Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваэтханан.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Сколько недель подряд мы теперь читаем Хафторы из пророка Йешаяху?

В Субботу перед Девятым Ава (Шаббат Хазон) мы читали Хафтору из начала Йешаяху (Хазон Йешаяху бен Амоц), где пророк критикует наш народ. Теперь в течение семи суббот, мы будем читать семь Хафтор утешения. Все они взяты из второй части Книги Йешаяху.

Какая гематрия у слова Ваэтханан, и что наши мудрецы учат из этого?

515. Согласно некоторым мидрашам (Деварим Рабба 11:10), Моше молился Всевышнему 515 раз!

А какая кабалистическая книга основана на этом?

Рамхаль (Рабби Моше Хаим Луцато) назвал одну из своих книг «515 молитв» (ú÷è"å úôéìåú).

Сколько параграфов (паршийот) в Асерет Адиброт (Десяти Изречениях)?

Десять. При этом первые два изречения написаны в одной парше, а последнее – в двух («не желай жену ближнего» написано отдельно, и запреты желать его имущество – отдельно).

Сколько букв в стихе «Шма Йисраэль

25 (насчет важности этого числа, см. например Зоар 2:115б, 139б, 3:257а, 264б, см. также комментарии Виленского Гаона к Хейхалот, Зоар Берешит 44б).

Сколько слов в первом параграфе Шма?

Не считая первого стиха, в первом параграфе Шма 42 слова, супротив сорока двух буквенного Имени Всевышнего (см. Шаар Акавонот, Друшей ха-Лайла, 9).

Где в Торе упоминается слово Тефилин?

В Торе никогда не упоминается слово Тефилин – это арамейское слово. В Торе упоминаются «знак» на руке, и «Тотафот» (кокошник) на голове.

Что значит слово «Мезуза

В Торе «Мезуза» значит сам дверной косяк. Позже, отрывок из нашей главы, который прикрепляют к Мезузе, стали называть «Мезуза».

В каком порядке в нашей главе описываются четыре направления света? А всегда ли Тора описывает их в этом порядке?

В нашей главе (3:27) направления описаны в следующем порядке: запад (направления «моря»), север, юг и восток. Но в других местах, Тора описывает направления света в других порядках (см. например, Берешит 13:14, 28:14, Бемидбар 35:5; что касается лагерей в пустыне, см. вторую и третью главы Книги Бемидбар; интересно, что Хазаль учат, что стандартный порядок направлений – «направо», т.е. против часовой стрелки, см. Мелахим 1:7:25).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какой стих в нашей главе мы читаем в конце любой молитвы (Шахарит, Минха, Арвит)?

Сегодня обычай читать молитву Алейну в конце любой молитвы. Этот обычай распространился постепенно, во время Хазаль Алейну читали в мусафе Рош Ашаны и Йом Кипура, в средние века, в некоторых местах стали читать Алейну после каждой молитвы Шахарит, и наконец, постепенно распространился обычай читать Алейну после каждой молитвы (а Аризаль дал ему Кабалистическое объяснение, см. Шаар Акавонот, Тефилат Ашахар, но до сих пор есть общины, которые когда молятся вечернюю молитву сразу после Минхи, не говорят Алейну между ними). Первый параграф Алейну кончается словами из нашей главы (Деварим 4:39) «и ты будешь знать сегодня, и положишь на сердце, что Всевышний – Он Б-г на небесах наверху, и на земле внизу, нет другого (àÅéï òåÉã)». (Кстати, перевод этого стиха согласно учениям Хабад, àÅéï òåÉã  - ничего кроме Него не существует; когда Артскрол Сидур был переведен на русский язык, они наняли организацию Шамир, которые использовали сделанный раньше перевод сидура Хабад «Тег͂илат Г͂ашем», но стандартный Артскрол Сидур переводит на английский “there is none other”). 

Какие две отрицательные мицвы из 613 заповедей засчитывает в нашей главе Рамбан, но не Рамбам?

