Еврейский Калейдоскоп. Глава Пинхас.

Лерефуа Шлема Шель Бэлла бат Рива и Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какая буква в нашей главе большая?

Нун в слове Мишпатан (27:5).

А какая еще есть необычная буква в нашей главе?

Буква Вав в слове Шалом (25:12) написан необычным образом (см. Ритва, Кидушин 66б, см. Минхат Шай, Бемидбар 25:12 разные мнения, как именно пишется этот Вав).

Если у человека дочь и внучка от сына (а сам сын уже умер), кто его наследует?

В такой ситуации, наследует внучка – дочка сына.

В приношении Мусафа упоминаются бараны и барашки (айил и кевес). Какая между ними разница?

Айил – это баран, которому уже исполнилось 13 лунных месяцев, а кевес – барашек, которому не более 12 месяцев (а во время тринадцатого месяца, животное не годится ни как баран, ни как барашек).

В какие 3 праздника приносили одного быка, одного барана и семь  барашков?

В Рош Ашана, Йом Кипур и Шмини Ацерет. (Наверняка здесь подсказано что-то общее по отношению к этим праздникам).

А почему в жертву «хатаат» каждый праздник и Рош Ходеш приносили козлов?

Из домашних кошерных животных, именно козлы ближе всего к «нечистой стороне», поэтому эта порода выбрана для общинных жертв за грех. В принципе считается, что бык приносился супротив Авраама, баран – супротив Йицхака, в барашки – супротив Якова, в то время как козел – «Сеир» - супротив волосатого Эйсава (Иш Саир, который породнился с Сеиром Хорейцем и жил на Земле Сеир).

А какие именно грехи искупали общинные жертвы «хатаат»?

Согласно Хазаль, общинные жертвы «хатаат» искупали грехи, связанные с ритуальной нечистотой (например, нечистый человек, который ел святые части жертв). Наверняка такие грехи случались постоянно, и поэтому данные жертвы «хатаат» приносились рутинно.

А в какой праздник не упомянуто слово «хатаат» (хотя сама жертва приносилась?)

В Шавуот (тому, кто занимается Торой, не требуется жертва за грех).

А в какой праздник приносили два козла для «хатаат»?

В Шавуот, т.к. кроме регулярного Мусафа, еще один козел приносился из-за хлебов, которые приносили в Шавуот. Также в Йом Кипур, кроме регулярного Мусафа, приносили козла, на которого выпал жребий Всевышнему.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Число мужчин из какого колена не делилось на 50? Почему?

Количество детей Реувена 43 тысячи 730. Рав Яков Каменецкий (Эмет Леяков) предполагает, что обычно еврейская армия разделялась на группы по 50, и если общее число не делилось точно, то некоторые из групп были немного меньше (по 49) или немного больше (51). Но т.к. из детей Реувена часть погибла во время бунта Датана и Авирама, то в память об этом специально оставили неполные группы.

Кто такой был Целафхад, и где он был упомянут в Торе?

Целафхад до нашей главы не был упомянут. Но Талмуд (Шаббат 96б) приводит мнение Рабби Акивы, что Целафхад – это мужчина, упомянутый в главе Шелах, который сломал Шаббат. На это ему ответил Рабби Йехуда Бен Батейра: «Акива! В любом случае тебе придется отчитываться перед Творцом. Если ты прав, то ведь Тора [не зря] скрыла его грех, а ты об этом всем сообщил. А если ты не прав, то ты возводишь поклёп на этого праведника!»

Как получилось, что Моше не знал, должны ли дочери Целафхада получить наследство? Разве Моше не получил всю Тору на горе Синай?

Во-первых, не очевидно, получил ли Моше всю Тору у Синай. Существуют мнения, что Моше получал заповеди Торы в разные времена в течение 40 лет пустыни (по отношению к заповедям, описанным впервые в Книге Деварим, см. вопросы и ответы Радбаза, 2143). Но даже если Моше уже получил все законы у горы Синай, он мог позже забыть определенные детали (см. подобное по отношению к законам очищения сосудов Мидянетян, Раши 31:21, см. также Мидраш Танхума, Пинхас, 8, см. также «Амаор Агадоль» к этому стиху от имени «Мишна Зихрон»). Возможно также, что Всевышний специально не сообщил Моше определенные детали, чтобы праведные дочери Целафхада заслужили попасть в Тору (см. Бава Батра 119б, см. также Хазон Иш, Орах Хаим 125:4). А Зоар (3:157а) объясняет, что Моше знал закон наследства, но не знал, искуплен ли грех Целафхада, чтобы его дочери могли получить участь в Земле Израиля. 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

В Первом Храме, Святая Святых отделялась от остальной части Храма стеной. А чем отделялась Святая Святых во Втором Храме? Почему?

Т.к. во Втором Храме, первый этаж был выше, то невозможно было сделать такую высокую стену, и вместо этого повесили занавес (см. Бава Батра, 3а).

А в каком пророке описываются детали строения Третьего Храма?

В конце пророка Йехезкель.

А где в Торе упоминается восклицание «Ой!»?

В Пятикнижие, «Ой» упоминается дважды: в главе Хукат (21:29), и в главе Балак (24:23). А вообще в Танахе, это слово много разу упоминается в пророках Йешаяху, Йирмияху, Йехезкеле и Хошеа, а также в Шмуэле, в Мишле, и в Книге Эйха (5:16): «Ой на лану ки Хатану» (Ой нам, потому что мы грешили).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли искать квартиру в три недели между 17-ым Тамуза и Девятым Ава?

По букве закона, да.

Можно ли переезжать на другую квартиру в три недели?

В принципе это разрешено, но т.к. это время для нас не особенно удачное, желательно уже «начать» переезд до трех недель, например, поставить что-то свое в новой квартире. В особенности не стоит устраивать переезд после начала Ава.

Можно ли ходить в ресторан или в поход?

По букве законы это не запрещено, но в некоторых местах существовала такана не ходить на прогулки в сады и т.п. в эти дни (см. Сде Хемед, Бен Амецарим 1:10).

Поучения, Афоризмы:

«Ты не взывал ко Мне, Яков, ты устал от Меня, Израиль» (Йешаяху 43:22). Всевышний говорит: «Если бы Мой народ хотя бы ко Мне тоже обращался, ведь он служит всем идолам, а ко Мне не обращается даже напоследок». Это подобно человеку, который устроил пир, и пригласил всех кроме царя. Царь сказал: «Если бы он хотя бы пригласил меня среди моих остальных слуг!» (см. Предисловие к Эйха Рабба, 10, см. также Талмуд, Бейца 25б; в наше время тоже, за что только евреи не борются, и к каким только движениям не примыкают, вместо того, чтобы следовать Иудаизму).

Предыдущая глава