Еврейский Калейдоскоп. Главы Ваякхель-Пекуде.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

В каких случаях главы Ваякхель и Пекуде читают отдельно?

Кроме того, что эти главы читают отдельно в високосные годы (когда у нас два Адара), также и в обычное годы, если Рош Ашана попадает на четверг, и месяцы Мархешван и Кислев имеют по 30 дней, то главы Ваякхель и Пекуде читают отдельно. (Это связано с тем, что в такой ситуации есть лишняя Суббота).

А сколько всего есть пар глав, которые иногда читают вместе, а иногда – отдельно?

Всего есть семь таких пар глав (наша пара, три в Книге Вайикра, две пары в Бемидбар и одна в Деварим).

Сколько лет было Бецалелю, когда он стал заправлять строительством Мишкана?

Согласно Хазаль (Санхедрин 69б), Бецалель был правнуком Калева бен Йефуне, и т.к. Калеву было 40, когда он был послан разведчиком, то Бецалелю было всего 13 лет. Тем не менее, большинство комментаторов считает, что Калев упомянутый как отец Хура, был Калев бен Хецрон, правнук Йехуды (который видимо умер в Египте, а Хур наверно был уже очень старым человеком во время Исхода; между прочим, Йосиф Флавий приводит традицию, что Хур был мужем Мирьям, которой было во время Исхода 86 лет). Согласно этому Бецалель вполне мог быть зрелым мужчиной.

А что произошло с дедушкой Бецалеля?

Как мы уже написали, согласно простому смыслу, Хур был уже старым человеком, и скорее всего вскоре умер. В Торе он больше не упоминается. Но у Хазаль есть мнение (см. Раши 32:5), что Хура убила толпа, когда он попытался препятствовать им при построении золотого тельца. Возможно, выглядело, что его убили не специально, а не рассчитали силу удара, (см. например Шмуэль 1:4:18, где описывается, как девяностовосьмилетний Эли умер, просто упав со стула), иначе невозможно понять, почему большинство праведных евреев бездействовало, и не наказало злодеев.

Когда закончили строить Мишкан?

Тора не сообщает, когда именно закончили строительство, но мы знаем, что это произошло еще до Нисана, т.к. в Нисан Мишкан был поставлен. Существует Мидраш, согласно которому строительство закончили 25-ого Кислева, в день, который в будущем стал началом Праздника Хануки (см. Бемидбар Рабба 13:2). 

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какая конкретная запрещенная работа в Шаббат упомянута в нашей главе?

Запрет зажигать огонь (Шемот 35:3).

А какие еще запрещенные в Субботы работы упомянуты в Письменной Торе? А откуда мы знаем, какие именно остальные работы запрещены в Шаббат?

В главе Бешалах, Тора упоминает запрет носить в Шаббат на улице (Шемот 16:29), поэтому манна не падала в Шаббат. Также в главе Ки Тиса (Шемот 34:21) упоминается запрет пахать и собирать урожай (хотя есть другие интерпретации этого стиха, см. Раши). Остальные из 39 запрещенных мелахот учатся из того, что работа по построению Мишкана прерывалась на Шаббат, а значит все виды деятельности, которые требовались для Мишкана, запрещены в Субботу.

А какая разница между работами, которые упомянуты в Торе, и теми, которые в Торе не упомянуты напрямую?

Согласно закону (Шулхан Арух 608) если мы видим, как человек ломает какие-то запреты, его следует упрекнуть, но если он все равно нас не послушает, тогда лучше промолчать. Пусть лучше он считается случайным грешником, чем специальным! Исключение составляют запреты, описанные в Письменной Торе. Получается, что если мы видим кого-то, что курит в Шаббат, его следует упрекнуть, даже если он все равно нас слушать не будет (хотя это не относится к полностью нерелигиозным евреям, см. Биур Халаха к главе 608, Арух Ашулхан 608:7, Дигуль Мервава, Йоре Деа 151).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

С какого времени Ашкеназские евреи перестали в Песах есть «Китнийот» (рис, гречку, просо, и т.п.)?

