Еврейский Калейдоскоп. Глава Шелах.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Чем связаны конец предыдущей главы и начало нашей?

Раши пишет, что после эпизода с Мирьям, разведчики должны были выучить урок о наказании за «Лошон Ара», но они ничему не научились.

Почему Тора пишет «Йехошуа Бин Нун» а не «Бен Нун»?

Рамбан (33:11) пишет, что Бин-Нун созвучно с «мудрым», и поэтому так всегда называли главного ученика МошеЙехошуа (см. также Ресисей Лайла, дивре халомот 22).

Раши пишет, что эпизод с человеком, который проклял Творца и эпизод с человеком, который собирал хворост в Шаббат, произошли в один период времени. Почему же тогда первый описан в Третьей Книге Моше (Вайикра), а второй – в Четвертой Книге Моше (в нашей главе)?

Возможно, Тора специально поместила в Третью Книгу наказание человека, который сломал третью заповедь (Не Бери Имя Всевышнего Всуе), а в Четвертой Книге – наказание за ломание нарушение четвертой заповеди (Шаббат).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Многие папы делают в день Бар Мицвы благословение «шепатрани мионшо шел зе». Имеется в виду, как объясняют большинство комментаторов, что мы больше не отвечаем за своих детей, (т.к. они уже взрослые), но Левуш считает, что эта броха имеет другой смысл. Какой?

Левуш считает, что имеется в виду наоборот: после 13 дети уже не наказываются за грехи отцов!

Предыдущее благословение не упоминается в Талмуде, но упоминается в мидраше. А какие из каждодневных благословений не упомянуты в Талмуде?

Утреннее благословение «Ханотен Лаяэф Коах» (и «Шеасани Кер’цоно» для женщин), благословение «Аль Мицват Цицит» (в Талмуде упоминается только «Лехитатеф Бецицит»), благословение после короткого Шема «Хамекадеш эт Шемо/Шимха Берабим», «Барух Шеамар» и «Йиштабах», а также последнее благословение после вечернего Шема – «Хамелех Бихводо Тамид Йимлох Алену Леолам Ваэд Веаль Коль Маасав».

Какие брохи во время молитв каждый день делают многие ашкеназим, но не делают сефардим?

Сефардим делают благословений «Хамекадеш эт Шемо Берабим» без Имени Творца, и также поступают многие Ашкеназим. Сефардим (и некоторые Ашкеназим) не делают благословение на головной Тефилин (если не прерывались после надевания ручного), и броху «Хамелех Бихводо Тамид Йимлох Алену Леолам Ваэд Веаль Коль Маасав». Сефардские женщины не говорят Имена Всевышнего в брохе «Шеасани Кер’цоно».

Ответы на вопросы по Халахе:

Что делать если забыли отделить Халу до Шаббата?

Вне Израиля можно просто есть пока, но оставить немного, и после Субботы отделить Халу от остатка.

Нужно ли отделять халу, если делают оладьи, блины или пельмени?

Если использовали более килограмма и 200 грамм муки, то следует отделить Халу без благословения, (но обычно используют так мало муки, что точно нет обязанности, отделять Халу).

Что можно сделать, если сжечь Халу слишком сложно?

Можно завернуть в два целлофановых мешочка и выбросить (см. Тшувот Веханхагот 1:670).

Истории, Шутки, Афоризмы:

Царь построил дворец, но установил канализацию прямо перед входом. Прохожие восхищаются прекрасным замком, но не забывают упомянуть, что вонбчие отходы все портят. На что эта история намекает? Хотя из человека выходят противные отходы, тем  не менее, он очень горделив. Тем более, если из него бы выходили приятные запахи, как бы он тогда гордился (Авот Дерабби Натан, 19:3 в комментарии изречению из «Поучений Отцов», что человек должен помнить, что он происходит из вонючей капли, и поэтому [не гордиться и] не грешить).

Предыдущая глава