Еврейский Калейдоскоп. Глава Шемини.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Каких животных в мире больше: кошерных или некошерных?

Кошерных видов гораздо меньше. Не кошерны все хищники, и все маленькие животные, и все пресмыкающиеся. Даже из видов не хищных млекопитающих, кошерных – меньшинство, ведь всего есть десять общих видов кошерных животных.

А каких пород птиц больше: кошерных или некошерных?

Теоретически, большинство птиц – кошерны (см. Талмуд, Хулин 63б). Те мне менее, у нас обычай есть только те виды птиц, про которые мы знаем, что они точно кошерны, т.е. на которые есть «Месора» (см ниже).

Какой вид пищи переносит нечистоту только через еду, но не при касании?

Согласно Хазаль (см. например Мишна, Тахарот 1:1), мертвая птица кошерной породы (например, курица), если ее зарезали некошерным образом (или она сама умерла), передает нечистоту тому, кто ее съел. Но при касании такая птица нечистоту не передает.

Что такое «марбе раглаим» (дословно «многоножка»)? А как ее форма использовалась для иллюстрации в Талмуде?

В контексте данного стиха (11:42), возможно имеются в виду разные виды, у которых более четырех ножек, ведь сначала описаны ползучие, потом ходячие на четырех ногах, а потом îÇøÀáÌÅä øÇâÀìÇéÄí – многоногие (см. «Живую Тору» Р. Арье Каплана и «Даат Микра» издания Мосад Арав Кук). Но Хазаль считают (см. «Таргум Йонатан», и Талмуд, Хулин 67б), что имеется в виду конкретное существо, которое и по-русски называется «многоножка», или «сороконожка». Ее арамейское название «надал». В Талмуде, эта  форма используется для иллюстрации множества маленьких переулков по обе стороны улицы (Эйрувин 8б).

Сосуды из какого материала не принимает нечистоты из Торы, но мудрецы сделали, чтобы они принимали нечистоту, и более того, их невозможно очистить в мицве?

Сосуды из стекла. По Торе они не принимают нечистоты, но во время увеличивавшегося влияния греков, мудрецы постановили, чтобы стеклянные сосуды были как глиняные. (Возможно, этот запрет был установлен, чтобы предотвратить влияние их цивилизации, ведущую к ассимиляции; ведь  дорогая стеклянная посуда ассоциировалась именно с культурой греков).

Вопросы к главе Торы:

Согласно Рема (Йоре Деа 82:3) чтобы есть определенные породы птицы, нужна Месора – традиция, что эта порода кошерна. А почему можно ли есть индейку? А нужна ли Месора на животных?

Когда-то существовал диспут, можно ли есть индейку, ведь действительно на нее не могло быть Месоры, т.к. ее привезли из Америки. Но в результате принято есть эту птицу, которую мы теперь очень хорошо знаем, и она имеет кошерные знаки (см. например конец тшувы Мешив Давар 2:22). Также существует диспут, требуется ли Месора, чтобы есть новые виды животных. Хазон Иш считал, что и животных можно есть только если их ели наши предки, и согласно этому разрешается есть только говядину, баранину, козлятину и оленину. По этой причине, Хазон Иш (Йоре Деа 11:5) не разрешал употребление в пищу индийского быка зебу. Но многие мудрецы (При Мегадим, Сифте Даат 80:1, Кол Мевасер 1:9, см. также Шевет Алеви 10:114) считали, что для животных не требуется Месоры, т.к. отличить кошерных от некошерных очень легко (в отличие от птиц).

Почему едят красную икру, но не черную?

Общий принцип кошерности: то, что выходит из кошерного – кошерно, а из некашерного – не кошерно. Красную икру метит лосось – кошерная рыба (см. также Бет Йосеф. Йоре Деа 83 и Шах 83:27). Что касается обычной черной икры, которую метит осетр, есть неуверенность, считаются ли его ганоидное покрытие «чешуей» согласно закону Торы, поэтому обычай эту икру не есть.    

