Еврейский Калейдоскоп. Глава Пинхас.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Как пишется в Торе имя Пинхас?

В наших свитках Торы, имя Пинхас всегда пишется через «йод» (ôéðçñ). Единственное место, где Пинхас написано без «йода» - это имя другого Пинхаса, сына первосвященника Эли (Шмуэль 1:1:3, но см. Минхат Шай, что были и другие мнения, как писать Пинхас, см. также Зоар 3:215б). 

Как звали женщину, которая совратила принца колена Шимона?

Козби. Интересно, что это слово однокоренное со словом «казав» - ложь (см. также Рамхаль, Адир Бамаром, вторая часть).

Как пишется в Торе слово «Несиим» (принцы)?

В нашей главе (27:2),  это слово пишется с первым «йодом», но не со вторым äÇðÌÀùÒÄéàÄí, а продолжение этой истории в главе Масей (36:1), написано äÇðÌÀùÒÄàÄéí со вторым «йодом». Бывает также, что это слово пишется с двумя «йодами» (Бемидбар 10:4), или вообще бей «йодов» (Шемот 35:27).

Необычное написание какого слова используется, когда Всевышний говорит Моше, что он увидит издалека Землю Израиля?

Слово åÀøÈàÄéúÈä (и ты увидишь) написано в нашем стихе (27:13) с буквой хей на конце (см. Баал Атурим и Актав Веакабала для объяснений этого нестандартного написания).

Наиболее часто встречающийся стих в Торе: «Ваедабер Ашем эль Моше лемор» (и сказал Всевышний Моше, сообщая). А какой уникальный стих в нашей главе состоит из тех же слов?

В нашей главе – единственное место в Торе, где написан следующий стих (Бемидбар 27:15, см. также Баал Атурим к этому стиху): «Ваедабер Моше эль Ашем лемор» (и сказал Моше Всевышнему, сообщая; а насчет того, почему используется слово «лемор», см. комментарий Раши от имени Сифре в начале главы Ваэтханан.)

Ответы на вопросы к главе Торы:

Через сколько поколений, потомок Пинхаса служил первосвященником в Храме Шломо?

В Дивре Аямим (1:5:30-36) описываются 12 поколений потомков Пинхаса до некого Азарии, который «служил в Храме, который построил Шломо в Иерусалиме». Тем не менее, комментаторы подчеркивают, что первым служил в Храме Цадок, который был в восьмом поколении после Пинхаса. Что касается Азарии, одно из объяснений, что он с «месирут нефеш» (самопожертвованием) остановил царя Узияху, который хотел служить в Храме, и поэтому про Азарию подчеркивается, что он «служил» в Храме Шломо. А согласно ГР”А (Дивре Аямим 1:5:36) – Азария – это Йехояда, который восстановил службу после правления идолопоклонницы царицы Аталии, поэтому про Йехояду говориться, что он  [снова] служил в Храме Шломо. Еще одно объяснение: написано, что этот Азария служил [первосвященником] в Храме, т.к. его дедушка, другой Азария, не был первосвященником (см. также Малбим, Дивре Аямим 1:5:30). Интересно, что в Книге Эзры (7:1-5) некоторые поколения пропущены (нередко потомок человека зазывается его «сыном»).

А сколько поколений первосвященников, потомков Пинхаса, служили во время Первого Храма? 

Талмуд (Йома 9а) сообщает, что во время Первого Храма служило 18 поколений первосвященников (см. также Вайикра Рабба 21:9 и Сифре к началу главы Пинхас). Тем не менее, некоторые считают, что правильная гирса в Талмуде – это 12, а не 18 (см. Тосафот Ешаним, и ГР”А к Дивре Аямим 1:5:36, в стихах 34-41 можно насчитать только 12 поколений от Цадока до Серая, а его сын Йехоцадак был изгнан в Вавилон; позже Йехошуа сын Йехоцадака вернулся из изгнания, и служил во Втором Храме). Но Малбим  Дивре Аямим там же) пишет, что не все из первосвященников, служивших при Первом Храме, были из этой линии родословной, и что правильная версия именно 18 первосвященников, как у нас в Талмуде (см. также Тосафот к Йома 9а другие гирсы и объяснения поколений, которые служили в Первом Храме).