Этот запрет упоминается в 13-ом веке в пометках к Книге С’мак (Р. Перец, пометки к «Сефер Мицвот Катан», заповедь 222, пометка 12). Хотя некоторые считают, что уже Раавад (Рабби Авраам бен Давид, 12-ый век) запрещал Китнийот (см. его пометку к Рамбаму, законы Хамец у-Маца 5:2, см. Аковец, напечатанный в издании Франкеля). Но большинство мудрецов не согласны с таким пониманием Раавада, и считают, что Раавад в этом месте спорит в отношении другого закона: Рамбам разрешает мацу, сделанную на соке, а Раавад запрещает. Более того, те, кто запрещают Китнийот, делают это не по букве закона Талмуда, а только из-за беспокойства, вдруг простой люд перепутает между злаками, которые могут стать квасными, и злаками, которые не могут, (или из-за боязни, что среди семян риса будут примеси полбы и т.п.), но согласно закону Талмуда, халаха следует мнению, что рис не становится квасным, сколько бы его не держали в воде. Интересно, что даже после времен С’мака, в четырнадцатом веке Тур (453) всё ещё считал запрет на Китнийот слишком большой строгостью. Тем не менее, к времени Рема (Рабби Моше Иссерлес, 16 век), все Ашкеназские евреи приняли этот обычай.

Существуют ли ситуации, когда Ашкеназим разрешено есть Китнийот?

Когда не было возможности сделать достаточно мацы на все дни праздника, некоторые раввины разрешали делать мацу из риса и подобных Китнийот. Ведь все причины на запрет Китнийот не должны относиться, если сделать из них мацу по всем правилам. Более того, в Израиле есть некоторые раввины из общины «Дати Леуми» (модерные ортодоксальные евреи), которые разрешают в Израиле есть Китнийот даже Ашкеназим. (Они считают, что строгость, которую приняли наши предки в Европе, не относится в Израиле; см. также Мор У-Кция 453:1, который в восемнадцатом веке пытался убедить Ашкеназских раввинов своего поколения, аннулировать этот обычай, который иногда приводил к тому, что ели полу-кошерную мацу, т.к. сложно было по всем строгим правилам испечь достаточно мацы на все дни праздника). Но большинство Ортодоксальных евреев даже в Израиле продолжают очень строго соблюдать наш обычай, не есть никаких Китнийот. Более того, даже многие Сефардские евреи соблюдали частично или полностью этот обычай, см. следующий вопрос.

А могут ли Сефардим принять на себя строгости запрета Китнийот?

Сефардим могут принимать строгости Ашкеназим, и наоборот, и многие Сефардим приняли основные строгости Ашкеназских евреев в Песах (см. Бирке Йосеф 453:1, Бен Иш Хай, Цав 41, Каф Ахаим 453:8 и 457:76, см. также Шевет Алеви 6:59).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек приходит с работы в ночь на день перед Песах очень поздно, что делать насчет поиска хамеца?

Можно назначить жену, или кого-то еще, чтобы они проверили хамец. А если он очень хочет принять участие, но не может уйти с работы рано, то пусть попросит их оставить одну комнату, которую он потом проверит сам.

Нужно ли проверять машину?

Да, ведь в машине и также в багажнике может быть еда, или кроки от печенья и т.п.

Нужно ли искать хамец в ванной комнате?

В наше время многие хранят в шкафу в ванной комнате спирт, зеленку, и другие изделия, которые могут содержать хамец. Также в ванне может быть шампунь с овсяными хлопьями, и т.п. (Разумеется, бывает, что не запрещено хранить подобные изделия, если они абсолютно несъедобны, даже если они содержат квасное, и в конкретных следует спросить у раввина).

Поучения, Афоризмы:

(Шемот Рабба 40:4): Рабби Ханина бен Пази говорит: нет более великого колена чем Йехуда, и нет более пренебрегаемого колена, чем Дан … но перед Всевышним все равны, и Он выбрал Бецалеля из Йехуды и Охалиава из Дана, чтобы они заправляли строительством Мишкана. (Заметим, что и в последующих поколениях нередко лидеры нашего народа происходили из неважных семей, и даже из неевреев: например Шамая, Автальйон, Рабби Акива и Рабби Меир; и в наше время, Рабби Овадия Йосеф был сыном простого бакалейщика, который не отличался знаниями Торы). 

Предыдущая глава