Еврейский Калейдоскоп. Глава Шелах.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Сколько всего разведчиков послал Моше?

Двенадцать.

А из какого колена не был послан разведчик?

Леви.

Сколько дней разведчики находились на Святой Земле?

40.

Кто из разведчиков побывал в Хевроне?

Хазаль учат, что в Хевроне побывал Калев (согласно Аризалю, он был гильгулем Элиэзера, и пошел попросить своего господина помолиться за него), и позже окрестности этого города были даны Калеву в наследие (но см. комментарии Рабену Миюхас, Хизкуни и Рашбама, что согласно простому смыслу, возможно все разведчики побывали в Хевроне).

Какие фрукты разведчики принесли с собой?

Гранаты, инжир и виноград.

В какой день разведчики вернулись?

По большинству мнений, они вернулись восьмого Ава, но есть мнение, что они вернулись девятого (см. Тосафот, Таанит 29а и см. пометки Баха к этому месту Талмуда).

На сколько лет наш народ задержался в пустыне из-за греха разведчиков?

Т.к. уже шел второй год, то получается что из-за разведчиков мы задержались на 39 лет, (но т.к. есть мнение, что всего в пустыне мы пробыли 39 лет, то значит из-за греха разведчиков задержались на 38).

Какие нации атаковали тех, кто попытался завоевать Святую Землю уже после того, как Всевышний вынес приговор, что они туда не зайдут?

Амалекитяне и Кенаанеи.

От теста из каких злаков нужно отделять Халу?

От теста из пяти злаков (обычно считается, что это пшеница, ячмень, полба, овес и рожь).

Почему в наше время Халу сжигают?

Т.к. коэны могли есть Халу только в ритуальной чистоте, а сегодня мы все нечистые (и хотя вне Израиля теоретически есть возможность коэну окунуться и есть халу, даже если на нем нечистота от мертвеца, но обычай все равно сжигать халу).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Сколько всего веревочек должно быть в цицит по закону Торы?

Тора не сообщает, сколько должно быть веревочек (см. Рамбам, Цицит 1:1 и Тосафот, Менахот 38а), а в Талмуде насчет этого есть диспут. Бет Шамай считают, что всего их четыре (сложенные пополам, получается 8), а Бет Хилел – что три (всего шесть). Мы следуем в этом Бет Шамай. Тем не менее, неочевидно является ли это количество именно законом Торы (см. следующий вопрос).

А если повесили больше веревочек, нарушается ли этим запрет «не добавлять к Торе?»

Есть много мнений на этот счет (см. ГР”А к Орах Хаим 11:12). Некоторые считают, что «Баал Тосиф» (запрет добавлять к Торе) в данном случае относится, только если повесили на углах по два пучка цицит (или если повесили цицит на более чем четырех углах), но в одном пучке может быть и более четырех цицит, и этим не ломаешь никакой запрет. Другие считают, что в некоторых случаях может относиться «Баал Тосиф» даже когда самих цицит в одном пучке больше (в особенности если их более 8, т.е. когда сложили, то более шестнадцати).

А сколько из веревочек должно быть голубого цвета?

На счет этого тоже есть диспут. Рамбам считает, что одна из 8 (т.е. половина одной из четырех нитей) красится в голубой цвет (и так считает ГР”А в Сифра Децниута), но Раавад считает, что полная нить была голубой, т.е. 2 из 8 свисающий веревочек голубые (и так считает ГР”А в комментариях к Зоару). А Раши и Тосафот считают, что всего половина нитей – голубые.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Как можно получить коровье молоко, сваренное с мясом коровы, которое не запрещено?

Когда варят вымя, достаточно сначала разрезать его крест-накрест и выжать, и после этого, даже если в нем остается немало молока, можно его варить (Тора запрещает только молоко, которое доили при жизни, а раввины ограничились тем, что выжимают основное молоко).

Как может быть, что определенную молочную пищу (не содержащую ничего мясного), содержащую только кошерные ингредиенты, запрещено есть из-за содержания молока в этой пище?

Раввины запретили хлеб, который сделали из теста с молоком, вдруг его съедят с мясной пищей (или наоборот, хлеб, который сделали с мясными ингредиентами, например на жире, вдруг его будут, есть с молочным). Существуют исключения, когда сделали немного, для одной трапезы, или молочный хлеб сделали необычной формы, которая не похожа на обычный хлеб (поэтому с ватрушками нет проблемы).

Как может быть, что когда в запрещенный напиток добавили молока, и он стал разрешенным?

Например, если добавили в 60 раз больше молока. Бывает также, что уже до этого смешалось что-то некошерное, например молоко свиньи попало в обычное молоко в пропорции около 1/40, и тогда если теперь случайно добавят еще 50% кошерного молока, то теперь некошерный ингредиент будет ботель. (Заметим, что если запрещенный ингредиент запрещен только раввинским законом, тогда для Сефардим разрешается и лехатхила добавить кошерного, чтобы всего некошерное было батель один к шестидесяти, см. Йоре Деа 99:6).

Ответы на вопросы по Халахе:

Нужно ли отделять халу от теста пирога или торта?

Да. Но если в тесте нет воды, то халу отделяют без благословения. Заметим, что обычно дома люди не пекут так много торта, чтобы нужно было отделять халу (многие отделяют халу без брохи от килограмма и 200 грамм теста, но обычно на торт или пирожные так много не используют за один раз).

Следует ли отделять халу от оладий?

Т.к. тесто жидкое, по большинству мнений не нужно, тем более, что оладьи не пекут в духовке, а жарят на сковороде. Но некоторые отделяют (разумеется, без брохи) халу от испеченных оладий (если их делают очень много, см. предыдущий вопрос).

Что делать если забыли отделить Халу, и уже наступила Суббота?

Вне Израиля хлеб едят, но оставляют кусок, от которого отделяют халу после Шаббата, а в Израиле нельзя есть этот хлеб.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Мидраш Танхума, Шелах 4): У одного богача был виноградник. Когда получалось хорошее вино, он говорил [слугам]: «Занесите его мне домой». А если вино скисало, он говорил «Несите его в свои дома». Также и Всевышний, когда [в предыдущей главе были выбраны] старейшины, Он увидел, что они кошерные, и назвал их «Своими», как сказано: «Собери Мне семьдесят старейшин». Но когда Он увидел, что разведчики в будущем согрешат и оклевещут Землю Израиля, он назвал их разведчиками Моше, как сказано: «Пошли себе разведчиков».

Предыдущая глава