Еврейский Калейдоскоп. Глава Рээ.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для младших школьников):

Какая птица в Торе называется нешер?

Хотя обычно нешер () переводят как орел, скорее всего этот перевод неправильный (см. например Тосафот, Хулин 63а). Нешер это другая птица (возможно, один из грифов: белоголовый сип, см. Живая Тора Р. Арье Каплана).

Какой закон шмиты, который относится и вне Израиля, описан впервые в нашей главе?

В нашей главе описывается закон аннулирования долгов в конце Седьмого Года. Этот закон до сих пор не был упомянут в главе Бехар с остальными законами Шмиты. Заметим, что по многим мнениям, этот закон в наше время относится не из Торы, а только как закон раввинов.

Из какого закона в нашей главе учится идея пенсии?

В нашей главе описывается мицва не отпускать слугу с пустыми руками, после того как он проработал шесть лет. Из этого Сефер Ахинух (482) учит идею что работнику, который долго проработал, следует дать выходное пособие или пенсию.

Откуда мы знаем, что хамец становится запрещенным полдня до Праздника Мацот?

Одно из доказательств приводится из стихов (Деварим 16:2-3): И принеси жертву Песах Не ешь при нем квасного. Значит к времени принесения Пасхальной жертвы, уже запрещен хамец (хотя не все согласны, что запрет из Торы действует уже с полудня четырнадцатого Нисана, см. Песахим 28б).

И помни, что рабом был ты в Египте, и соблюдай и исполняй все эти законы (16:12). Почему этот стих сказан после упоминания праздника Шавуот, а не после заключения всех праздников Суккотом?

Хизкуни пишет, что Шавуот единственный праздник, когда нет никаких дополнительных мицв (как маца в Песах, шалаши в Суккот, Шофар в Рош Ашану). В Шавуот лишь сам праздник в память об Исходе. Вдобавок, в Шавуот, фермеру трудно оторваться в разгар урожая, чтобы совершить паломничество в Иерусалим, поэтому Тора напоминает, что мы были рабами в Египте, и у нас ничего не было, и всем, что у нас есть, мы обязаны Творцу.

Как пишется слово Суккот в Торе?

В Торе слово Суккот всегда пишется без первого вава, и иногда и без второго. В нашей главе, первый раз (16:13) праздник Суккот написан без вавов , а во второй раз (16:16) с одним вавом .

Ответы на вопросы к главе Торы:

Но только к месту, которое изберет Г-сподь, Б-г ваш, из всех колен ваших, чтобы утвердить там Имя Свое, к Его обиталищу устремляйтесь, и приходи туда (Деварим 15:5). В нашей главе впервые Тора описывает особое место, которое Всевышний выберет. Как мы знаем, со времени, когда Шломо построил Храм, этим местом стал Иерусалим. А в каких еще местах находился религиозный центр в течение нашей истории?

Когда наш народ зашел на Святую землю, переносной Храм находился в Гилгале. Потом центром долго был город Шило, пока он не был разрушен филистимлянами. После этого центральный жертвенник Бама находился в городе Нов, а позже, когда Шауль заподозрил священников, что они помогают бунту Давида, Нов был разрушен, и Центральная Бама была в Гивоне. Заметим, что статус Шило был не таким же, как остальные из упомянутых мест. В Шило был единственный в тот период времени законный Храм, и нигде больше нельзя было приносить жертвы (но см. Зевахим 119, что есть мнение, что и в период Шило можно было приносить жертвы в других местах). А во время, когда центр был в Гилгале, Нове и Гивоне, существовали и другие бамот (см. Зевахим 112б), но на центральной баме проводили основные общинные службы.

А была ли мицва приходить в Храм три раза в год, когда Храм был не в Иерусалиме?

