Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ноах.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В стихе 9:21, в
слове ειωϊ (и он
напился),
последние
две гласные
шва. А как
правильно их
читать?
Обычно,
когда две
гласные шва
идут подряд,
первая шва
нах
(беззвучная),
а вторая шва
на (звук э). Но когда
последние
две гласные в
слове шва, есть
диспут,
относится ли
предыдущее
правило, и мы
следуем
мнению, что
обе гласные
беззвучны (и
в нашем
случае
читается «ваешт»,
а не «ваештэ»).
Почему в
этом стихе,
слово «его
шатер»
написано с «Хей» на
конце («Охала»,
дословно «ее»
шатер)?
Возможно, что
Ноах действительно
находился в
шатре жены,
но мы читаем «его
шатер», что в меньшей
степени указывает
на его позор
(см. также Тосефта,
Мегила 3:20,
на нашем недельном
уроке мы
подробно
обсуждаем
этот вопрос).
В стихе 10:29
упоминается
один из
потомков Эвера
Офир. Где
жили потомки Офира, и
что привозил из Офира
царь Шломо?
Судя по
контексту, Офир
находился на
Аравийском
полуострове,
хотя есть и
другие
мнения. Шломо
привозил из
Офира
высококачественное
золото (Мелахим
1:9:28), а также кораллы
и
драгоценные
камни (Мелахим
1:10:11).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Сколько
всего есть
трактатов Мишны?
Ответ
зависит от того,
как считать
отдельные
трактаты. В
наших изданиях
всего 63
трактата. Но
возможно
считать три
первых
трактата Седера
Незикин
(Баба Кама,
Баба Мециа,
и Баба Батра
первые
ворота,
средние и
последние
ворота), как
один трактат.
Тогда всего
получается 61 трактат.
Существует
также
традиция, что
всего
трактатов 60, и
возможно
тогда
трактат Макот
считается
частью
трактата Санхедрин.
К скольким
из Трактатов Мишны
существует
Вавилонский
Талмуд?
37.
А к какому
трактату
Вавилонский
Талмуд неполный
(сохранился
Талмуд
только к
некоторым
главам)? А
какие Трактаты
Иерусалимского
Талмуда
сохранились не
полностью?
К трактату Тамид,
Вавилонский
Талмуд
неполный.
Также, в Иерусалимском
Талмуде, не
полностью
существует Гемора к
трактатам Шаббат,
Нида и Макот.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Седьмого
Мархешвана
(в этом году, 27
октября) в
Израиле
начинают просить
дождь в
девятом
благословении
Шмоне Эсре.
Зададим
несколько
вопросов на
эту тему.
Если
Израильтянин
находится
вне Израиля, и
наступило 7 Мархешвана,
нужно ли ему
начинать
просить
дождь?
Есть
разные
мнения на все
эти вопросы,
и возможно
лучший
вариант это начиная
с 7 Мархешвана
просить
дождь в
благословении
«Шомеа Тефила».
А если он
уже начал
просить и
потом
приехал в Хуц
Лаарец?
По
многим
мнениям, раз
он уехал
после 7 Мархешвана,
и уже начал
просить
дождь пока
был в
Израиле, то
следует
продолжать и
когда он вне
Израиля.
А если
наоборот,
кто-то из галута
приехал
временно в
Израиль, и
там уже
просят дождь,
что ему
делать?
Многие
считают, что
ему следует начать
просить
дождь вместе
с Израильскими
евреями. А
если он
вернулся назад
до 5 декабря,
то пусть
продолжает
просить дождь
в благословении
«Шомеа Тефила».
Поучительные
истории,
Шутки,
Афоризмы:
Не торопись
устами
своими, и
пусть сердце
твое не
спешит
молвить
слово пред
Б-гом, ибо Б-г в
небесах, а ты
на земле.
Поэтому да
будут речи
твои кратки (Экклезиаст
5:1).
Гилель
говорил:
«Если не я для
себя, кто за
меня? А если я
только для
себя кто я? А
если не
сейчас, то когда
же?» (Пиркей
Авот 1:14).
(Наши
мудрецы
предпочитали
не говорить
ничего
негативного,
или
выражаться
подсказками,
как
иллюстрирует
следующая
история). Йоханан
Хакука
выезжал в
деревню.
Когда он
вернулся, его
спросили: «ну,
как в этом
году растет
пшеница?» Он
не хотел
отвечать:
«плохо», и
сказал: «в
этом году
хорошо
растет
ячмень». Ему
тогда ответили
в шутку: «это
ты можешь
сообщить лошадям
и ослам» (в
смысле, в те
времена ячменем
в основном
кормили
животных).
Талмуд спрашивает:
А как
следовало
ему сказать
(чтобы бы они
поняли, что в
этом году
пшеница растет
плохо)? Он мог
сказать:
«чечевица
растет хорошо»,
или: «в
прошлом году
хорошая
пшеница
выросла» (Песахим
3б).