Еврейский Калейдоскоп. Глава Тольдот.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе (Берешит 25:23), Ривке было предсказано, что у нее в утробе «два народа». Наши мудрецы (Берахот 57б, Авода Зара 11а, см. также Раши к данному стиху) считают, что здесь подсказаны два особых представителя этих народов – Реббе и Антонинос. На чем основан этот мидраш?

Хазаль видили подсказку на определенных потомков Якова и Эйсава т.к. невозможно сказать что в «утробе» находятся «народы», и вдобавок в этом месте Торы есть Кри βειν и Кетив βιιν (написанный и произносимый варианты текста, и написанный βιιν похоже указывает на значение «важных людей»). Вдобавок, «Тора Темима» объясняет, что выражение «два» народа указывает на двух представителей этих народов, которые похожи, а так как сами Эйсав и Яков похожими ни в чем не были, то могут подсказываться Антонин и Реббе, которые (согласно Хазаль) были близкими друзьями.

А про какого вообще Антониноса (Римского Императора Антонина) идет речь?

У нас нет достоверных доказательств ни того, о каком Императоре идет речь, ни даже того, какой «Реббе» (Рабби Йехуда Анаси) здесь имеется в виду. Дело в том, что некоторых потомков Рабби Йехуды Анаси (автора Мишны), тоже звали Рабби Йехуда, и они тоже были Несиим (принцами). Также немало из Римских императоров имели несколько имен, одно из которых было Антонин. Одна из распространённых теорий, что обычно Антонинос, упомянутый у Хазаль – это Марк Аврелий Антонин, который правил после Антонина Пия, но и согласно этому иногда Хазаль имели в виду другого Антонина.  

Есть мнение, что этот Антонин секретно перешел в Иудаизм. На чем основано это мнение?

Иерусалимский Талмуд (Мегила 3:2) приводит, что Антониноса видели в Йом Кипур в определенного вида открытых сандалиях (или тапочках), на что Талмуд заключает, что и многие «Б-гобоязненные люди» такие носят. Обычно считается, что предположение Талмуда, сначала было в том, что Антонинос не перешел в Иудаизм, иначе как он мог носить обувь в Йом Кипур, но Талмуд это отвергает, говоря, что и многие кошерные евреи такую обувь носят. С другой стороны, Р. Шауль Либерман объясняет наоборот: «Б-гобоязненные люди» - это не евреи, которые соблюдают часть заповедей (типа «жидовствующие»), и в те времена было немало таких людей (см. также Биур Халаха 304).  Талмуд сначала предположил, что раз Антонин носил особую обувь в Йом Кипур, значит он перешел в Иудаизм, и на это ответил, что и многие «неполные» Герим соблюдают законы Йом Кипура.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Как в Талмуде звучит идиома «Что было – то было»?

ξΰι γδεδ δεδ  (Май дехавахава).

Слово «идиот» происходит из греческого, но его значение было несколько другим. А как это слово используется в Талмуде?

Хедиот в Талмуде – это не специалист, дилетант, но может и иметь более негативное значение, почти как по-русски (например, кто сидит в дождь в Сукке – просто хедиот). Также и ἰδιώτης в древнегреческом в том числе означает «несведущий человек».

Третья книга Моше у нас называется Вайикра, а также «Торат Коаним». А какой из комментаторов Торы упоминает латинское название этой книги (Левит)?

Хузкуни в конце своих комментариев к Книге Вайикра упоминает, что латинское название этой книги - μιειθιχ"ε и его значение, разумеется, как «Торат Коаним» у нас.

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли делать благословения, если рядом детский горшок?

Если горшок глиняный, или деревянный, то нет, а если металлический, и его помыли, то можно (а насчет пластика есть диспут, и можно быть мягким, но заметим, что по некоторым мнениям нельзя делать брохи рядом с любым горшком, даже чисто вымытым, и помогает только полностью покрыть его чем-то сверху и со всех сторон).

Можно ли во время Шмоне Эсре отойти, если рядом ребенок покакал?

Прямо во время Шмоне Эсре следует отойти на два метра от конца запаха. Хотя обычно нельзя ходить во время Шмоне Эсре, в данном случае лучше так сделать, чем ждать пока уберут вонь (ведь если прождали столько, сколько занимает сказать все Шмоне Эсре, придется молиться сначала).

Если помолились Шмоне Эсре, а потом оказалось, что рядом был горшок и т.п., нужно ли молиться заново?

Если молился в месте, где обычно такое не ожидается, тогда молиться заново не нужно, а если такое можно было ожидать, а он не проверил, то пусть теперь молится заново (но лучше сделать условие, что если молиться не обязан, то он молится как «недава» - добровольную молитву).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Санхедрин 7а) Если человек проиграл тяжбу в суде, и в компенсацию у него забрали шарф, то пусть он идет и поет от счастья (ведь таким образом свершилось правосудие, иначе эта вещь в его руках была бы как ворованная). 

 

Предыдущая глава