Талмуд (Хагига 6а) обсуждает мнение, что и сына, который может ехать на плечах отца, нужно приводить в Храм на паломничество, и спрашивает, почему же тогда Шмуэля привезли в Храм в Шило, только когда ему исполнился второй год? Отсюда выглядит, что мицва паломничества существовала и в Шило (см. вопросы и ответы Маариц Хаес, 7). Также из некоторых мидрашей выглядит, что эта мицва относилась к Храму в Шило (см. Тана ДеБе Элияу Рабба 8, в других изданиях 9; Мидраш Шмуэль 1:1, Кохелет Рабба 5:19, хотя там ошибка переписчика и упоминается Иерусалим вместо Шило). Более того, Иерусалимский Талмуд (Хагига 12а) сообщает нам, что Давид умер в Шавуот, и весь Израиль был в трауре, и поэтому они принесли праздничные жертвы на следующий день. Т.к. во время смерти Давида, центральная бама была в Гивоне, отсюда выглядит, что и туда приходили на праздник (но возможно это не было обязательным). С другой стороны, автор Афлаа (Р. Пинхас Горовиц, один из раввинов Хатам Софера) в комментариях к Торе (Паним Яфот к Бемидбар 29:39), склоняется к тому, что мицва паломничества не относилась к Храму в Шило, и что эта мицва относилась только к Храму в Иерусалиме (см. также Рамбан к нашей главе 16:11 и Даат Софрим к Книге Шмуэля, глава 1, пометка 17).

А можно ли в наше время приносить жертвы в Иерусалиме?

Теоретически, по многим мнениям и в наше время можно было бы приносить определенные общинные жертвы в Иерусалиме, несмотря на то, что мы все ритуально нечисты. Ведь по закону общинные жертвы приносятся, когда вся община нечиста от нечистоты мертвеца. Но на практике, кроме политических соображений (тот факт, что Храмовую гору контролируют арабы), есть и немало халахических трудностей с принесением жертв. Например, из одежд коэна, пояс требует тканей, которые покрашены в определенные цвета (техелет, аргаман, толаат шани). Точные инструкции к получению этих цветов сегодня утеряны. Вдобавок есть неуверенность насчет того, где именно находился жертвенник, и его точных размеров. Кроме этого, не все люди, которые считают себя коэнами, на самом деле являются кошерными коэнами (ведь если даже в каком-то далеком поколении, прапрабабушка коэна была некошерной для мужа, ее потомки не коэны а халалим). Но Талмуд сообщает нам, что и в наше время нееврей может приносить жертвы Всевышнему где угодно (Зевахим 116б).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Согласно нашим мудрецам, каждый час времени соответствует одному из семи мазалот (пяти ближайших планет, солнцу или луне). А каким планетам соответствуют первые часы каждого дня недели?

Первые часы дней недели соответствуют солнцу, луне, марсу, меркурию, юпитеру, венере и сатурну в этом порядке (см. Раши, Шаббат 129б). Заметьте, что в английском языке это соответствие сохранилось в трех из дней недели (Sunday, Monday, Saturday супротив sun, moon, Saturn солнце, луна, сатурн).

А какое соответствие существует между 12 знаками зодиака и этих семи мазалот?

Сатурн связан с гди и дли (козерог и водолей). Юпитер кешет и дагим (стрелец и рыбы). Марс скорпион и овен. Венера весы и телец. Меркурий дева и близнецы. Солнце лев, луна рак (см. Ликуте а-ГРА, стр. 141, и так же считают нееврейские астрологи).

А какое соответствие существует между 12 знаками зодиака и четырьмя элементами?

12 знаков разделяются на группы по три, и каждая группа соответствует одному из направлений света и одному из элементов. Овен-лев-стрелец соответствуют направлению севера и элементу огня. Группа телец-дева-козерог соответствуют направлению запада и элементу земли. ГРА (комментарий к книге Мелахим 1:7:25) пишет, что хотя философы считают, что группа близнецы-весы-водолей советует воздуху, а рак-скорпион-рыбы воде, но что правильное соответствие согласно кабале: близнецы-весы-водолей вода (юг), а рак-скорпион-рыбы воздух (восток).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли аннулировать клятвы в Шаббат?

В Шаббат аннулируют только те клятвы, которые требуется аннулировать в сам Шаббат (например, обет не пить вино и т.п.)

А если муж услышал о клятве жены в Субботу, может ли он ее отменить?

Да. Ведь у него есть только этот день, чтобы отменить клятву, и после Субботы он уже не сможет сделать хафарат недарим.

Можно ли измерить длину, площадь или объем чего-то в Шаббат?

Измерять в Шаббат можно только ради мицвы (например, чтобы узнать есть ли в стакане объем ревиит, который требуется для Кидуша).

Поучения, Афоризмы:

(Эйрувин 3а, Бава Батра 24б) Кастрюля, которая принадлежит [многим] партнерам остается не горячей и не холодной (в смысле, всем наплевать, и каждый думает, что это не его забота).

Предыдущая глава