Почему можно покупать яйца у нееврея, но нельзя пить нееврейское молоко?

Когда-то наши мудрецы запретили молоко, которое доили неевреи, вдруг они перемешают молоко коров с молоком лошадей, верблюдов и других некошерных животных. Хотя в наше время молоко обычно только коровье, декрет мудрецов остался в силе и сегодня (а некоторые раввины считают, что можно пить нееврейское молоко в странах, где государство наказывает за добавление примесей к коровьему молоку). Что касается яиц, все обычные яйца – куриные, и нам не нужно беспокоиться, что нам продадут яйца некошерных птиц. На это наши мудрецы никогда не делали никаких особых запретов, ведь некошерные яйца отличаются по внешнему виду от куриных яиц.

Вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Является ли в наше время счет Омера мицвой из Торы?

Есть диспут на этот счет. По мнению многих мудрецов, т.к. сам Омер (ячменная жертва) сегодня не приносится, то и подсчет Омера сегодня является раввинской заповедью. Но Рамбам считает, что и в наше время мицва считать Омер – из Торы.

Откуда мы знаем, что считать Омер должен каждый мужчина, а не лишь Бет Дин (как в случае счета 49 лет до Юбилейного года?)

В случае подсчета лет до Юбилейного года, Тора говорит в единственном числе «посчитай» (Вайикра 25:8), а в случае Омера – во множественном: «посчитайте» (Вайикра 23:15).

Почему считать Омер нужно ночью?

Талмуд (Менахот 66а) учит это из того, что написано «темимот» - цельные семь недель (Вайикра 23:15). Если считать только днем, то половина суток уже прошла, и подсчет не будет «цельным».

Вопросы по Халахе:

Нужно ли детям считать Омер? А что делать, если ребенок пропустил какой-то день?

Да. С возраста, когда ребенок может считать, и не забывать, его начинают приучать к этой мицве. Если ребенок пропустил день, его учат дальше считать без благословения, как делают и взрослые (а некоторые считают, что ребенок может продолжать делать благословение, см. Ялкут Йосеф 489:12).

А если у ребенка бар мицва во время счета Омера, продолжает ли он считать с благословением?

По некоторым мнениям, т.к. первые дни такой ребенок считал только как тренировка (хинух), то теперь, когда он стал взрослым, он не может в оставшиеся дни делать благословение на счет Омера (см. например Йехаве Даат 3:29). Но для Ашкеназим, многие мудрецы разрешают продолжать счет с благословением, при условии, что он не пропустил ни одного дня, пока был ребенком.

Если человек не помнит, посчитал ли он Омер в какой-то день, (или он не уверен, что посчитал правильно), что теперь делать?

Если он вспомнил днем, он считает днем без брохи. В любом случае, даже если он осознал на следующую ночь, что возможно он пропустил вчера счет Омера, он продолжает считать с благословением (Шулхан Арух, Орах Хаим 489:8).

Поучения, Афоризмы:

(Йома 38б-39а): Если человек хочет себя загрязнить, ему открывается дверь (в смысле, дается такая возможность). Но если он хочет очиститься, Сам Всевышний ему помогает. Как продавец, у которого в продаже керосин и бальзам: когда приходит покупатель керосина, продавец говорит ему: иди, отмеряй себе сам. Но если приходит покупатель бальзама, продавец помогает ему отмерить. Грех затупляет человеческое сердце, как сказано (в нашей главе) «и не оскверняйте себя ими (некошерными видами пищи), иначе вы будете осквернены (дословно: загрязнены)» (Вайикра 11:43). Не читай «åÀðÄèÀîÅúÆí» (загрязнены) а читай «åðèîèí» (затуплены). Если человек загрязняет себя немного в этом мире, его в результате загрязняют еще больше в Будущем Мире. Но если человек освящает себя немного в этом мире, его освящают еще больше в Будущем Мире!

Предыдущая глава