Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваякхель.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Почему наша глава начинается с заповеди о соблюдении Шаббата?

В Шаббат нельзя было строить Мишкан (и как раз из работ Мишкана учится, что именно нельзя делать в Шаббат).

Какая именно запрещенная в Субботу работа упомянута в нашей главе?

Запрет на зажигание огня.

Почему в главе Трума был сначала описан Святой Ковчег, а в нашей главе сначала описывается построение самого Мишкана?

В главе Трума предметы описаны в порядке важности, а в нашей главе, в порядке их построения (сначала делают Храм, а потом уже предметы в Храме).

На что были использованы зеркала, которые подарили женщины? Почему?

Из медных зеркал была сделана мойка (кийор). Именно из этой мойки (сделанной из дотаций праведных женщин) проверялась Сота (женщина, которая возможно изменяла мужу, см. Раши, Бемидбар 5:17, см. также Китвей Аризаль, Ликутей Тора, Ваякхель).

В молитве Шмоне Эсре (согласно Сефардскому нусаху) в четвертой брохе просят «Хохма, Бина и Даат» (мудрость, понимание и разум). А какими из этих трех видов мудрости обладал Бецалель?

Тора сообщает (Шемот 35:31), что Всевышний наполнил Бецалеля «Хохма, Твуна и Даат». (Насчет разницы между словом «Бина» и «Твуна», см. ГР”А и Малбим к Мишле 2:3).

Слово «раковина» в современном иврите взято из нашей главы. Какое это слово?

Мойка (кийор) вошло в современный язык как «раковина».

Ответы на вопросы к главе Торы:

В каких случаях главы Ваякхель и Пекуде читают вместе, а когда их читают отдельно?

В «високосные годы (когда два Адара), эти главы читают отдельно. Также, в обычные годы, если Рош Ашана попадает на четверг, и месяцы мархешван и кислев имеют по 30 дней, то эти главы читают отдельно. В остальные годы, главы Ваякхель и Пекуде читают вместе.

Какие Хафторы могут читать к нашей главе в разные годы?

Хафтора главы Ваякхель из Книги Мелахим. СефардимХабад) читают отрывок 1:7:13-26, а Ашкеназим: 1:7:40-50. Иногда глава Ваякхель попадает на Паршат Пара, и тогда читают специальную Хафтору из Йехезкеля 36:17-38. А в високосный год, обычно Ваякхель попадает на Паршат Шекалим (как и в этом году), и читают Хафтору из Мелахим 2:11:17-2:12:17. Ну и конечно когда читают Ваякхель и Пекуде вместе, то и Хафтору читают для Пекуде (а какие Хафторы читают к главе Пекуде, мы рассмотрим в вопросах к следующей главе).

Могли ли «эрев рав» (египтяне, которые присоединились к нашему народу) давать дотации для Мишкана?

Согласно Зоару (2:195а) сначала Всевышний хотел, чтобы все участвовали в построении Храма, но после греха золотого тельца, дотации брали только у детей Израиля.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

В каком благословении в Шмоне Эсре (кроме благословения против еретиков) существует больше всего разных вариантов?

Больше всего различий видимо в благословении про Иерусалим. (Сравните, например нусах в Сефардских и Ашкеназских Сидурах; а у Рава Саадии Гаона это благословение больше похоже на наше третье благословение в Биркат Амазон; а в Израиле в старые времена эта броха включала и следующую и заканчивалась «Барух Ата Ашем Элокей Давид Увоне Йерушалаим»). Также девятая броха о пропитании сильно отличается в разных сидурах, и Сефардим (а также многие Хасиды) молятся совсем разный нусах летом и зимой.

Какое могло быть самое большое количество благословений в Шмоне Эсре?

24. В старые времена, в определенные посты в Израиле молились дополнительные 6 благословений во время повторения Шмоне Эсре. В наше время, самое большое количество благословений – двадцать, тоже во время повторения Шмоне Эсре в пост, т.к. Хазан читает одну дополнительную броху «Анейну».

Какая самая длинная броха в Шмоне Эсре?

В будние дни - предпоследняя броха «модим» (особенно в Хануку). А вообще самая длинная броха – это четвертая броха в Мусаф Рош Ашаны, и самый длинный ее вариант – когда Рош Ашана попадает на Шаббат. (Разумеется, мы обсуждали тихое Шмоне Эсре, в повторении Шмоне Эсре в Рош Ашану и Йом Кипур, у Ашкеназим принято читать пиютим, и в особенности длинным получается третье благословение).

Ответы на вопросы по Халахе:

Может ли человек поздно ночью вешать белье сушиться, если у него так скрипит колесо, которое натягивает веревку, что соседи жалуются?

Если это производит очень большой шум, то нельзя вешать белье поздно ночью, когда уже многие спят (см. вопросы в конце книги «Тувха Ябиун», вопрос 11).

Если, когда человек включает душ, слышно у соседей, и соседи жалуются, если он моется поздно ночью, должен ли он их слушаться?

По букве закона, он может мыться, когда хочет. Но конечно, насколько возможно нужно стараться не беспокоить соседей (там же, вопрос 12).

Если во время переезда поставили вещи на улице, и прохожий наступил и сломал большое стекло, нужно ли платить за ущерб?

Обычно, если прохожий не заметил стекло, или не мог пройти по другому, то ему не нужно платить (и наоборот, если он порезался, то бывает что требуется платить хозяину стекла). Но если прохожий видел стекло, и не сложно было его подвинуть, чтобы пройти, тогда он должен платить за ущерб (см. подробное обсуждение в книге «Мишпатей Атора», Бава Кама, 46). Мораль: не оставляйте стекла без присмотра на прохожей части улицы

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Хулин 94б): Когда Мар Зутра шел из Сикры в Мехозу, он столкнулся с Равой и Рав Сафрой, которые шли в Сикру. Мар Зутра подумал, что эти раввины специально пришли, чтобы поприветствовать его. Он спросил их: «Зачем вам так стараться, чтобы встретиться со мной?» Рав Сафра ответил: «На самом деле мы не знали, что Ваша честь придет, но если бы мы знали, то приложили бы еще больше усилий Вас встретить». Рава позже спросил Рава Сафру: «Зачем тебе надо было это сообщать и расстраивать его?» Рав Сафра ответил: «Но если бы мы поступили иначе, мы бы его обманули» [тем, что он бы думал, что мы вышли его встретить, когда это не так]. Рава ответил: «Он сам ввел себя в заблуждение» [ведь не мы пытались его обмануть, и создать неправильное впечатление, и в такой ситуации, мы не обязаны были ему сообщать правду].

(Гитин 6б): Р. Хисда сказал: мужчина никогда не должен терроризировать свою семью. Наложница Гивы была терроризирована ее мужем, и в результате многие тысячи людей были убиты в Израиле. Раб Йехуда сказал во имя Раббы: если человек терроризирует свою семью, это в конечном итоге приведет трем грехам: запретным связям, кровопролитию, и осквернению субботы.

(Гитин 52а) Двое мужчин обычно ссорились каждую пятницу после полудня [когда все нервничают, боясь не успеть все закончить перед Шаббатом]. Р. Меир однажды приехал в это место и помешал им ссориться по пятницам. Когда он наконец добился мира между ними, он услышал, как Сатан сетует: «Увы, выгнал меня Р. Меир из этого дома».

Предыдущая глава