Как известно, существует много диспутов о том, как насчитать 613 заповедей. Рамбан, в своих хасагот к Сефер Амицвот Рамбама насчитывает немало заповедей, которые, по его мнению, Рамбам «забыл» посчитать (и наоборот, не считает отдельными заповедями многие заповеди Рамбама). Бывают случаи, когда их диспут упирается в вопрос, какие заповеди из Торы, а какие – раввинские. В других случай, диспут лишь в том, считать ли какое-то повеление как  отдельную мицву. (К примеру, в нашей главе описывается заповедь читать Шма «ложась и вставая», т.е. утром и вечером, и Рамбан считает это двумя заповедями, а Рамбам – одной). В нашей главе есть два запрета, которые засчитывает Рамбан: не забывать о Синайском Откровении (Деварим 4:9-10), и не забывать о Всевышнем (Деварим 6:12, в смысле это отрицательная заповедь, кроме положительной – всегда верить в Творца, которую считает и Рамбам).

Тора велит нам (Деварим 6:16) «Не испытывать Всевышнего». Согласно Хазаль, у этого запрета есть одно исключение. Какое?

Талмуд (Таанит 9а) учит нас (на базе стиха из Малахи 9:10), что разрешается испытывать Всевышнего, когда даешь цедаку (например, дать деньги в надежде, что Всевышний отплатит нам, и сделает нас богатыми).  Тем не менее, многие считают, что это относится только отделению десятины, а не просто к обычной цедаке (см. Рема, Йоре Деа 247:4, см. Питхе Тешувот 247:2, что имеется в виду десятина, которую отделяют от зерна, но не «маасер кесафим» - десятина денег, которая подобно обычной цедаке, но см. Псаким ве-Тешувот, 247:3, который спорит с этим. В любом случае, даже если можно «испытывать» Всевышнего в отношении десятины, есть много других условий, которые должны быть соблюдены при этом, например деньги должны быть абсолютно честно заработанными, см. Псаким ве-Тешувот там же. И вообще «испытывать» Всевышнего нежелательно, и следует служить Ему бескорыстно).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Кто были учителями Рабби Йехуды Анаси (Реббе, автора Мишны)?

Основным учителем Реббе был его отец Рабан Шимон бен Гамлиэлем. Также Реббе учился у Рабби Шимона бар Йохая, а также у Рабби Йехуды, Рабби Элазара бен Шамуа, и у многих других мудрецов поколения (см. «Толдот Танаим Веамораим», стр. 577).

Если в Мишне упоминается мнение Р. Йехуды Анаси и еще одно мнение, то какому из них следует закон?

Если Реббе спорит с одним мудрецом, халаха следует мнению Реббе (Эйрувин 46б).

А если Реббе спорит со своим отцом Рабан Шимон бен Гамлиэлем, то кому следует Халаха?

Согласно Раши (Санхедрин 23б), и некоторым другим мудрецам, халаха следует Р. Йехуде Анаси даже, когда он спорит с отцом (см. также Рош, Моэд Катан 3:32). Но большинство Ришоним считают, что в такой ситуации Халаха следует Рабан Шимон бен Гамлиэлю (см. Рашба и Ритва, Эйрувин 97а, и так же считают все основные Сефардские Ришоним, и так пишет сам Рош в Гитин 5:5).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли убрать Субботний подсвечник, после того свечи они потухли?

Нет. Если свечи горели в начале Шаббата, то они и подсвечники становятся мукце на весь Шаббат. Тем не менее, Сефардим разрешают сделать «танай» (условие) перед началом Субботы, что человек не отвлекается от свечей и ждет, когда они погаснут, чтобы можно было их переносить.

Можно ли подвинуть предмет мукцы ногой?

По многим мнениям, да.

Что делать в Шаббат со скорлупой после очистки яиц?

Можно очищать яйца прямо над мусорной корзиной. Если это сложно, то скорлупу яиц следует бросать на тарелочку, на которой лежит кусок хлеба, и потом можно ее унести.

Поучения, Афоризмы:

Однажды Р. Хисда взял в одну руку брильянт, а в другую – комок земли. Брильянт он сразу показал своим дочкам, но это не произвело особенного впечатления, т.к. они очень хотели знать, что же во второй руке? Только когда они помаялись, он раскрыл вторую руку (Шаббат 140б). (Также и мы часто хотим чего-то, что скрыто, но то, что доступно, игнорируется).

Предыдущая глава