Откуда мы знаем, что муж наследует имущество умершей жены?

В нашей главе, описываются правила и порядок наследия, и заканчивает словами: «А если нет братьев у его отца, то передайте его удел родичу его, ближайшему из семейства, и тот унаследует ее åÀéÈøÇùÑ àÉúÈäÌ» (27:11). Последние слова «ближайшему из семейства … унаследует ее» намекают также на то, что муж наследует имущество жены, в случае ее смерти (см. Бава Батра 111б). Тем не менее, не все мудрецы согласны с этой драшей (см. например Кетубот 84а) и по этим мнениям, по Торе муж не наследует имущество жены, и это лишь закон раввинов (и так постановляет Рамбам, Нахалот 1:8). 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Бывает ли дагеш хазак в начале слова?

Дагеш хазак – это дагеш, который делает более сильным произношение буквы, например òÇîÌåÉ читается почти как аммо. В начале слова дагеш хазак почти не встречается, потому что практически невозможно произнести букву двойной вначале, но если первой букве слова дагеш хазак, его читают вместе с концом предыдущего слова, например  îÇä ùÌÑÀîÆêÈ маш-ш’меха (на практике, большинство людей не обращают внимание на такие точности, также как в русском языке, например коммерческий, читается, как будто написано с одним м, и также по-английски commercial).

Что такое «Азия» в Талмуде?

Хотя иногда «Азия» (àñéà) может значить всю Азию, чаще всего это выражение означает часть сегодняшней Турции (Малая Азия, так же как Римская Провинция Азия). Вдобавок иногда в Талмуде упоминается город «Азия» (но обычно он пишется через айн òñéà).

Какие буквы еврейского алфавита имеют другую форму, когда они в конце слова, и является ли этот феномен уникальным для иврита? А бывает ли что не в конце слова пишется «конечная» буква?

Есть 5 букв, которые в ассирийском письме иврита в конце слова пишутся по-другому: îðöô"ê. Этот феномен не уникален, в греческом сигма σ в конце пишется как ς. В арабском и сирийском языках многие буквы меняют формы в зависимости от того, где в слове они находятся: в начале, в середине или в конце. Интересно, хотя в наших свитках 5 конечных буквы пишутся по-другому, в старом алфавите иврита (палео-иврит) и в финикийском  буквы пишутся одинаково, где бы они не находились. В одном месте в Танахе (Йешаяху 9:6) конечный мем написан посередине слова ìÀíÇøÀáÌÅä (см. Санхедрин 94а).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли в пост пробовать пищу во время готовки?

Нет (Шулхан Арух 567:1).

Можно ли принимать душ или ванну в пост?

Обычай не принимать горячую ванну для удовольствия, но просто принять прохладный быстрый душ, по букве закона можно.

Можно ли в пост утром чистить зубы или полоскать рот?

Нет. Во время постоянных постов, которые принял весь еврейский народ, как например Семнадцатое Тамуза, нельзя даже полоскать рот, но если человеку очень это требуется, то можно быть мягким, если при этом нагнуться так, чтобы вода не попала в горло, (см. Арух Ашулхан 567:3, см. также Беэр Моше 8:94 по отношению к полосканию особыми дезинфицирующими жидкостями, например Listerine). Также если требуется, можно провести по зубам сухой щеткой без пасты.

Поучения, Афоризмы:

(Бемидбар Рабба 21:12, Танхума, Пинхас, 8). Моше сказал судьям: сложные вопросы, на которые вы не знаете ответа, будете спрашивать у меня (Деварим 1:17). [Моше был уверен, что уж он-то знает ответ на любой вопрос, и за эту самоуверенность Всевышний его наказал.] Когда дочери Целафхада пришли к Моше [и попросили положенное им наследство, он не знал, правы ли они], и Всевышний сказал: вот закон, который знают женщины, а ты его не знаешь! 

Предыдущая глава