Еврейский Калейдоскоп. Глава Рээ.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему Тора при описании запрета есть кровь, также подчеркивает, что ее следует пролить на землю, как воду?

У Халазь есть много «драшот» к этим словам. Одна из них, что кровь разрешается использовать, также как можно получать пользу от воды (т.е. нет запрета на «ханаа»). Существует также предположение некоторых Ахроним, что причина по которой разрешено есть печень (и мы не говорим что она сама – как кровь) учится из этого стиха, ведь печень не «проливается» как вода (см. например При Мегадим, Сифте Даат 73:2, Арух Ашулхан 73:1).

Тора говорит, что если первенец животного дефективный, его не приносят в жертву, а едят «как едят оленя или газель». Что мы учим из последнего выражения?

Отсюда, в том числе учится, что «первенец», который имеет дефект, не имеет никакой святости, и его могут есть даже неевреи (в отличие от первенца, принесенного в жертву, которого едят только коэны). Вдобавок, когда режут первенеца с дефектом, не нужно отдавать части коэну (матанот), также как это не требуется делать, когда режут диких животных.

«Семь дней празднуй Г-споду, Б-гу твоему …» (16:15). Разве праздник Суккот празднуется семь дней?

Да. Суккот действительно празднуется семь дней, т.к. восьмой день – это другой праздник, и из Торы уже не нужно сидеть в Сукке.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В прошлой рассылке мы упомянули Каббалиста, Р. Йосефа Гикатилию, и его мнение, что Кидуш Левана следует делать не раньше семи дней после новой луны. А где еще автор Шулхан Аруха цитирует Р. Йосефа Гикатилию?

В законах Тефилина (глава 25), он цитирует Р. Йосефа Гикатилию, что головной Тефилин не вынимают, пока не наденут ручной, а в законах Кадиша (глава 56), что отвечая на Кадиш, сразу после слова «Алмая» нужно сказать «Йитбарах».

А в каких законах, автор  Шулхан Аруха приводит источник из главной Книги Кабалы – Зоара?

Р. Йосеф Каро часто приводит Зоар в своем комментарии к Туру «Бет Йосеф», хотя нередко мнение Зоара есть и в других источниках. Также бывает, что он не постановляет закон в соответствии с мнением Зоара.  Мы только приведем вкратце основные цитаты из Зоара, имеющие какое-то практическое значение. В четвертой главе Орах Хаим, он приводит из Зоара несколько законов связанных с омовением рук (тема, которая освещена в Зоаре очень подробно). В главах 25, 27, 31 и 32 Р. Йосеф Каро приводит из Зоара некоторые законы Тефилина (например, чтобы ручной узел всегда касался коробки). В главе 46, он приводит запрет ходить с непокрытой головой (хотя на это есть и Талмудические источники, но именно Зоар запрещает это полностью). Согласно Зоару, после Гааль Йисраль не говорят Амен, чтобы не прерываться между спасением (Геулой) и молитвой Шемоне Эсре (глава 51). Зоар считает, что даже Кедуша, которую произносят в первом благословении Шема не произносится без миньяна (глава 59). Согласно Зоару, чтобы в Шема было 248 слов, последние три слова произносят дважды (глава 61). В главе 90, Бет Йосеф приводит, что согласно Зоару в синагоге должно быть 12 окон. В главе 101 – что молиться Шемоне Эсре следует так тихо, что сам себя не слышишь, (но конечно не про себя). Источник обычая, что именно Леви моет руки Коэну перед благословением Коэнов, тоже из Зоара (глава 128). Также Зоар считает, что вызванный к Торе не читает вместе с «Бааль Коре» (глава 141). По Зоару, даже мясо после молока нельзя есть в тот же час (Йоре Деа, глава 173), и наконец, Зоар считает, что женщинам не следует посещать на кладбище (Йоре Деа, глава 359).

А где Бет Йосеф цитирует Зоар, но в наших версиях Зоара этого нет?

Бет Йосеф (в главе 4), приводит от имени Зоара запрет не проходить четыре Амота (около двух метров) не помыв утром руки, но в наших версиях Зоара этого нет (и в Шулхан Арухе он тоже это не привел, хотя большинство Ахроним приводят эту строгость).

Ответы на вопросы по Халахе:

Какое самое лучшее время молиться Минху?

По мнению Рамбама, самое лучшее время это от двух с половиной часов до конца дня, до часа с четвертью до конца дня. С другой стороны, некоторые мудрецы и в частности Каббалисты считают, что наилучшее время – это прямо перед заходом солнца, когда солнце уже выглядит красным (но проблема в том, что если стараться молиться прямо перед заходом, то легко упустить это время, и солнце уже зайдет). На практике, Шулхан Арух считает, что следует лехатхила молиться только в последние два с половиной часа дня («Минха Кетана»), но большинство сегодня не беспокоятся об этом и молятся лехатхила в любое время после получаса после полудня («Минха Гедола»), тем более что если помолиться пораньше то не возникнет проблем, описанных в следующем вопросе.

Что можно поесть до молитвы Минха?

Согласно Шулхан Аруху, нельзя устраивать трапезу с хлебом даже близко к времени («Минха Гедола»), т.к. после полудня. Но Рема мягок с этим, и запрещает только большие трапезы, или обычные трапезы, когда уже наступила «Минха Кетана». Вдобавок существуют разные другие ограничения, начинать определенные работы, стрижку и баню. Но в некоторых случаях можно быть мягким если поставить будильник или подобное напоминание, чтобы не забыть помолиться.

Какое самое позднее время молитвы Минха?

Некоторые считают, что после захода солнца нельзя молиться Минху (ГР”А, Р. Хаим Каниевский). Другие разрешают молиться и Бен Ашмашот, хотя есть диспут до какого времени. Мишна Берура советует, молящемуся в это время поставить условие, что если время Минхи еще не прошло, он молится Минху. А если прошло, то это его Шмоне Эсре Маарива. Потом, когда он будет молиться Маарив, он ставит обратное условие, что если Маарив он уже помолился, то сейчас он молится второй раз как компенсацию Минхи (разумеется, данный совет не поможет в Шаббат и в Моцей Шаббат).

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

«Справедливость, справедливость ищите» (Деварим 16:20). Первое [упоминание о справедливости] указывает на решение на основании строгого закона, а второе - на компромисс. Это подобно двум кораблям, встретившимся на узкой реке. Если они поплывут одновременно, оба утонут, а если один пропустит другого, они проплывут без происшествий. Точно так же, если два верблюда шли навстречу друг другу и встретились на горной тропе, если оба они пойдут одновременно, то упадут. Но если они пойдут по очереди, они смогут пройти безопасно. Как им действовать? Если один нагружен, а другой порожний, последний должен идти назад, чтобы уступить дорогу первому. Если один ближе к концу узкой части пути, чем второй, то ему уступают дорогу. Если оба одинаково близки, нужно найти компромисс между ними, и тому, кому пришлось возвращаться, платят компенсацию (Санхедрин 32б).

Предыдущая глава