саване, а не в белом или в черном. Иначе, если [его похоронят в черном] а он встанет среди праведников [которые будут в белом], он будет стесняться. [А если его похоронят в белом] а он встанет если среди грешников [которые будут в черном] то не будет опозорен. А Рабби Йешая попросил быть похороненным в белом, говоря, что ему нечего стесняться своих поступков.

Предыдущая глава