Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваэра.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Какая этимология слова «Хартумим» (маги)?

Хазаль (Танхума, Микец) и Раши (Берешит 41:8) считают, что это слово связано со словом «кость» по-арамейски (т.к. колдуны и предсказатели использовали кости). Другое мнение, что это слово связано с корнем çøè – (выгравировать, кстати, в современном иврите египетские иероглифы называются «ëúá çøèåîéí», что близко по значению к греческому слову «иероглифы» ἱερογλυφικός = ἱερός святое + γλύφω гравирование).  А некоторые считают, что «Хартумим» - это египетское или халдейское слово, (см. Ибн Эзра). Кстати, профессор Хаим Тавил приводит, что в Аккадском это означает «переводчик снов», но он думает, что оно произошло от египетского слова «дежурный» (Akkadian Lexicon Companion for Biblical Hebrew Etymological, Semantic and Idiomatic Equivalence).

А где еще в Танахе встречается это слово?

Кроме нашей главы, это слово впервые было упомянуто в Берешит 41:8 (когда фараон требовал от своих мудрецов объяснить его сон), и несколько раз в книге Даниэль.

Как известно, существует пять особых злаков, из которых делают хлеб. Три из них упомянуты в нашей главе. Какие?

В конце нашей главы (Шемот 9:31-32) сказано, что после града: «лен, и ячмень не были сломаны, ибо ячмень заколосился, а лен уже в стеблях, но пшеница и полба не были сломаны, так как вырастают поздно».

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Откуда источник обычая не жениться на женщине, которую зовут как маму? А в чем причина на этот обычай? А что делать если все таки полюбил девушку с именем как у матери?

Источник этого обычая в повелениях средневеково мудреца Р. Йехуды Хасида. Это повеление не упомянуты в Шулхан Арухе, но многие все равно относятся к нему очень серьезно, тем более, что оно также упомянуто Каббалистом  – Р. Эммануэль Хай Рики в книге «Мишнат Хасидим». Причина на этот обычай неизвестна, но одно из возможных предположений состоит в том, что если человек будет называть жену по имени, это может быть неуважительно по отношению к его маме (тем более, если он это будет делать в присутствие матери, особенно если это редкое имя, см. Йоре Деа 340:2). Неочевидно, насколько мы обязаны следовать повелениям Р. Йехуды Хасида, раз на них нет источников в Талмуде (который единственный является обязательным для всего еврейского народа), но все равно многие очень серьезно относятся к его повелениям, и боятся их ослушаться. Но если требуется, Бет Дин может разрешить добавить имя жене, чтобы оно отличалось от имени матери, и благословить молодых, чтобы ничего плохого не случилось.

А есть ли также обычай не выходить замуж за мужчину, которого зовут как отца?

Да, этот обычай тоже упомянут в повелении Р. Йехуды Хасида, ему следуют в меньшей степени.

А можно ли выходить замуж второй раз, если имя второго мужа, как у первого?

В дополнительных повелениях Р. Йехуды Хасида приводится также не выходить замуж за человека, которого зовут как предыдущего мужа, чтобы новый муж не напоминал постоянно о старом. Здесь тоже можно добавить имя, если требуется.

Ответы на вопросы по Халахе:

Может ли ребенок до 13 лет быть Хазаном?

Нет. Он только может читать «Кадиш Ятом» (если Хас Вешалом у него умер родитель).

Можно ли вызывать ребенка до 13 лет к Торе (давать «Алию»)?

По закону Талмуда, да, но у Ашкеназим принято только давать ребенку алию мафтира (см. Мишна Берура 282:12, см. также Йехаве Даат 2:15, что Сефардим разрешают вызывать ребенка к Торе и в Шаббат и в будний день).

Может ли ребенок до 13 лет читать Тору для общины (быть «бааль корэ»)? А как насчет Хафторы?

Есть диспут на этот счет, и если никто больше не знает, как читать, то можно дать читать ребенку (см. Мишна Берура 282:13). А Хафтору можно дать читать ребенку даже лехатхила.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Берешит Рабба (100:1): «Он нас сделал, а не мы» (Техилим 100:3). Имеется в виду, что не мы сами себя сделали, а Всевышний нас создал. Мы не говорим, как фараон: «Мой Нил, и я сам себя сделал» (Йехезкель 29:3). (Напоминает американское выражение: «self-made man», но еврей должен быть скромным, и за свой успех благодарить Творца).

Предыдущая глава